Дело № 2-460/2023
УИД 66RS0030-01-2023-000526-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.08.2023 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой А.О.,
с участием заместителя прокурора города Карпинск Матвеева С.О., помощника прокурора г. Карпинска Семеновой А.А., заместителя прокурора города Карпинск Максимова Р.П.,
истцов Молчанова А.В., Мазур Л.В., Мазур А.В.,
представителя ответчика Администрации городского округа Карпинск Гинятуллиной Е.Н.,
представителя третьего лица отдела ГОГУП «Областной центр недвижимости» Карпинское БТИ – Рыжковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Карпинск, действующего в интересах Молчанова Андрея Васильевича, Мазур Людмилы Валерьевны, Мазур Андрея Валерьевича к Администрации городского округа Карпинск о признании незаконным бездействия, в непринятии решений о дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора города Карпинска, действующий в интересах Молчанова Андрея Васильевича, Мазур Людмилы Валерьевны, Мазур Андрея Валерьевича, обратился в Карпинский городской суд Свердловской области в порядке, предусмотренном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что прокуратурой города Карпинска, установлено, что прокуратурой города Карпинска проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в Администрации городского округа Карпинск. B соответствии c Паспортом национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.20 18 № 16), целями указанного национального проекта является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Проведенной проверкой установлено, что 05.09.2013 решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Карпинск Мaзур Людмиле Валерьевне, и членам ее семьи: Мaзур Александре Валерьевне, Мaзур Андрею Валерьевичу, Молчанову Андрею Васильевичу предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 25.09.2013 между Мазур Л.B. и муниципальным казенным учреждением «Управление коммунального хозяйства», действующим от имени муниципального образования, заключен договор срочного найма указанного жилого помещения. B последующем действие договора срочного найма c заявителем неоднократно продлялось (решения комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Карпинск от 01.11.2018 № 208, от 16.05.2018 № 214, от 02.07.2020 № 227, от 05.11.2020 № 231, от 04.02.2021 № 234). Комиссией по жилищным вопросам при Администрации городского округа Карпинск на основании решения от 07.10.2021 № 242 Молчанову A.B. и членам его семьи: Мaзур Л.B. и Мaзур A.B. ранее занимаемое жилое помещение предоставлено в бессрочное владение и пользование. 09.11.2021 между Молчановым A.B. и МКУ «Управление коммунального хозяйства», действующим от имени собственника жилого помещения - городского округа Карпинск, заключен договор социального найма указанного жилого помещения. На основании заключения межведомственной комиссии от 04.09.20 13 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, вследствие ухудшения в связи c физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, постановлением Администрации городского округа Карпинск от 22.11.2013 №2355 признано непригодным для проживания. Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 17.03.2021 № 254 внесены изменения в части установления срока сноса жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - не позднее 2030 года. В результате значительного износа конструкции дома Мaзур Л.B. неоднократно обращалась в Администрацию городского округа Карпинск в МКУ «Управление коммунального хозяйства» по вопросам проведения капитального ремонта предоставленного жилого помещения и переселения из него. Однако ремонтные работы не планировались и не проводились. B 2018 году, 2020 году по результатам обследования принято решение o нецелесообразности проведения капитального ремонта. Согласно информации МКУ «Управление коммунального хозяйства», на 2023 год запланированы только работы по ремонту печного очага. 29.06.2021 прокуратурой города Карпинска внесено представление по фактам не включения дома в Региональную адресную программу и необоснованного переноса срока сноса жилого помещения постановлением администрации городского округа Карпинск от 17.03.2021 К 254 не позднее 2030 года. Из ответа Администрации городского округа Карпинск от 22.07.2021 на представление следует, что причиной не включения дома в Региональную адресную программу переселения является признание непригодным для проживания только жилого помещения дома, a не всего дома в целом. Относительно сроков сноса жилого помещения информация не предоставлена. B связи c непринятием Администрацией городского округа Карпинск мер по определению сроков отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, o сносе помещения либо o проведении капитального ремонта, a также решения o дальнейшем использовании помещения, несмотря на давность признания помещения непригодным для проживания, прокуратурой города Карпинска 09.01.2023 повторно внесено представление. Вместе c тем, из ответа Администрации городского округа представление следует, что действенных мер по устранению выявленных нарушений закона не предпринимается. Выявленное бездействие Администрации городского округа Карпинск в части непринятия мер поддержанию надлежащего технического состояния жилого помещения делает невозможным дальнейшее проживание граждан, нарушает их жилищные права, что недопустимо. Уставом МКУ «Управление коммунального хозяйства», утвержденным постановлением Администрации городского округа Карпинск от 14.03.2016 №350, определено, что учреждение осуществляет права и обязанности наймодателя по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Карпинск. Таким образом, непринятие Администрацией городского округа Карпинск решений o дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает конституционные права Молчанова A.B. и членов ее семьи — Мазур Л.B. на проживание в жилом помещении, отвечающем санитарным, техническим правилам и нормам, и не представляющем опасность для жизни и здоровья человека, приводит к неопределенности проведения работ по переселению граждан из аварийного жилья или капитального ремонта. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Карпинск, выразившееся в непринятии решений o дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Возложить на Администрацию городского округа Карпинск обязанность предоставить Молчанову Андрею Васильевичу и члену его семьи — Мазур Людмиле Валерьевне, жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам нормам, не представляющее опасности для жизни и здоровья человека территории городского округа Карпинск.
К участию в деле, по ходатайству прокурора г. Карпинска в качестве истца привлечен член семьи нанимателя Мазур Андрей Валерьевич.
Заместитель прокурора г. Карпинска Максимов Р.П. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Карпинск, выразившееся в непринятии решений o дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Возложить на Администрацию городского округа Карпинск обязанность предоставить Молчанову Андрею Васильевичу, и членам его семьи — Мазур Людмиле Валерьевне, Мaзур Андрею Валерьевичу, жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, не представляющее опасности для жизни и здоровья человека, на территории городского округа Карпинск по договору срочного найма. Возложить на Администрацию городского округа Карпинск обязанность после осуществления сноса жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключить c нанимателем договор социального найма жилого помещения.
Истец Молчанов А.В. в судебном заседании исковые требования поддерживал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснил, что Администрацией ему и его семье неоднократно были предложены жилые помещения, но, по его мнению, они не отвечают санитарным и техническим требованиям. Старая сантехника, не новый линолеум, несвежий ремонт. Дом в п. Кытлым находился в состоянии не лучшем, чем жилое помещение в котором он проживает в настоящее время. Также его не устраивает и вариант переезда в общежитие. Полагает, что квартира должна находиться в таком состоянии, которое его бы устраивало, так же ему никто не дает гарантии в том, что после сноса его жилого помещения, квартира, которую ему предоставят по договору срочного найма, останется у него и на нее будет заключен договор социального найма.
Истец Мазур Л.В. в судебном заседании исковые требования поддерживала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истец Мазур А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить дал пояснения, аналогичные пояснения Молчанова А.В.
Представитель ответчика Администрации городского округа Карпинск Гинятуллина Е.Н. в судебном заседании пояснила, что Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Карпинск от 05.09.2013 Мaзур Л.В., и членам ее семьи: Мaзур Александре Валерьевне, Мaзур Андрею Валерьевичу, Молчанову Андрею Васильевичу предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2. 25.09.2013 между Мaзур Л.B. и муниципальным казенным учреждением «Управление коммунального хозяйства», действующим от имени муниципального образования, заключён договор срочного найма № указанного жилого помещения. В дальнейшем данный договор срочного найма неоднократно продлевался. 09.11.2021 между Молчановым A.B. и муниципальным казенным учреждением «Управление коммунального хозяйства» заключён договор социального найма № 118 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2, в качестве членов семьи в договоре указаны: Мaзур Л.B. и Мaзур A.B. Постановлением Администрации городского округа Карпинск № 2355 от 22.11.2013 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2 признано непригодным для проживания. Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 17.03.2021 №254 установлен срок сноса жилого помещения, расположенного в <адрес> - не позднее 2030 года (п.1.2.).
На сегодняшний день на территории городского округа Карпинск переселение граждан из аварийного жилищного фонда реализуется в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан на территории <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (далее по тексту - Программа). B данную программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ в связи c физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен, так как непригодным для проживания признано одно жилое помещение, a не весь дом в целом. Согласно условиям формирования Программы, в нее включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи c износом в процессе их эксплуатации, o чем указано в письме Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> от 25.11.2019 № 16-01-81/12119. Более того, в соответствии c п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации дом, расположенный по адресу: <адрес> по мнению ответчика является «домом блокированной застройки», a не многоквартирным домом. Под домом блокированной застройки понимается строение, расположенное в ряд, которое разделяется друг от друга боковыми стенами без проемов и проходов. Каждый жилой блок имеет отдельный выход на территорию общего пользования и в нем отсутствуют помещения общего пользования (коридоры, лестничные клетки и тд). Постройка не должна превышать 3-x этажей, a однотипных самостоятельных секций должно быть не более 10. Общедомовое имущество в таких строениях отсутствует (ч. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Наличие y дома статуса «дом блокированной застройки» является причиной его не включения в Региональную программу, согласно п. 1 инструкции по формированию и предоставлению сведений об общей площади жилы помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи c физическим износом в процессе их эксплуатации, приложенной к письму Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 05.10.20 18 № 48644-ВЯ/О6.
Под многоквартирным домом в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 476- ФЗ «O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 476-ФЗ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (ч. 6 ст. 15 ЖК РФ). Таким образом, расселение жилого помещения, расположенного по спорному адресу будет возможно только после утверждения новой Программы или внесения изменений в действующую Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на условиях действующего на момент переселения жилищного законодательства Российской Федерации. Поскольку жилое помещение, расположенное в <адрес>, то руководствуясь абз. вторым п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения o признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" Администрацией установлен срок снос жилого помещения — не позднее 2030 г (Постановление Администрации городского округа Карпинск от 17.03.2021 № 254).
C целью исключения опасности для жизни и здоровья нанимателей, проживающих по адресу: <адрес> принимались меры для предоставления ФИО4 A.B., Мaзур Л.B. других жилых помещений: <адрес>142, 262, <адрес>4, однако согласия ли отказа от жилых помещений не поступало. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной МКУ «Управление коммунального хозяйства» ФИО4 A.B., Мaзур Л.B. вновь предложены жилые помещения, расположенные в <адрес>3, Мира, 64-89, <адрес> -4.
B соответствии c ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
B соответствии c ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Истец Мaзур Л.B. в целях принятия ее и членов ее семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими, было подано заявление и приложены соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению заявлений граждан o принятии на учет в качестве нуждающихся в жилы помещениях муниципального жилищного фонда документы были рассмотрены, в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими было отказано. Учитывая заключение об имущественном положении, Мaзур Л.B. и члены ее семьи не могут быть признаны малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Истец Молчанов A.B. до настоящего времени документы на принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признанного малоимущим в Администрацию городского округа Карпинск не обращался. Учитывая, что истцы до настоящего времени на учет в качестве нуждающихся не встали, жилое помещение в Программу переселения не включено, Администрацией городского округа Карпинск установлен срок сноса жилого помещения, расположенного в <адрес>, нанимателям указанного жилого помещения до сноса помещения предложены иные жилые помещения, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора г. Карпинска, действующего в интересах Молчанова A.B., Мазур Л.B. o признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решений o дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, o возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарными техническим требованиям на территории городского округа Карпинск не имеется. Также дополнила, что в целях урегулирования спора, в период рассмотрения дела в Карпинском городском суде, истцам было предложено две квартиры двух и трехкомнатные по <адрес>, а также по <адрес> в г. Карпинске, однако истцы от предложенного жилья отказались мотивируя свой отказ тем, что им не нравится состоянии сантехники, нет пластиковых окон, состояние линолеума, нет свежего ремонта, однако вся сантехника целая и заменять ее на новую, оснований не имеется. Все предложенные квартиры соответствуют техническим и санитарным требованиям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МКУ «УКХ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия, а также отзыв на исковое заявление, из которого следует, что МКУ «УКХ» осуществляет деятельность по управлению муниципальным жилым фондом и заключает договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решений Администрации городского округа Карпинск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований отдела ГОГУП «Областной центр недвижимости» Карпинское БТИ – Рыжкова О.А., в судебном заседании пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является помещением блочной застройки.
Суд, заслушав пояснения прокурора, истцов, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из материалов дела право пользования истцом жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> по договору социального найма возникло у Молчанова А.В. с 09.11.2021 года.
Согласно договора социального найма жилого помещения, заключенного между МКУ «УКХ» и Молчановым А.В., наймодатель передает нанимателю и членам его семьи: Мазур Л.В. и Мазур А.В. в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.63-67).
Постановлением главы городского округа Карпинск от 22.11.2013 № 2355, принятым на основании заключения межведомственной комиссии от 04.09.2013 № 328, жилое помещение по адресу: <адрес>, признанно непригодным для проживания в связи с его физическим в процессе эксплуатации, граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении включены в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений (л.д. 70-71, 72-73).
Согласно выписке из протокола №132 от 02.11.2020 заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, Мазур Л.В. и членам ее семьи Мазур А.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги в предоставлении права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Мазур Л.В. и Мазур А.В. не могут быть признаны малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (л.д. 54).
Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 17.03.2021 №254 установлен срок сноса жилого помещения, расположенного в <адрес> - не позднее 2030 года.
Квартира 2 <адрес> в <адрес> свердловской области является часть. Жилого дома.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу жилых помещений относит часть жилого дома.
В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Общедомовое имущество в таких строениях отсутствует (ч. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Наличие y дома статуса «дом блокированной застройки» является причиной его не включения в Региональную программу, согласно п. 1 инструкции по формированию и предоставлению сведений об общей площади жилы помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи c физическим износом в процессе их эксплуатации, приложенной к письму Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 05.10.20 18 № 48644-ВЯ/О6.
На территории городского округа Карпинск переселение граждан из аварийного жилищного фонда реализуется в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». B данную программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными до 01.01.2017 в связи c физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен, так как непригодным для проживания признано одно жилое помещение, a не весь дом в целом. Согласно условиям формирования Программы, в нее включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи c износом в процессе их эксплуатации, o чем указано в письме Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 25.11.2019 № 16-01-81/12119.
Под многоквартирным домом в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 476- ФЗ «O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 476-ФЗ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (ч. 6 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, расселение жилого помещения, расположенного по спорному адресу будет возможно только после утверждения новой Программы или внесения изменений в действующую Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на условиях действующего на момент переселения жилищного законодательства Российской Федерации.
Поскольку жилое помещение, расположенное в п. Кытлым по ул. Первомайская, 20-2 не включено в Программу, то руководствуясь абз. вторым п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения o признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" Администрацией установлен срок снос жилого помещения — не позднее 2030 г
C целью исключения опасности для жизни и здоровья нанимателей, проживающих по адресу: <адрес> принимались меры для предоставления ФИО4 A.B., Мaзур Л.B. других жилых помещений, (согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Карпинск л.д. 59, 60,68): <адрес>142, 262, <адрес>4, однако ФИО4, согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ от предоставленных жилых помещений отказался (л.д. 69).
Согласно справки от 05.07.2023, подготовленной МКУ «Управление коммунального хозяйства» Молчанову A.B., Мaзур Л.B. вновь предложены жилые помещения, расположенные в <адрес>3, Мира, 64-89, <адрес> -4.
Как пояснили истцы, в судебном заседании, данные жилые помещения, как и жилые помещения, квартиры, расположенные в <адрес> в <адрес>, им не подходят.
B соответствии c ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
B соответствии c ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Истец Мaзур Л.B. в целях принятия ее и членов ее семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими, было подано заявление и приложены соответствующие документы. 02.11.2020 комиссией по рассмотрению заявлений граждан o принятии на учет в качестве нуждающихся в жилы помещениях муниципального жилищного фонда документы были рассмотрены, в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признанных малоимущими было отказано. Учитывая заключение об имущественном положении, Мaзур Л.B. и члены ее семьи не могут быть признаны малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Истец Молчанов A.B. до настоящего времени документы на принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признанного малоимущим в Администрацию городского округа Карпинск не обращался.
По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования жилые помещения из государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, не являющимися малоимущими, но доход и стоимость подлежащего налогообложению имущества которых не превышает размер, позволяющий такому гражданину приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования (ст. 91.3 ЖК РФ).
В отличие от договора социального найма указанный договор является срочным (заключается на срок не более 10 лет) и не дает право нанимателю на приватизацию жилого помещения. Жилые помещения по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования предоставляются в наемном доме социального использования, под которым понимается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений (ст. 91.16 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что истцы статуса малоимущих не имеют, жилое помещение, предоставленное истцам по договору социального найма признано непригодным для проживания. Ответчиком принято решение о сроке сноса жилого помещения, расположенного в <адрес> - не позднее 2030 года. Также ответчиком принято решение о предоставлении лица, зарегистрированным в жилом помещении признанным непригодным для проживания иного жилого помещения, от которых истцы отказались.
Исходя из изложенного, бездействия Администрации городского округа Карпинск, выразившегося в непринятии решений о дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в судебном заседании не установлено.
Однако, с учетом того, что возложенная законом на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения по договору срочного найма на момент рассмотрения дела по существу не исполнена, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Администрацию городского округа Карпинск обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору срочного найма подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик – Администрация городского округа Карпинск, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12. 56, 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Карпинск, действующего в интересах Молчанова Андрея Васильевича, Мазур Людмилы Валерьевны, Мазур Андрея Валерьевича к Администрации городского округа Карпинск о признании незаконным бездействие Администрации городского округа Карпинск, выразившееся в непринятии решений o дальнейшем использовании помещения, конкретных сроков расселения жителей аварийного жилого помещения, жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении на Администрацию городского округа Карпинск обязанности предоставить Молчанову Андрею Васильевичу, и членам его семьи — Мазур Людмиле Валерьевне, Мaзур Андрею Валерьевичу, жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, не представляющее опасности для жизни и здоровья человека, на территории городского округа Карпинск по договору срочного найма, возложении на Администрацию городского округа Карпинск обязанности после осуществления сноса жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключить c нанимателем договор социального найма жилого помещения удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Карпинск предоставить Молчанову Андрею Васильевичу, и членам его семьи — Мазур Людмиле Валерьевне, Мaзур Андрею Валерьевичу по договору срочного найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, не представляющее опасности для жизни и здоровья человека, на территории городского округа Карпинск.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Карпинск, после осуществления сноса жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключить с Молчановым Андреем Васильевичем, и членами его семьи — Мазур Людмилой Валерьевной, Мaзур Андреем Валерьевичем договор социального найма жилого помещения.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд Свердловской области.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 29.08.2023.
Судья: С.В. Габбасова
Копия верна: