Дело № 2-346/2021
УИД 12RS0014-01-2021-000814-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2021 года пос. Советский Республика Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Коньковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Войковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дубининой М.Э. к администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл и Отраслевому органу администрации «Отдел образования Советского муниципального района» о признании незаконным постановления администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Дубининой М.Э.», об обязании восстановить в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с момента первоначального включения в список, об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Дубинина М.Э. обратилась в суд с иском к администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда, указывая, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем она не обеспечена.
Впоследствии Дубинина М.Э. исковые требования изменила, просит суд признать незаконным постановление администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Дубининой М.Э.»; обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования Советского муниципального района» восстановить Дубинину М.Э. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с момента первоначального включения в список; обязать администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Дубининой М.Э. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что постановлением Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
ДД.ММ.ГГГГ на судебном заседании ей стало известно о том, что постановлением Советского муниципального района Республики Марий Эл
№ от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из данного списка. Считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит мотивов, причин и правовых оснований, послуживших основанием для исключения Дубининой М.Э. из списка детей-сирот, поэтому оно является незаконным, необоснованным и немотивированным. Срок оспаривания данного постановления ею не пропущен, поскольку согласно положениям ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Также просит взыскать с ответчиков администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл и Отраслевого органа администрации «Отдел образования Советского муниципального района» в возврат государственной пошлины по 300 рублей с каждого и почтовые расходы.
В судебном заседании истец Дубинина М.Э. и ее представитель адвокат Громова Е.А. исковые требования с учетом их изменения поддержали, суду пояснили, что постановление Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Дубининой М.Э. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, не может быть признано законным, поскольку оно не содержит мотивов, причин и правовых оснований, послуживших основанием для исключения Дубининой М.Э. из списка детей-сирот. До ДД.ММ.ГГГГ Дубинина М.Э. не знала о том, что исключена из данного списка. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель Отраслевого органа администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании ответчик – представитель администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Егошина И.В. просила в удовлетворении исковых требований Дубининой М.Э. отказать в полном объеме, поскольку постановлением администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № Дубинина М.Э. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, поэтому оснований для предоставления Дубининой М.Э. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется. Данное постановление является законным, поскольку при постановке Дубининой М.Э. на учет была допущена ошибка, при отсутствии документов ее не должны были включать в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Третье лицо – представитель Министерства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика - администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл, исследовав другие доказательства по делу, учетное дело Дубининой М.Э., суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Дубинина М.Э. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Советского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери
Дубининой М.Э. Согласно свидетельству о смерти I№ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Дубинина М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Дубинина М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании статей Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 ноября 2014 года № 581 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предписания Министерства образования и науки Республики Марий Эл об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Советскому муниципальному района.
В своем предписании от ДД.ММ.ГГГГ № министр образования и науки Республики Марий Эл предписывает главе муниципального образования «Советский муниципальный район» устранить выявленные в результате проверки осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушения, в том числе: на комиссии рассмотрено заявление Дубининой М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и она включена в список при неполном пакете документов (отсутствует документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, нанимателем или членом семьи нанимателя которого является гражданин (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения), невозможность проживания гражданина в котором подлежит установлению), что является нарушением пунктов 2-4 и 9 статьи 2 Закона Республики Марий Эл № 79-З и перечня документов.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч. 1 ст. 33.1 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации; прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из соответствующего списка.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливаются Правилами, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что постановлением администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Дубинина М.Э. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По результатам проведенной Министерством образования и науки Республики Марий Эл проверки исполнения органом местного самоуправления муниципальным образованием «Советский муниципальный район» отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями были выявлены нарушения, среди которых рассмотрение на комиссии заявления Дубининой М.Э. и включения ее в список при неполном пакете документов. Органу местного самоуправления муниципальному образованию «Советский муниципальный район» предписано устранить выявленные нарушения, в связи с чем администрация Советского муниципального района постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ исключила Дубинину М.Э. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Советскому муниципальному района. При этом, основания исключения истца Дубининой М.Э. из списка, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, обжалуемое постановление не содержит. Кроме того, в своем предписании от ДД.ММ.ГГГГ № министр образования и науки Республики Марий Эл предписывает главе муниципального образования «Советский муниципальный район» устранить выявленные в результате проверки нарушения, прямого указания об исключении Дубининой М.Э. из соответствующего списка не содержит.
Поскольку предусмотренных законом оснований для исключения
Дубининой М.Э. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется, постановление администрации Советского муниципального района постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
То обстоятельство, что к заявлению о включении Дубининой М.Э. в список не были приложены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, нанимателем или членом семьи нанимателя которого является гражданин (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения), невозможность проживания гражданина в котором подлежит установлению, как указано в предписании Министерства образования и науки Республики Марий Эл, не может служить основанием для исключения
Дубининой М.Э. из указанного списка.
С учетом вышеизложенного, требование Дубининой М.Э. о признании незаконным постановление администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Дубининой М.Э.», и об обязании Отраслевого органа администрации «Отдел образования Советского муниципального района» восстановить Дубинину М.Э. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с момента первоначального включения в список, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что постановление администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Дубининой М.Э. из списка является незаконным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Дубининой М.Э. об обязании администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда подлежит удовлетворению, поскольку ответчик обязательство по обеспечению жилым помещением в отношении Дубининой М.Э. не исполнил, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилое помещение истцу не предоставлено.
При подаче искового заявления в суд истцом Дубининой М.Э. была уплачена государственная пошлина в размере 600 рублей, понесены почтовые расходы в сумме 514 рублей 18 копеек, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ указанные судебные расходы подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца полностью.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать постановление администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Дубининой М.Э.» незаконным.
Обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования Советского муниципального района» восстановить Дубинину М.Э. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с момента первоначального включения в список - с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Дубининой М.Э. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Взыскать с администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл и Отраслевого органа администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» в пользу Дубинину М.Э. в возврат государственной пошлины по 300 (триста) рублей - с каждого, почтовые расходы в сумме по 257 (двести пятьдесят семь) рублей 09 копеек – с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики
Марий Эл в течение одного месяца для дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Конькова
В окончательной форме решение принято 18 октября 2021 года.