Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-677/2022 ~ М-534/2022 от 12.05.2022

УИД: 04RS0020-01-2022-000964-23                                                            № 2-677/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северобайкальск                                                                      23 июня 2022 года

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.Н.,

с участием заместителя Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Денисовой Н.В.,

представителя ответчика Викуловой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Северобайкальск" о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО "город Северобайкальск", указав, что межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства в деятельности администрации МО «город Северобайкальск» установлены нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в неисполнении полномочий в лесной сфере, а именно: не произведено лесоустройство; в границах городского округа на земельных участках с категорией - земли населенных пунктов, расположенных в кадастровых кварталах имеются лесные насаждения, вдоль побережья оз. Байкал, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на государственный кадастровый учет; лесохозяйственный регламент не разработан; документированная информация о городских леса, находящиеся в собственности города, в государственный лесной реестр не направлена; не принято решение о создании лесничества на территории городского округа; отсутствует информация о лесах, находящихся в границах городского округа, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Просит суд обязать администрацию МО «город Северобайкальск» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу: провести работы по установлению границ лесничества на землях, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск», осуществить государственный кадастровый учет лесных участков и государственную регистрацию прав на лесные участки в кадастровых кварталах ; провести лесоустройство на землях населенных пунктов, расположенных в кадастровых кварталах ; создать лесничество на землях населенных пунктов; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент; направить в уполномоченный орган по ведению государственного лесного реестра документированную информацию о городских лесах, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск»; разместить информацию о лесах, находящихся в границах городского округа на официальном сайте муниципального образования «город Северобайкальск» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании заместитель Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Денисова Н.В. иск поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, поскольку леса на участке от кафе «Рассвет» до проезда пляжный, где образован парк «Северное сияние оз.Байкал», леса никаким образом не учтены, лесоустройство по ним не произведено.

В судебном заседании от 14.06.2022 года представитель ответчика Администрации МО «город Северобайкальск» Викулова И.Ю. исковые требования признала частично, в удовлетворении исковых требований в части возложения обязательств на администрацию о проведении работ по установлению границ лесничества на землях, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск», осуществлении государственного кадастрового учета лесных участков и государственную регистрацию права лесные участки в кадастровых кварталах , обязании администрации в течение года провести лесоустройство на землях в кадастровых кварталах , просила отказать, в связи с тем, что аналогичные требования другого прокурора исполнялись, но в рамках других кадастровых кварталов, работы значительно затратны, полагала, что отсутствует необходимость установления границ лесничества и проведения работ по лесоустройству в указанных кадастровых кварталах. При этом не отрицала то, обстоятельство, что на спорном земельном участке от кафе «Рассвет» до проезда пляжный, где образован парк «Северное сияние оз.Байкал», имеются лесные насаждения вдоль побережья оз. Байкал, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на государственный кадастровый учет.

В настоящее судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «город Северобайкальск» Викулова И.Ю., просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, направив в адрес суда ходатайство о приобщении к материалам дела лесохозяйственного регламента, утверждённого 02.09.2011 года, из которого также следует, что ранее высказанной позиции придерживается, иск признается частично, просила отказать в иске в части требования по установлению границ, осуществлению государственного кадастрового учета лесных участок и государственной регистрации прав на лесные участки, проведения лесоустройства, утверждения лесохозяйственного регламента.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на иск. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

     Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного значения муниципального, городского округа относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах муниципального округа (п. 25); осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального, городского округа (п. 26.3), осуществление муниципального лесного контроля (п. 38).

В соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Лесничества создаются на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (п. 3 ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, в соответствии с которой устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков и лесничеств, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.

Положениями ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1); осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов (п. З.1.); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п. 4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков (п. 5), организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п. 6).

В силу ч. 1.1. ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют принятие решения о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ.

В силу ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В соответствии с п. 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

В силу ч. 1, ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, для последующего свода и направления в Федеральное агентство лесного хозяйства (Приказ Минприроды России от 11.11.2016 № 588 «Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре»).

Согласно статье 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве»).

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «город Северобайкальск» расположены леса, в том числе: 3 239 га на землях государственного лесного фонда, 4 201 га площадь городских лесов, на которые проведено лесоустройство.

В границах городского округа на земельных участках с категорией - земли населенных пунктов, расположенных в кадастровых кварталах имеются лесные насаждения, вдоль побережья оз. Байкал, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на государственный кадастровый учет, что стороной ответчика не отрицалось, о чем также свидетельствует данные публичной кадастровой карты.

По информации АМО «город Северобайкальск» от 04.05.2022 года следует, что общая площадь лесов, расположенных на территории в пределах городской черты, составляет 3424,1 га. Осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 2387 га, присвоен кадастровый номер , указанный земельный участок зарегистрирован в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством МО «город Северобайкальск». Выполнено лесоустройство на площади лесов 776,9 га. От кафе «Рассвет» до проезда пляжный образован парк «Северное сияние оз.Байкал», мероприятий по лесоустройству на вышеуказанную территорию, а также осуществлению мер по постановке земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет не исполнена, решение о создании лесничества не принято.

Согласно имеющемуся в материалах дела ответу на запрос лесохозяйственный регламент не разработан.

Представленное суду Постановление № 1004 от 02.09.2011 г. «Об утверждении лесохозяйственного регламента» является не действующим, поскольку срок его действия 10 лет.

Ввиду того, что лесохозяйственный регламент не разработан, соответственно документированная информация о городских лесах, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск» для внесения сведений в государственный реестр в уполномоченный орган не направлена. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, суду также представлены на обозрение фотоматериалы с изображением земельных участков, занятых городскими лесами в границах МО «город Северобайкальск» от кафе «Рассвет» до проезда пляжный образован парк «Северное сияние оз.Байкал», на которых зафиксировано произрастание леса.

Согласно отзыву Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) на территории МО «город Северобайкальск» расположены леса: 3239 га на землях государственного лесного фонда, 4201 га городских лесов на которое проведено лесоустройство. В границах городского округа на земельных участках с категорией – земли населенных пунктов в кадастровых кварталах имеются лесные насаждения вдоль побережья оз.Байкал, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не поставлены на государственный кадастровый учет. То есть мероприятия по лесоустройству на указанных участках не произведено. Лесохозяйственный регламент лесов, расположенных на землях МО «город Северобайкальск», не разработан, документированная информация о городских лесах для сведений в государственный лесной реестр не поступала, а также информация не размещена в сети интернет.

      Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку выявленные нарушения обязательных требований законодательства и отсутствие границ городских лесов, лесоустройства и ведения лесного реестра, создают незаконное использование защитных лесов, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также являются причиной отсутствия надлежащей охраны и защиты лесов, в том числе от пожаров.

Помимо вышеизложенного, суд также принимает во внимание указание Рослесхоза РФ от 23.03.2022 года о необходимости в целях надлежащего учета лесных насаждений создания лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.

По указанным основаниям доводы стороны ответчика суд находит несостоятельными.

      При таких обстоятельствах суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Северобайкальск" о возложении обязательств - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу:

- провести работы по установлению границ лесничества на землях, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск», осуществить государственный кадастровый учет лесных участков и государственную регистрацию прав на лесные участки в кадастровых кварталах

- провести лесоустройство на землях населенных пунктов, расположенных в кадастровых кварталах

- создать лесничество на землях населенных пунктов;

- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент;

- направить в уполномоченный орган по ведению государственного лесного реестра документированную информацию о городских лесах, находящихся в собственности МО «город Северобайкальск»;

- разместить информацию о лесах, находящихся в границах городского округа, на официальном сайте муниципального образования «город Северобайкальск» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                 подпись                             В.В. Григорьева

                 Копия верна. Судья                                       В.В. Григорьева

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 30.06.2022 года.

2-677/2022 ~ М-534/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "город Северобайкальск"
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Подготовка дела (собеседование)
31.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022Дело оформлено
09.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее