Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации № 2-233/2024
23 апреля 2024 года. село Актаныш
Актанышский районный суд Республики Татарстан в составе судьи Х.Х.Янгирова, при секретаре Э.Х.Хурматуллиной, с участием представителя истца – помощника прокурора Актанышского райлна И.А.Габидуллина, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Актанышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Актанышская центральная районная больница» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности;
у с т а н о в и л :
Прокурор Актанышского района действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее истец) обратился в суд с исковым заявлением к ГАУЗ «Актанышская центральная районная больница» (далее ответчик), в обоснование этих требований указав следующее:
Прокуратурой Актанышского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности, соблюдения создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья граждан, находящихся в организациях здравоохранения, в ходе которой выявлены нарушения законности.
Установлено, что объект здравоохранения имеет существенные недостатки, при этом устранение нарушений учреждением района на протяжении длительного времени практически не осуществляется.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Согласно статье 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма регламентированы Федеральным законом от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму».
В силу ст. 1 ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма и др.
Согласно п.4 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц. в том числе по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч.3.1 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство РФ возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства руководством ГАУЗ «Актанышская ЦРБ» меры по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения в полной мере не принимаются.
Так, постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. N 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
При проверке паспортов безопасности ГАУЗ ”Актанышская центральная районная больница“ выявлены следующие недостатки: не проведена актуализация паспорта безопасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13 января 2017 г. 8 ”06 утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”.
Согласно п. 36, 37, актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта (территории), количества потенциально опасных и критических элементов объекта ( территории), сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), мер по инженерно-технической защите объекта (территории). Последняя актуализация паспорта безопасности проведена 17.05.2017.
В соответствии пунктом 4 Постановления ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункту 24 Постановления контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.
Допускаемые нарушения федерального законодательства негативно сказываются на работе по профилактике терроризма, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту со стороны государства в случае террористического акта, иной чрезвычайной ситуации, а также свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью людей как пребывающих в здании, так и находящихся вблизи указанных объектов.
По выявленным нарушениям закона Дата обезличена прокуратурой Актанышского района в адрес главного врача ГАУЗ «Актанышская ЦРБ» было внесено представление. Согласно ответу ГАУЗ «Актанышская ЦРБ» на представление от Дата обезличена выявленные нарушения не устранены.
В настоящее время выявленные нарушения также не устранены, что подтверждается ответом от Дата обезличена.
Таким образом, пребывание в учреждении здравоохранения работников, а также несовершеннолетних и иных лиц является небезопасным.
На основании изложенного, истец просит обязать ГАУЗ «Актанышская ЦРБ» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу актуализировать паспорт безопасности объекта здравоохранения.
Представитель истца в судебном заседании, основываясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержал.
Представители ответчика в судебном заседании не участвовали, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия, исковые требования признают.
Представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика и третьего лица
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ответчик иск признал, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то есть соответствует требованиям, предусмотренным статьей 39 ГПК РФ.
Поскольку признание иска ответчиком заявлено до вынесения судом решения, подан в надлежащей форме, носит добровольный и осознанный характер, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания ответчику понятны, суд принимает признание иска ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Актанышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Актанышская центральная районная больница» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Актанышская центральная районная больница» (<данные изъяты>) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу актуализировать паспорт безопасности объекта здравоохранения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Актанышский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024.
Судья Х.Х.Янгиров