Мировой судья Хусенская М.А. (5-89/2020) 12-105/2020
УИД 0
Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы
на постановление по делу об административном правонарушении
18 мая 2020 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232
Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., при секретаре судебного заседания Шкутовой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» ИНН 5506070474, ОГРН 1075506001603, зарегистрированного в качестве юридического лица 21.02.2007 в МИФНС № 12 по Омской области, имеющего юридический адрес: г. Омск, ул. Барабинская, д. 20,
на постановление по делу об административном правонарушении №(68), вынесенное 02.03.2020 мировым судьёй судебного участка № в Октябрьском судебном районе в г. Омске, которым ООО «Омск-Имущество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде предупреждения,
установил:
Обжалуемым постановлением по делу об административном правонарушении ООО «Омск-Имущество» признано виновным в том, что в соответствии с абз. абз. 2-3 п. 5 ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям таможенных органов Российской Федерации. В ст. 7 названного закона предусмотрено, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также, помимо наличия возбужденного уголовного дела (п. 1 ст. 7 закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ), ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 7 закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ).
Приказом ФТС России от 17.04.2012 № 715 "Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности" (зарегистрированным в Минюсте России 04.05.2012 № 24058) утвержден перечень оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Из п. 5 Перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, утвержденного Приказом ФТС России от 17.04.2012 № 715, следует, что оперативно-розыскные подразделения оперативных таможен, таможен и таможенных постов имеют правомочия в полном объеме, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Из совокупности изложенного следует, что таможенные органы являются правоохранительными органами, наделенными соответствующими полномочиями, реализуемыми в целях обеспечения экономической безопасности государства.
Реализуя приведенные выше полномочия, заместитель начальника Астраханской таможни 20.12.2019 направил в адрес ООО «Омск-Имущество» требование представить надлежащим образом заверенные копии договора от 01.03.2013 № №, документов, отражающих предоставление Обществом транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. услуг по аренде вагонов, ж/д платформ с танк-контейнерами) обществу с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» за период с 01.01.2017 по день поступления требования, с приложением договоров, дополнений, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ, схем маршрутов движений. Предъявление соответствующего требования таможенным органом обосновано наличием оснований, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Астраханской таможней срок для предоставления затребованных документов установлен до 30.12.2019.
ООО «Омск-Имущество» 27.12.2019 в адрес Астраханской таможни направило сообщение об отсутствии оснований для исполнения Обществом требования от 20.12.2019 о предоставлении информации со ссылкой на положения пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции", предоставляющих право сотрудникам полиции в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Перечислив в своем ответе на требование от 20.12.2019 предусмотренные в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" виды оперативно-розыскных мероприятий, полагая, что данным перечнем не предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие, как запрос сведений о деятельности организаций, указав на то, что в требовании от 20.12.2019 не указаны фактические основания его направления, что свидетельствует о его немотивированном характере, Общество уклонилось от исполнения полученного требования.
В связи с неисполнением обществом с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» требования от 20.12.2019, 24.01.2020 в отношении Общества уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Астраханской таможни был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ.
В судебное заседание первой инстанции законный представитель ООО «Омск-Имущество» не явился, в судебном заседании принял участие защитник законного представителя юридического лица – адвокат Бастер А.Ю., представший удостоверение и ордер.
Защитник ООО «Омск-Имущество» в судебном заседании вину ООО «Омск-Имущество» в совершении вменяемого ему административного правонарушения не признал, полагал требование Астраханской таможни от 20.12.2019 о предоставлении информации не соответствующим закону и не подлежащим исполнению ООО «Омск-Имущество». Расценивая поступивший запрос в качестве наведения справок, указал, что сотрудники Астраханской таможни имели обязанность указать в своем требовании от 20.12.2019 на точное основание проведения оперативно-розыскного мероприятия, в отсутствие такого указания соответствующий запрос является незаконным.
Мировым судьёй вынесено в отношении ООО «Омск-Имущество» постановление о назначении административного наказания.
Защитник ООО «Омск-Имущество», действующий на основании ордера адвоката – Бастер А.Ю. обжаловал постановление по делу об административном правонарушении в Октябрьский районный суд г. Омска, просит отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указал, что данное постановление является незаконным, необоснованным и несправедливым, так как выводы суда первой инстанции не основаны на фактических обстоятельствах, установленных в судебном заседании. Так в судебном заседании первой инстанции установлено, что 20.12.2019 Астраханской таможней в адрес ООО «Омск-Имущество» на основании ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» направлен запрос о предоставлении документов, в качестве основания предоставления документов указано проведение проверки таможенного законодательства.
Полагает, что при направлении запроса о предоставлении сведений в рамках ОРМ «Наведение справок» таможенные органы, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», были обязаны указать точное основание проведения ОРМ, предусмотренное ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя в рамках возбужденного уголовного дела, сведения о подготавливаемом, подготавливающих, совершающих или совершивших, в том числе и номер дела оперативного учета, в рамках которого проводятся указанные ОРМ и т.д.), а также цели использования данной коммерческой информации.
Сама по себе ссылка в запросе о «проведении проверки таможенного законодательства», в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не является основанием для предоставления каких-либо сведений в рамках проведения ОРМ, в том числе ОРМ «Наведение справок» и одновременно противоречит задачам ОРД, установленным в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а проведение ОРМ, не связанных с решением задач ОРД, запрещено законом, в связи с чем запрос таможенных органов о предоставлении сведений составляющих коммерческую тайну в рамках «проверки таможенного законодательства» не основан на требованиях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в связи с чем, является незаконным.
Считает, что требование предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований лишь для целей «проверки таможенного законодательства» нарушает как непосредственно права организации на коммерческую тайну, так и вынуждает организацию отвлекать работников от основной производственной деятельности в целях выполнения запроса, не основанного на требованиях закона.
В связи с чем полагает, что вывод суда о праве органов Астраханской таможни требовать предоставления документов в рамках ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» без наличия конкретных оснований предоставления документов, установленных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ФЗ «О коммерческой тайне», и не изложенных в запросе не основано на законе.
Срок для обжалования не пропущен. Постановление в окончательной форме принято 02.03.2020, жалоба подана 12.03.2020.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законный представитель ООО «Омск-Имущество» не участвовал, извещен надлежащим образом.
Защитник законного представителя ООО «Омск-Имущество», действующий на основании ордера адвоката – Бастер А.Ю., в судебном заседании поддержал доводы жалобы. Дополнительно пояснил, что указанные в запросе документы ранее уже предоставлялись Обществом в Астраханскую таможню. Доказательства не представляет. Также сослался на наличие коммерческой тайны в запрошенных документах. Доказательства не представляет.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, оснований для отмены либо изменения постановления не нахожу, руководствуясь следующим.
Статьёй 19.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений (п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2013 № (ред. от 03.06.2019) "О Федеральной таможенной службе").
В соответствии с п. 5.3.1., 5.14 Постановления Правительства РФ "О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба, в том числе осуществляет полномочия за соблюдением актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в установленной сфере ведения Службы, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что 20.12.2019 заместитель начальника Астраханской таможни направил в адрес ООО «Омск-Имущество» требование представить надлежащим образом заверенные копии договора от 01.03.2013 № №, документов, отражающих предоставление Обществом транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. услуг по аренде вагонов, ж/д платформ с танк-контейнерами) обществу с ограниченной ответственностью «Омсктехуглерод» за период с 01.01.2017 по день поступления требования, с приложением договоров, дополнений, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ, схем маршрутов движений. Предъявление соответствующего требования таможенным органом обосновано наличием оснований, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Астраханской таможней срок для предоставления затребованных документов установлен до 30.12.2019.
ООО «Омск-Имущество» 27.12.2019 в адрес Астраханской таможни направило сообщение об отсутствии оснований для исполнения Обществом требования от 20.12.2019 о предоставлении информации со ссылкой на положения пп. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ "О полиции". Перечислив в своем ответе на требование от 20.12.2019 предусмотренные в ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" виды оперативно-розыскных мероприятий, полагая, что данным перечнем не предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие, как запрос сведений о деятельности организаций, указав на то, что в требовании от 20.12.2019 не указаны фактические основания его направления, что свидетельствует о его немотивированном характере, ООО «Омск-Имущество» уклонилось от исполнения полученного требования.
Согласно статье 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», задачами оперативно-розыскной деятельности являются в частности выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется, в том числе, оперативным подразделениям таможенных органов Российской Федерации (часть 6 статьи 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на положения Федерального закона «О полиции» является несостоятельной. А с учетом того, что оперативно-розыскная деятельность может носить как гласный, так и негласный характер, учитывая при этом, что запрос о предоставлении документов содержал мотивы запроса документов (проверка соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза в отношении ООО «Омсктехуглерод» ИНН 5506066492), учитывая, что ООО «Омсктехуглерод» является управляющей компанией общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» и оба юридических лица имеют одного учредителя, учитывая, что защитник не отрицает факт проведения проверки соблюдения таможенного законодательства применительно к деятельности ООО «Омсктехуглерод», суд признает несостоятельной позицию заявителя жалобы о том, что должностное лицо оперативного подразделения таможенного органа не вправе было запрашивать предоставление информации и документов без указания точного основания проведения ОРМ, предусмотренного ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также цели использования данной коммерческой информации.
Возражениям защитника по полномочиям таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности дана надлежащая правовая оценка в постановлении по делу об административном правонарушении. Оснований не согласиться с выводами мирового судьи судья районного суда не усматривает.
Статьей 3 ФЗ "О коммерческой тайне" предусмотрено, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 ФЗ «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Статьёй 6.1 ФЗ «О коммерческой тайне» определены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. В части 1 указано, что права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. В пункте 4 части 2 указано, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.
Частью 1 статьи 1 ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что режим коммерческой тайны устанавливается в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
В силу пункта 11 статьи 5 ФЗ «О коммерческой тайне» к информации, составляющей коммерческую тайну, не могут относиться сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Заявитель жалобы не представляет суду доказательств установления режима коммерческой тайны в отношении запрошенной таможенным органом информации. В случае наличия такового режима в действительности, ООО «Омск-Имущество» имело право потребовать от сотрудников Астраханской таможни соблюдения обязанностей по охране конфиденциальности коммерческой тайны. В этой связи суд признает несостоятельным отказ ООО «Омск-Имущество» в предоставлении запрошенной таможенным органом информации по основанию наличия сведений, составляющих коммерческую тайну.
Согласно статье 15 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Возложенная на ООО «Омск-Имущество» приведенными выше нормативными актами обязанность исполнена не была, соответствующая информация не представлена, тем самым ООО «Омск-Имущество» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Омск-Имущество» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 КоАП РФ, не противоречит фактическим обстоятельствам дела, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые отвечают признакам достоверности, относимости и допустимости, а именно:
- протоколом об административном правонарушении (л.д.1);
- докладной запиской заместителя начальника ОРО Астраханской таможни ФИО4 о наличии в бездействии ООО «Омск-Имущество» признаков состава административного правонарушения (л.д.5);
- должностной инструкцией оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Астраханской таможни, где в пункте 11 указаны права оперуполномоченного по ОВД на осуществление мероприятий оперативно-розыскной деятельности в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (л.д.7);
- запросом Астраханской таможни в адрес ООО «Омск-Имущество» о предоставлении документов, от 20.12.2019 №, со сроком исполнения до 30.12.2019 (л.д.16);
- ответом ООО «Омск-Имущество» на запрос Астраханской таможни, с отказом в предоставлении запрошенных документов (л.д.17).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и влекущих отмену вынесенного постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, судьёй районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установлено.
Административное наказание назначено минимальное предусмотренное соответствующей санкцией, является законным и обоснованным в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьёй в установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление по делу об административном правонарушении №(68), вынесенное 02.03.2020 мировым судьёй судебного участка № в Октябрьском судебном районе в г. Омске, которым ООО «Омск-Имущество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения,
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья: Т.Г. Глазкова