Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-252/2022 от 02.06.2022

Мировой судья

А.Б. Коннова

Дело № 12-252/2022

УИД 18MS0017-01-2022-000943-66

Р Е Ш Е Н И Е

    4 июля 2022 года                    гор. Ижевск, гор. Машиностроителей, д.116, корпус 1, каб.78

    Судья Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Л.В. Москалева, рассмотрев жалобу исполняющей обязанности Начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республики Кычановой Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района гор. Ижевска, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Ижевска от 19.05.2022 года № 5-231/2022 в отношении Иванникова В.И. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района гор. Ижевска, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Ижевска от 19.05.2022 года по делу № 5-231/2022 производство по делу об административном правонарушении в отношении Иванникова В.И. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

    Исполняющей обязанности Начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республики Кычановой Е.В. на указанное постановление подана жалоба, согласно которой Межрайонная ИФНС № 11 по УР считает, что вынесенное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку оно принято с нарушением норм процессуального и материального права. 29.03.2022 года Межрайонной ИФНС России № 11 по УР направлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Иванникова В.И. ДД.ММ.ГГГГ представил в Межрайонную ИФНС России № 11 по УР для государственной регистрации сведения о себе как о председателе Садоводческого некоммерческого товарищества «ОШМЕС» ИНН ОГРН и документы о регистрации по форме Р13014. На основании представленных документов Межрайонной ИФНС России по УР принято решение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «Д» пункта 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» № 129-ФЗ от 8.08.2001 года. На дату принятия решения представленное заявление от лица Иванникова В.И. признано как подписанное неуполномоченным лицом, в связи с тем, что протоколом внеочередного общего собрания членов и доверенных лиц СНТ «Ошмес», проведенного в форме заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был избран новый председатель Товарищества СНИ На момент подачи заявления по форме в регистрирующий орган Иванников В.И. был осведомлен об избрании нового председателя товарищества. Таким образом, Иванниковым В.И. представлены в Межрайонную ИФНС России № 11 по УР заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ (по форме ), содержащие заведомо ложные сведения о председателе СНТ «ОШМЕС». Наличие или отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об Иванникове В.И. как о председателе СНТ «ОШМЕС» не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения заключается в представлении документов, содержащих заведомо ложные сведения. Какие –либо нарушения в действиях регистрирующего органа отсутствуют.

    В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС № 11 по Удмуртской Республике Набиева Г.К., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, полагала, что действия Иванникова В.И. содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержащие заведомо ложные сведения. В аналогичных случаях при вынесении решения об отказе в регистрации создания юридического лица по причине предоставления заведомо ложных сведений об адресе судом выносились постановления о привлечении к административной ответственности.

    Иванников В.И. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, пояснил, что решением общего собрания членов СНТ «Ошмес», голосование по которому состоялось с ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления был избран СНИ, однако протокол и заявление о внесении изменений в учредительные документы в регистрирующий орган в течение трех дней не было подано, члены СНТ «Ошмес» на общем собрании, проводимом в заочной форме с 18 августа по ДД.ММ.ГГГГ, приняли решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтвердили полномочия председателя правления Иванникова В.И., избранного на отчетно-выборной конференции от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому он, подавая заявление в регистрирующий орган о внесении изменений в связи с прекращением полномочий СНИ, действовал как председатель СНТ и недостоверные сведения не представлял.

    Изучение и анализ материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 данной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч.3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

Таким образом, административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП РФ, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (далее - регистрирующий орган).

В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.

На основании подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванников В.И., действуя от имени Садоводческого некоммерческого товарищества «Ошмес» (далее – СНТ «Ошмес»), подал в Межрайонную ИФНС № 11 по УР заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме Р13014. Согласно представленным документам вносятся изменения о прекращении полномочий СНИ и возложении полномочий на Иванникова В.И. Регистрирующим органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «д» пункта 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 8.08.2001 года в связи с тем, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания членов и доверенных лиц СНТ «Ошмес», проведенного в форме заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был избран новый председатель товарищества СНИ На дату принятия решения представленное заявление от имени Иванникова В.И. признано подписанным неуполномоченным лицом. ДД.ММ.ГГГГ Иванниковым В.И. представлено заявление в ИФНС № 11 по УР для государственной регистрации изменений в учредительные документы СНТ «Ошмес». Межрайонной ИФНС № 11 по УР на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации изменений, так как заявление подписано неуполномоченным лицом.

    Межрайонной ИФНС № 11 по УР ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.25 в отношении Иванникова В.И.

    Иванников В.И. в графе объяснения правонарушителя указал, что ему не был представлен протокол с указанием даты и формы принятия решения об избрании СНИ, решение об избрании СНИ председателем СНТ «Ошмес» оспаривается в Завьяловском районном суде, он подал заявление в регистрирующий орган на основании решения членов СНТ «Ошмес» в ДД.ММ.ГГГГ года о подтверждении его полномочий как председателя СНТ.

    На основании постановления мирового судьи судебного участка № 2 от 19 мая 2022 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Иванникова В.И. по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к выводу о том, что в порядке применения ст. 2.4 КоАП РФ на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении Иванников В.И. не являлся должностным лицом и к нему не может быть применено наказание в виде дисквалификации, предусмотренное ст. 3.11 КоАП РФ. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ председателем правления СНТ «Ошмес» является СНИ    Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

    Как указано в подпункте "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, такие сведения и документы о юридическом лице как фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

По смыслу пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что сведения, представленные заявителем в регистрирующий орган, нельзя признать недостоверными на том основании, что ко дню подачи заявления, по мнению регистрирующего органа, заявитель не являлся уполномоченным лицом.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Сведений о том, что в поданных Иванниковым В.И. документах содержатся недостоверные сведения, материалы дела не содержат. Оценка наличия протоколов членов СНТ «Ошмес» за ДД.ММ.ГГГГ об избрании нового председателя Правления СНТ и август – сентябрь 2021 года о подтверждении полномочий председателя правления СНТ, срок полномочий которого не истек, административным органом не дана. Доказательства, подтверждающие, что Иванников В.И., подавая заявление о регистрации изменений в учредительные документы, представлял заведомо ложные сведения, административным органом не добыты, объяснения Иванникова В.И. о том, что ему было неизвестно о протоколе, составленным ДД.ММ.ГГГГ, не опровергнуты. Решение об отказе в регистрации изменений в учредительные документы регистрирующим органом приняты в связи с отсутствием полномочий у Иванникова В.И. на подписание и подачу указанных заявлений, следовательно, Иванников В.И. не относится к лицам, указанным в ст. 2.4, 3.11 КоАП РФ, в отношении которых может быть применено наказание в виде дисквалификации, так как он не наделен правомочиями должностного лица, а также не относится к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, принятие мировым судьей постановления о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, основано на законе, в связи с чем суд оставляет его без изменения, а жалобу административного органа – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

    Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района города Ижевска, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Ижевска от 19 мая 2022 года в отношении Иванникова В.И. оставить без изменения, жалобу должностного лица исполняющей обязанности Начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республики Кычановой Е.В.– без удовлетворения.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

    Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

    Судья                                                                                    Л.В. Москалева

12-252/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Иванников Валерий Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Москалева Лариса Владимировна
Статьи

ст.14.25 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninskiy--udm.sudrf.ru
09.06.2022Материалы переданы в производство судье
01.07.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее