Дело №2-340/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Лобанова В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Черняховска в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Черняховска в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ с учетом заявления об уточнении исковых требований к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов, указав в обоснование доводов иска, что прокуратурой в ходе проверки обращений ФИО7, проживающей в <адрес> и ФИО8, являющейся собственником <адрес> по <адрес> <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой было установлено, что в пос.Лесное Черняховского района и на пер.Калининградском г.Черняховска отсутствуют контейнерные площадки для накопления ТКО. 21 ноября 2022 года прокурором в адрес главы администрации было внесено представление об устранении нарушений, однако по итогам его рассмотрения 28 декабря 2022 года меры по фактическому устранению нарушений приняты не были. Так как обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ »Об отходах производства и потребления» относится к полномочиям органов местного самоуправления, поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в пос.Лесное Черняховского района и на пер.Калининградском г.Черняховска в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в срок до 31 декабря 2023 года.
В судебном заседании помощник прокурора Демина Ю.Н. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Третье лицо – Бандурова В.А. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования и пояснила, что по месту расположения принадлежащего ей дома по пер.Калининградскому г.Черняховска площадка для сбора ТКО и мусорные контейнеры не установлены, хотя с 01 января 2019 года ей выставляются квитанции за услуги по обращению с отходами.
Представитель третьего лица – ГП Калининградской области «Единая система обращения с отходами« Полянская С.Ю., действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в её отсутствие и в письменном отзыве на иск поддержала заявленные прокурором требования (л.д.57-59), указав, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию мест накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
Третье лицо - Оленич В.В., извещавшаяся надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» Гаркавая Ю.А., действующая на основании доверенности, не оспаривая обязанность администрации по созданию мест накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, исковые требования не признала и поддержала письменный отзыв на иск (л.д.48-51), из содержания которого следует, что решить вопрос об обустройстве контейнерных площадок для накопления ТКО в пос. Лесное Черняховского района и в районе пер. Калининградского г. Черняховска не представляется возможным в связи с недостаточностью доходной части бюджета муниципального образования.
Представитель государственного органа, уполномоченного дать заключение по делу в соответствии со ст. 47 ГПК РФ, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в суд не явился, представив заключение, согласно которому несоблюдение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), поскольку сбор и накопление отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (л.д.73-74).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценивая в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичная норма закреплена в п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, в соответствии с которым органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 11, 24, 25 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно п.10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац 5 п.2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
С 01.03.2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В п.3 названных Правил закреплено, что в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 м, в сельских населенных пунктах - не менее 15 м (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Полномочиями в области обращения с отходами наделены органы местного самоуправления.
В ходе проведенной прокурорской проверки обнаружено, что в нарушение указанных выше правовых норм в пос.Лесное Черняховского района и на пер. Калининградском г. Черняховска отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, при этом внесенное прокурором 21 ноября 2022 года представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды было рассмотрено администрацией муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» 23 декабря 2022 года и в этой части указано, что решить вопрос об обустройстве контейнерных площадок для накопления ТКО в пос. Лесное Черняховского района и в районе пер. Калининградского г. Черняховска не представляется возможным в связи с недостаточностью доходной части бюджета муниципального образования.
Вместе с тем, определяя администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» как лицо, ответственное за устранение нарушений, суд исходит из вышеприведенных положений законодательства, в том числе в области организации местного самоуправления. Ответчик является территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, при этом отсутствие денежных средств или дополнительного финансирования само по себе не освобождает администрацию от исполнения соответствующих обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Частью 2 ст.206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, учитывая объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях оборудования контейнерных площадок для накопления ТКО в пос. Лесное Черняховского района и в районе пер. Калининградского г. Черняховска, возможностей ответчика по его исполнению, финансовое обеспечение муниципального округа и требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд находит разумным установить срок для исполнения решения до 31 декабря 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ч.2 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Черняховска удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области» №) в срок до 31 декабря 2023 года оборудовать места (контейнерные площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в пос. Лесное Черняховского района и в районе пер.Калининградского г. Черняховска в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и правил благоустройства муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 23 мая 2023 года.
Судья Черняховского городского суда Лобанов В.А.