Дело № 2-708/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2022 г.
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лапшиной И. А.,
при секретаре Грапчеве М. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Долгопрудненском Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, населения Министерства социального развития Московской области об установлении факта проживания, о признании отказа незаконным, об обязании произвести выплату пособия по уходу за ребенком,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд к Долгопрудненском Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, населения Министерства социального развития Московской области с иском об установлении факта проживания, о признании отказа незаконным, об обязании произвести выплату пособия по уходу за ребенком, указав, что является гражданкой РФ, родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ она постоянно проживала по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ее постоянным местом проживания является ж/п по адресу: <адрес>. С указанной даты она постоянно проживает с мужем ФИО4 Они зарегистрированы по этому адресу по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ у истицы родилась дочь ФИО2, которая проживает с ней и ее супругом по вышеуказанному адресу. Дочь также зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу. Договор найма в общежитии Академии МВД - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Долгопрудненским Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области истице было отказано в получении федеральных и региональных пособий (для ребенка в возрасте до 3-х лет): отсутствие регистрации ее и ребенка в МО (по месту жительства). Не согласившись с данным решением, ФИО3 обратилась в суд. В связи с изложенным, ФИО3 просит суд:
- установить факт проживания ФИО3 и ее ребенка ФИО2 на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.;
- признать незаконным отказ Долгопрудненского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет (региональное пособие) и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого… ребенка (федеральное пособие);
- признать право ФИО3 на получение вышеуказанных пособий с даты рождения ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ФИО3 в судебные заседания явился, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>, она же представитель Министерств асоциального развития МО, в судебное заседание не явился, направив возражения, согласно которым, оспариваемое решение является правильным: ребенок истицы и она сама не зарегистрированы по месту жительства в <адрес>, пособие выплачиваются на детей, зарегистрированных в <адрес>, доход семьи превышает указанный в Законе. Кроме того, пособие выплачиваются на детей, зарегистрированных в <адрес> (л. д. 45).
Ранее представитель ответчика в судебные заседания являлась, с исковыми требованиями ФИО3 не соглашалась.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования ФИО3 подлежат удовлетворению частично.
ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак ФИО3 и ФИО4 (л. д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ у семьи ФИО9 родился ребенок ФИО2 (л. д. 15), который на сегодняшний день постоянной регистрации по месту жительства не имеет.
Согласно договору найма ж/п в общежитии Академии управления МВД России от ДД.ММ.ГГГГ капитану полиции ФИО4 (в связи со службой в Академии управления МВД России) и члену его семьи (супруга ФИО3) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - л. д. 9).
Согласно договору найма ж/п в общежитии Академии управления МВД России от ДД.ММ.ГГГГ капитану полиции ФИО4 (в связи со службой в Академии управления МВД России) и членам его семьи (супруга ФИО3, дочь ФИО2) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - л. д. 11).
Согласно договору найма ж/п в общежитии Академии управления МВД России от ДД.ММ.ГГГГ капитану полиции ФИО4 (в связи с обучением в Академии управления МВД России) и членам его семьи (супруга ФИО3, дочь ФИО2) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - л. д. 13).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. ФИО4 и н/летняя ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания в общежитии Академии управления МВД России по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 34-36).
Управлением социальной защиты населения <адрес> в адрес ФИО6 направлены отказы на ее заявление о:
- назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет: отсутствие регистрации по месту жительства у нее и у ребенка (л. д. 23, 30);
- о выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого… ребенка (федеральное пособие): отсутствие регистрации по месту жительства у ребенка на территории РФ, доход превышает величину прожиточного минимума (л. д. 23, 30,45).
Не согласившись с данным отказом, ФИО3 обратилась в суд.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подп. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
1. Требования ФИО3 касаются установления факта проживания на территории МО.
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей.
Согласно Закону МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», действие настоящего Закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений ГК РФ и Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Суд на основании представленных в дело доказательств (приведены выше) установил, что ФИО3 на дату обращения с заявлением о предоставлении ежемесячных выплат и ее дочь (и супруг) фактически проживают в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (совокупность документов-среднее) и до ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания регистрации по месту пребывания и дата в договоре найма):
- договор найма: ФИО3 и ее дочь зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ
- регистрация по месту пребывания ее и дочери: с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно;
- справка о прикреплении к детской поликлиники: ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 110);
- электронная очередь в детское учреждение (л. д. 108-109): обращение ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в части установления факта постоянного проживания ФИО3 (с супругом) с несовершеннолетней дочерью на территории <адрес> - в <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ (по ДД.ММ.ГГГГ.): обращение ФИО3 в Управление социальной защиты населения последовало в ДД.ММ.ГГГГ г.
2. Требования ФИО3 касаются назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого… ребенка (федеральное пособие).
Пунктом 1 ст. 1 ФЗ № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ.
Из п. 2 ст. 1 ФЗ № 418-ФЗ следует, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином РФ и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в редакции на дату первого обращения - ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ № 418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н предусмотрено, что обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами РФ, постоянно проживающие на территории РФ, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином РФ, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в редакции на дату первого обращения - ДД.ММ.ГГГГ). К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, указанные в указанном Порядке, в том числе, либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи. В заявлении о назначении выплат указываются: сведения о месте жительства (пребывания) или фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность).
Так, величина прожиточного минимума в МО за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты - 2 ДД.ММ.ГГГГ. – 13 115 руб. (Постановление Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ №). Двукратная величина – 26 230 руб. (на каждого члена семьи)
Как следует из ответа Министерства социального развития МО в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения, к заявлению ФИО3 к заявлению о назначении выплат были приложены документы, подтверждающие доход членов семьи (л. д. 31): среднедушевой доход семьи ФИО3 – 24 735 руб. 09 коп. – не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения МО (26 230 руб.).
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №» В Порядок от ДД.ММ.ГГГГ №Н внесены изменения: в подп. «ж» п. 6, подп. «а» п. 9, подп. «е» п. 30, подп. «в» п. 31 после слов «место жительства» в соответствующем падеже дополнены словами «(пребывания) или фактического проживания»; в п. п.10 и 11 после слов «место его жительства» дополнить словами «(пребывания) или фактического проживания».
В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I, в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
ФИО3, как и ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, являются гражданами РФ, при этом, то обстоятельство, что малолетняя ФИО2 в настоящее время постоянной регистрации по месту жительства не имеет (только регистрацию по месту пребывания в го Долгопрудный), не может являться основанием для отказа ее матери – ФИО3 – на получение указанного федерального пособия.
В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
Заявление ФИО3 в Управление социальной защиты населения го Долгопрудный (Министерство социального развития МО) подано не позднее шести месяцев с даты рождения дочери – ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (ответ на уже поданное ею заявление, следовательно, обращение имело место ранее).
Согласно ответу Отдела социальной защиты населения <адрес>, ФИО3, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, на учете не состоит, за назначением ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка и др. не обращалась. Никаких пособий и других мер социальной поддержки в соответствии с федеральным ли региональным законодательством ей не назначалось и не выплачивалось (л. д. 107).
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что ФИО3 имеет право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, в связи с чем, на Министерство социального развития <адрес> должна быть возложена обязанность назначить истице ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с даты рождения ребенка – ДД.ММ.ГГГГ – и по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом оснований для признания отказов Долгопрудненского управления социальной защиты населения (Министерство социального развития МО) в назначении ФИО3 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка нельзя, суд не может признать незаконными:
как указано выше, Министерство социального развития <адрес>, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории <адрес>.
Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду: так, часть документов, которые легли в основу решения суда, были представлены ФИО3 только в суд.
3. Требования ФИО3 касаются также назначения пособия в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ (в целях реализации Закона МО №-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и определяет условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет) утвержден «Порядок предоставления ежемесячно денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3- лет»: установить, что в целях обеспечения полноценным питанием в январе 2020 г. беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет граждане, имеющие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение полноценным питанием и сохраняющие это право после ДД.ММ.ГГГГ, могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
В силу указанного выше Постановления, ЕДВ назначается на основании заключения врача о необходимости обеспечения полноценным питанием граждан РФ, имеющим место жительства в <адрес>.
В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I, в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Однако, как указано в Постановлении Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ (в целях реализации Закона МО №-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) назначается на основании заключения врача о необходимости обеспечения полноценным питанием (далее - заключение врача) (ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства социального развития утвержден административный Регламент предоставление данный выплат – ЕДВ).
Распоряжением Министерства здравоохранения МО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок выдачи заключения врача для назначения вышеуказанной ежемесячно выплаты.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, заключения врача для назначения Ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет ФИО3 в Управление социальной защиты представлено не было.
С учетом сказанного, несмотря на тот факт, что, как установлено выше, ФИО7 и ее дочь ФИО2 (и супруг) проживают на территории <адрес> фактически (регистрация по месту жительства, в данном случае, не обязательна), суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части обязании Министерства социального развития <адрес> произвести выплаты ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет (региональное пособие): не представлено медицинское заключение, предусмотренное действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Долгопрудненском Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>, населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта проживания, о признании отказа незаконным, об обязании произвести выплату пособия по уходу за ребенком, удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО3 и н/летнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социального развития <адрес> производить ФИО3 ежемесячные выплаты, в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований в части:
- признания отказов Долгопрудненского управления социальной защиты населения (Министерство социального развития МО) в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка нельзя;
- обязании Министерство социального развития <адрес> произвести выплаты ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет (региональное пособие)
ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И. А. Лапшина
Решение в окончательной форме вынесено 10.04.2022 г.
Судья И. А. Лапшина