Копия
Дело № ...
...)
Богучанский районный суд Красноярского края
663430, Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны, ул. Партизанская, 113
РЕШЕНИЕ
с. Богучаны Красноярского края 27 марта 2024 года
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Яхина Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края, - Гуляевой Я.А., на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Богучанском району Красноярского края в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОСП по Богучанскому району Красноярского края, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, было признано виновным по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Представителем Министерства лесного хозяйства Красноярского края (Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края), - Гуляевой Я.А., по доверенности, в Богучанский районный суд подана жалоба на вышеуказанное постановление.
В обоснование жалобы указано, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку Министерством был приняты все возможным меры для исполнения судебного решения, исполнить судебное решение в установленные сроки было невозможно, по причине того, что отсутствовало финансирование на указанные цели.
Кроме того, Министерство не было надлежащим образом извещено о мести и времени рассмотрения дела об административном правонарушении: в полученном Министерством уведомлении на 21.08.2023 года на 15:30 часов, было указано, что в данное время состоится вручение постановления о наложении административного штрафа.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, были нарушены правила территориальной подсудности. Так, объективная сторона вменённого Министерству административного правонарушения, выражается в форме бездействия, местом совершения административного правонарушения является место регистрации юридического лица, - ..., что относит рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Министерства, к территориальной подсудности ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска, а не ОСП по Богучанскому району г. Красноярска.
Орган, вынесший постановление, о месте и времени его рассмотрения извещён надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Податель жалобы, - Министерство лесного хозяйства Красноярского края (Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края), о месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в своё отсутствие, на её удовлетворении настаивал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене, с прекращением производства по делу, по следующим основаниям.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, указанный протокол составлен в отношенииМинистерства лесного хозяйства Красноярского края, в отсутствие представителя последнего.
При этом материалы дела не содержат сведений о вручении уведомления Министерству лесного хозяйства Красноярского края, о месте и времени составления указанного протокола.
Имеющееся в материалах дела уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края, содержит извещение о том, что 30.06.2022 года (а не 30.06.2023 года) в 11:40 часов, состоится рассмотрение протокола об административном правонарушении по ст. 17.15 КоАП РФ, а не составление протокола, представителю Министерства предложено явиться в указанное время и дату для участия в рассмотрении протокола об административном правонарушении, а не его составлении; разъяснено, что в случае неявки представителя Министерства, постановление об административном правонарушении будет вынесено в их отсутствие. Материалы дела не содержат сведений о вручении указанного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.
Учитывая, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края не было извещено о месте и времени составления протокола – на 30.06.2023 года в 11:40 часов, составление протокола в отсутствие надлежащего извещения о месте и времени его составления, нельзя признать законным, по следующим основаниям.
Так, в силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Из содержания статьи 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, в отношении которого он составляется, за исключением случая, предусмотренного ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, регламентирующей извещение лиц, участвующих в деле, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Указанные недостатки протокола от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает существенным, нарушающим право Министерства лесного хозяйства красноярского края, на защиту.
В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 п. 9 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Изложенное в совокупности исключало возможность рассмотрения дела, в связи с чем,органу, принявшему оспариваемое постановление, следовало решить вопрос о возвращении дела в порядке, предусмотренном п. 4. ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
В настоящее время возможность исправления этих недостатков утрачена, поскольку действующими положениями КоАП РФ возможность возвращения протокола после принятия его к рассмотрению и вынесения постановления по существу не предусмотрена.
Кроме того, заслуживают внимания доводы подателя жалобы о ненадлежащем извещении Министерства о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Так, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, врученного представителю Министерства ДД.ММ.ГГГГ, последний уведомлен о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 часов, состоиться вручение постановления о взыскании административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а не рассмотрение дела.
Кроме того, заслуживают внимания доводы подателя жалобы о рассмотрении дела об административном правонарушении начальником ОСП по Богучанскому району, с нарушением правил территориальной подсудности.
Так, в силу ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 заключается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Соответственно, административное правонарушение совершается в форме бездействия.
Как следует из разъяснений Пленума ВС РФ, при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (п.п. з п. 3 ППВС РФ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5(ред. от 23.12.2021)"О некоторых вопросах, возникающих у судов при примененииКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Учитывая, что местом нахождения юридического лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края, является: г. Красноярск, Академгородок, д. 50 «а», рассмотрение дела об административном правонарушении не относиться к компетенции начальника ОСП по Богучанскому району, а относиться к компетенции ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска.
Из-за допущенных при производстве по делу существенных нарушений процессуальных требований постановление по делу об административном правонарушении в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=E0267D050B2A6F127A5351E5F07DF8B6905E8EB7FE570B1F74BFD44F88FF50AC615A921854A69F17CEfAK"30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения, - старшего судебного пристава-исполнителя по Богучанскому району Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края, по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.С. Яхина.
Копия верна.
Судья Е.С. Яхина.