Дело №2а-487/2022
73RS0013-01-2022-000749-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Хабло А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сидорова Я. В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Сидоров Я.В. обратился с указанным иском в суд к административным ответчикам ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, в обосновании заявленных требований указал, что он в период времени с 08.02.2020 по 03.11.2021 отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области:
с 08 февраля по 10 февраля 2020 года в карантине; с 10 февраля по 25 февраля 2020 года содержался в камере ШИЗО №*; с 25 февраля 2020 года по 07 мая 2021 года содержался в отряде №*; с 07 мая по 27 мая 2021 года содержался в ШИЗО (камеры №*); с 27 мая по 15 октября 2021 года содержался в отряде №*; с 15 по 22 октября 2021 года содержался в ШИЗО (камеры №*); с 22 октября по 01 ноября 2021 года содержался в СУСе; с 01 по 03 ноября 2021 года содержался в отряде №*.
Условия содержания в отряде №*: согласно официальной документации площадь отряда составляет 95 кв.м. При этом в секции были размещены от 50 до 53 двухъярусных кроватей, от 50 до 53 табуреток и от 50 тумбочек, поэтому свободного пространства было намного меньше, в среднем 12 кв.м. В отряде №* в разное время наличествовало разное количество спальных мест: в 2020 году до мая 2020 года было порядка 50 спальных мест, после мая 2020 года их стало 100-105 (почти все одноярусные кровати заменили на двухъярусные). До мая 2020 года заключенных проживало не более 50, а потом 100-105 человек. Свободного пространства на одного человека приходилось менее 1 кв.м., результатом чего являлась теснота, особенно ощутимая по подъему и отбою, когда все заключенные обязаны были в одно время вставать с кроватей и одеваться, либо наоборот, раздеваться и ложиться спать.
Двухъярусные кровати не были оборудованы какими-либо приспособлениями (например, лесенками) для безопасного и удобного подъема на второй ярус. Также на втором ярусе отсутствовали бортики. В результате этого подъем на второй ярус был небезопасным и неудобным, сон на втором ярусе небезопасным. Он длительное время имел спальное место на втором ярусе.
В душевой (на протяжении всего срока нахождения в отряде) отсутствовали какие-либо условия приватности. Помывочная представляла собой единое помещение площадью около 20 кв.м., где мылись одновременно около 10 человек, были небольшие перегородки, но из-за устройства душевой приватности они не обеспечивали, кабинки отсутствовали.
Принудительно приточно-вытяжной вентиляции в отряде не было.
В период содержания в ИК-10 он неоднократно выдворялся в штрафной изолятор (ШИЗО). В ШИЗО он содержался в камерах №*.
В камере №* ШИЗО площадь 10,5 кв.м. на 6 заключенных; в камере №* ШИЗО на площадь 10,5 кв.м. – 6 заключенных; в камере №* ШИЗО на площадь 13,5 кв.м. – 8 заключенных; в камере №* ШИЗО на площадь 4,5 кв.м. – 2 заключенных; в камере №* ШИЗО на площадь 4,5 кв.м. – 2 заключенных.
Таким образом, общей площади в указанных камерах на одного заключенного приходилось около 2 кв.м.
Нужно учитывать, что в эту площадь входили туалет (1,2 кв.м.), умывальник, а также пространство, занимаемое столом (около 1 кв.м.) и лавочками (около 1 кв.м.). В указанных камерах было крайне тесно и свободного пространства всегда приходилось менее 2 кв.м. на одного осужденного. При этом в указанной обстановке заключенные проводили 23 часа (1 час на прогулке).
В камерах ШИЗО кровати открывались только на ночь, при этом они не были оборудованы какими-либо приспособлениями для безопасного и удобного подъема на второй ярус, также отсутствовали бортики на втором ярусе. Он всегда спал на втором ярусе.
В душевой ШИЗО отсутствовали какие-либо условия приватности. Помывочная представляла собой единое помещение, где мылось одновременно до 8 человек. Прогулка продолжительностью 1 час проходила в прогулочных двориках около 10 кв.м., куда одновременно выводили до 8 человек. В таких условиях невозможно было не только выполнять физические упражнения, но и просто ходить.
Таким образом, на протяжении 1 года 9 месяцев он содержался в бесчеловечных условиях, созданных для заключенных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Приведенные условия содержания вызывали у него чувства страха, неполноценности, обреченности, физические мучения, унижали его. Приведенные условия содержания не соответствуют положениям ст.3 Конвенции о защите прав человека и свобод, истолкованных Европейским судом по правам человека в его постановлениях по делам «Бабушкин против России», «Цибаков и другие против России», «Ананьев и другие против России», а также не соответствуют положениям Российского законодательства.
Указанное свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков, выразившегося в необеспечении адекватных условий его содержания в ИК-10, а компенсация за содержание его в неадекватных условиях подлежит взысканию с ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Административный истец просил признать незаконным бездействий ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, выразившееся в необеспечении условий содержания в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, соответствующих положениям ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и нормам российского законодательства в период содержания в нем административного истца, взыскать 2 000 000 руб. с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны РФ в пользу административного истца в качестве компенсации за содержание административного истца в условиях ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.
В судебное заседание административный истец Сидоров Я.В. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ФСИН России Шевчик В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно пояснил, что все условия содержания соответствуют нормам содержания. Сидоров содержался в ФКУ ИК №10 УФСИН России, прибыл туда 08.02.2020, убыл 03.11.2021. В отрядах максимальная численность осужденных составляла порядка 80-90 человек, фактическая наполняемость составляла около 50%. В соответствии со справкой в отряде №* (здание общежития №*) жилая площадь составляет 186,42 кв.м., Фактически там имеется 45 кроватей, т.е. там не содержится более 90 человек в принципе. Там установлены кровати по типу армейских кроватей, никакими нормами не предусмотрены лестницы и поручни на таких кроватях. По камерам ШИЗО также соблюдены условия по площади. Филиал МСЧ №73 ФСИН России 02.02.2020 проводил измерение воздушных масс, был составлен протокол №*-М, в соответствии, с которым в отряде №* имеется «хождение воздушных масс». Согласно инструкции «О проектировании исправительных и специальных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России» СП17-02 утвержденной приказом №* ДСП в п.20.17 указано о том, что в учреждении в камерах, в отрядах может быть приточная вентиляция с естественным побуждением (окно, форточка). В отряде 9/1 отсутствует принудительно приточно-вытяжная вентиляция, однако все нормы соблюдаются, имеется график проветривания помещения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Дитяткина Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, дав суду аналогичные пояснения. Дополнительно пояснила, что помещение отряда №* не обеспечено вентиляцией, производится ежедневное проветривание помещения согласно графику. Условия приватности как в помещениях отрядов, так и в камерах ШИЗО соблюдены. В помещениях отрядов предусмотрено отдельное помещение, в котором расположены санузлы, представляющие собой отдельные кабинки с дверями, камеры ШИЗО оборудованы санузлом с дверью. В период отбытия Сидоровым наказания в колонии наполняемость помещений отрядов и камер ШИЗО была не полной, таким образом, площадь этих помещений на одного осужденного превышала 3 кв.м. На территории колонии имеется баня, в которую осужденные ходят в соответствии с графиком 2 раза в неделю. В помещениях отрядов не предусмотрено наличие душевых, имеются умывальники в отдельном от спального помещения помещении. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Министерства финансов РФ, в лице УФК по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Направил в суд пояснения, согласно которым указал, что в случае удовлетворения исковых требований истца надлежащим ответчиком по делу должно являться ФСИН России. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает требования Сидорова Я.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительном учреждении на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Административное исковое заявление может содержать требование о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 6 ч. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации закреплены в ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно нормам которой, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Судом установлено, что административный истец Сидоров Я.В. приговором <данные изъяты> от 04.10.2019, с учетом определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, осужден по <данные изъяты> УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Сидоров Я.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в период с 08.02.2020 по 03.11.2021. Освобожден по отбытии наказания 03.11.2021.
Административный истец свои требования о взыскании в денежной форме компенсации за нарушение условий содержания мотивирует ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, выразившимся в переполненности мест содержания, отсутствии приватности в помывочной, отсутствии принудительной приточно-вытяжной вентиляции, отсутствие у двухъярусных кроватей лестниц, бортиков.
Давая оценку данным доводам, суд исходит из следующего.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения Федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с отбыванием наказания в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, на осужденного распространяются действия норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в частности Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее — Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений). Данными нормативными актами регламентированы основные права и обязанности осужденных.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 Постановления).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ГУФСИН). Порядок этого контроля регламентирован частью 2 статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о ФСИН, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314.
Из содержания подп. 6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Судом установлено, что Сидоров Я.В., отбывая наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в период с 08.02.2020 по 03.11.2021, содержался:
в период с 08.02.2020 по 10.02.2020 в карантинном отделении;
в период с 10.02.2020 по 25.05.2020 в камере №* ШИЗО;
в период с 25.02.2020 по 07.05.2021 в отряде №*);
в период с 07.05.2021 по 17.05.2021 в камере №* ШИЗО;
в период с 17.05.2021 по 19.05.2021 в камере №* ШИЗО;
в период с 19.05.2021 по 27.05.2021 в камере №* ШИЗО;
в период с 27.05.2021 по 15.10.2021 в отряде №*);
в период с 15.10.2021 по 16.10.2021 в камере №* ШИЗО;
в период с 16.10.2021 по 22.10.2021 в камере №* ШИЗО;
в период с 22.10.2021 по 01.11.2021 в отряде №*
в период с 01.11.2021 по 03.11.2021 в отряде №*).
Указанное подтверждается справкой ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области (л.д.34).
Как следует из искового заявления истца, отбывая наказание в ФКУ ИК-10, он содержался в отряде №* и СУСе (отряд №*), а также в камерах ШИЗО в переполненных помещениях и камерах, где на одного человека приходилось менее 2 кв.м.
В соответствии со ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 ст.27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно представленной в материалы дела технической документации (л.д.48-50) площадь камеры №* ШИЗО составляет 14,9 кв.м., при этом представитель ответчика утверждает, что площадь этой камеры 9,7 кв.м. В период содержания Сидорова Я.В. в этой камере с 10.02.2020 по 25.02.2020 в ней содержалось 2 осужденных, в период с 15.10.2021 по 16.10.2021 Сидоров Я.В. содержался в ней один. Таким образом, на одного осужденного приходилось 4,85 кв.м.
Площадь камеры №* ШИЗО составляет 15,18 кв.м. (без учета площади санузла – 14,24 кв.м.), с 07.05.2021 по 17.05.2021 в ней содержалось 3 осужденных, на одного осужденного приходилось 5,06 кв.м.
Площадь камеры №* ШИЗО составляет 5,24 кв.м. (без учета санузла – 4,44 кв.м.), с 16.10.2021 по 22.10.2021 Сидоров Я.В. содержался в ней один.
Площадь камеры №* ШИЗО составляет 5,03 кв.м. (без учета санузла – 4,28 кв.м.), с 19.05.2021 по 27.05.2021 Сидоров Я.В. содержался в ней один.
Площадь камеры №* ШИЗО составляет 14,72 кв.м. (без учета санузла – 13,75 кв.м.), в период с 17.05.2021 по 19.05.2021 в ней содержалось 4 осужденных (л.д.67), на одного осужденного приходилось 3.68 кв.м.
Таким образом, нарушение в части нормы площади содержания Сидорова Я.В. в камерах ШИЗО судом не установлено.
Судом также установлено, что в камерах ШИЗО имеются отдельные санузлы с перегородками и дверью, двери в санузлы установлены задолго до 2020 года, указанное подтверждается пояснениями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, а также представленным фотоматериалом.
В указанных камерах установлены блоки для принудительной вентиляции, что подтверждено фотоматериалом, пояснениями свидетеля Свидетель №2
Вопреки доводам административного истца откидные металлические кровати, стол для приема пищи, тумба для сидения и умывальник, установленные в камерах ШИЗО, в расчете жилой площади не учитываются.
Согласно экспликации к плану строения здания ПКТ, в котором находятся камеры штрафного изолятора, в ШИЗО предусмотрено отдельное помещение для принятия душа (баня) площадью 11.42 кв.м. и раздевалка площадью 19,86 кв.м. Согласно представленным сведениям, осуществлялась покамерная помывка осужденных с максимальным лимитом наполнения 6 человек, поскольку помывка осужденных, находящихся в штрафном изоляторе производится с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах. При этом судом учитывается, что максимальное количество осужденных, содержащихся вместе с Сидоровым Я.В. в камерах ШИЗО составляло 4 человека. Из представленных фотографий следует, что душевые отделены друг от друга перегородками, имеются шторы, что указывает на соблюдение приватности при помывке осужденных.
В период, когда Сидоров Я.В. содержался в камерах ШИЗО, прогулка осужденных осуществлялась в шести прогулочных двориках площадями 12,48 кв.м., 15,08 кв.м., 12,10 кв.м., 13,00 кв.м., 13,00 кв.м., 12,01 кв.м. С учетом соблюдения норм наполняемости в камерах ШИЗО, каких-либо нарушений содержания административного истца в указанных помещениях судом не установлено.
Разрешая доводы административного истца относительно ненадлежащих условий содержания в отрядах исправительного учреждения, судом установлено следующее.
Из технической документации на здание общежития №* (отряд №* СУОН) (л.д.54-56), в котором административный истец содержался в период с 22.10.2021 по 01.11.2021 следует, что данный отряд включает себя спальное помещение площадью 185,39 кв.м., отдельное помещение площадью 17,04 кв.м., в котором находятся санузлы, отгороженные друг от друга перегородками с дверями, что следует из представленного фотоматериала, умывальную, площадью 8,87 кв.м., в которой расположены умывальники, ножные ванны, другие вспомогательные помещения.
Согласно представленной административным ответчиком справке в отряде №* (СУОН) в 2021 году содержалось 39 осужденных (л.д.39). Таким образом, на одного осужденного приходилось площадь 4,75 кв.м, что превышает установленный норматив наполняемости.
О наличии каких-либо иных нарушениях условий содержания в данном отряде административный истец не заявлял.
Из технической документации на здание общежития №* (отряд №*) (л.д.57-59) следует, что данный отряд включает в себя жилое помещение площадью 186,42 кв.м., два отдельных помещения площадью 10,04 кв.м. и 14,31 кв.м. с санузлами, отгороженных друг от друга перегородками с дверями, умывальную площадью 8,43 кв.м. (л.д.101, 102), а также иные вспомогательные помещения. Из спального помещения у осужденных свободный доступ к вспомогательным помещениям, а также с выходом на улицу.
Административный истец содержался в отряде №* в период с 25.02.2020 по 07.05.2021; в период с 27.05.2021 по 15.10.2021; в период с 01.11.2021 по 03.11.2021.
Согласно представленной административным ответчиком справке в отряде №* наполняемость составляет до 93 человек, в 2021 году содержалось до 62 осужденных. Таким образом, в 2020 году на одного осужденного приходилось 2 кв.м., в 2021 году - на одного осужденного приходилось 3 кв.м.
В жилых комнатах отрядов имеются окна. В судебном заседании представители административных ответчиков пояснили, что в помещении отряда №* отсутствует приточно-вытяжная вентиляция. Проветривание помещения осуществляется по графику четыре раза в день путем открытия окон.
Между тем, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что спальное помещение отряда исправительного учреждения должно быть оснащено приточно-вытяжной вентиляцией.
В соответствии с п.19.3.5 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр, в помещениях зданий исправительных учреждений в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.
Расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена в помещениях зданий ИК, ВК, КП и ЕПКТ в холодный период года следует определять по таблице 19.1.
Согласно таблице 19.1 вышеуказанных Свода правил в спальных помещениях обеспечивается кратность воздухообмена в соответствии с СП 118.13330.2012.
Согласно п.19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
Указанное также согласуется с п.4.17 «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) (ред. от 19.12.2019), согласно которому в общественных зданиях следует предусматривать системы отопления, вентиляции и кондиционирования, обеспечивающие температуру, влажность, очистку и обеззараживание воздуха, соответствующие требованиям технологической части проекта.
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха общественных зданий следует проектировать в соответствии с СП 60.13330, противопожарными требованиями и требованиями настоящего свода правил, в зданиях медицинских организаций - по СП 158.13330.
В соответствии с п.7.1.1 "СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 921/пр), вентиляцию следует применять для обеспечения требуемого качества воздуха и параметров микроклимата в помещениях.
Для общественных зданий следует предусматривать механическую приточно-вытяжную вентиляцию в соответствии с требованиями соответствующих разделов сводов правил или по технологическому заданию (п.7.1.4).
При оборудовании жилых, общественных, административных и бытовых помещений естественной вытяжной вентиляцией, располагаемое давление и параметры сети следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха с температурой 5 °C и внутреннего воздуха с температурой для холодного периода года. Поступление наружного воздуха в помещения при этом следует предусматривать через специальные приточные устройства в наружных стенах или окнах или через индивидуальные приточно-вытяжные устройства (п.7.1.12).
Согласно пояснениям представителей ответчиков в судебном заседании отряд №*, в котором содержался административный истец в период с 25.02.2020 по 07.05.2021; в период с 27.05.2021 по 15.10.2021; в период с 01.11.2021 по 03.11.2021, не оборудован приточно-вытяжной вентиляцией в спальном помещении.
С учетом исследованных материалов дела суд приходит к выводу о том, что в период с 25.02.2020 по 07.05.2021; в период с 27.05.2021 по 15.10.2021; в период с 01.11.2021 по 03.11.2021 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России не обеспечили надлежащие условия содержания Сидорова Я.В., выразившееся в лишении возможности отбывать наказание в отряде исправительного учреждения в надлежащих климатических условиях. Кроме того, в период отбытия наказания с 25.02.2020 по 31.12.2020 в отряде №* содержалось до 93 осужденных, а потому на одного осужденного приходилась площадь 2 кв.м., что с учетом отсутствия приточно-вытяжной вентиляции указывает на наличие нарушений прав административного истца.
Представленные суду протоколы измерений параметров микроклимата в спальных помещениях отрядов ФКУ ИК-10 не могут быть приняты судом во внимание, поскольку измерения производились в 2022 году после отбытия административным истцом наказания (л.д.144, 151).
Доводы административного истца о том, что спальные места должны быть оборудованы лестницами, второй ярус кровати должен быть оборудован бортиками, судом отклоняются, поскольку установка в исправительных учреждениях кроватей с бортиками и с лестницами нормативными документами не предусмотрена. Размещение осужденных на двухъярусных кроватях не противоречит действующем законодательству.
Помывка осужденных в ФКУ ИК-10 осуществлялась согласно графика помывки в банно-прачечном комплексе (л.д.51-53). В отрядах наличие душевых не предусмотрено. Из технической документации следует, что площадь помывочной - 45,73 кв.м. и раздевалки – 28,74 кв.м. Помывочная оборудована водоразборными кранами и душевыми лейками. Согласно представленному фотоматериалу в помывочной бане между душевыми лейками имеются перегородки, что обеспечивает приватность осужденных при помывке.
Кроме того, из представленных УФСИН России по Ульяновской области, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области следует сведений, что Сидоров Я.В. по фактам нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм не обращался.
Таким образом, судом установлено, что в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области условия микроклимата в спальном помещении отряда не были обеспечены, что в совокупности с недостаточностью пространства (2 кв.м. на одного человека в 2020 году) является само по себе достаточным, чтобы причинить страдания и трудности, превышающие неизбежный уровень, присущий содержанию в исправительном учреждении, и вызвать у истца чувства страдания, которые могли унизить его.
Указанные обстоятельства привели к нарушению права истца на пребывание в безопасных, нормальных санитарно-эпидемиологических условиях.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Содержание Сидорова Я.В. в ненадлежащих условиях явилось следствием бездействия со стороны административных ответчиков ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области и ФСИН России, которые на протяжении длительного времени не принимают мер для устранения имеющихся недостатков, что является основанием для признания их бездействия незаконным.
Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
Исходя из изложенного полагаю, что требования административного истца о взыскании компенсации за нарушение условий отбывания наказания подлежащими частичному удовлетворению, при этом с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации надлежит взыскать денежную компенсацию в размере 30 000 руб., что соответствует характеру причиненных административному истцу физических и нравственных страданий. В удовлетворении иска о взыскании компенсации в большем размере, а также к ответчикам Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации надлежит отказать.
В соответствии с ч.9 ст.227.1 Кодекса административного производства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидорова Я.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, выразившееся в необеспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Сидорова Я. В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, во взыскании компенсации в большем размере, чем взыскано судом, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 марта 2022 года.
Председательствующий судья Е.А. Власова