Дело № 2-49/2024
11RS0004-01-2023-001836-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Порохиной О.Г.
при секретаре судебного заседания Сучковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 28 февраля 2024 года гражданское дело по иску Недорубовой **** к ООО «ВМ Кристалл», администрации МО МР «Печора» о признании соглашения на выполнение работ и оказание услуг в многоквартирном доме недействительным, возложении обязанности произвести ремонтные работы, произвести перерасчет платы за некачественно оказанные коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда,,
УСТАНОВИЛ:
**** обратилась в суд с иском к ответчикам с требованиями признать соглашение **** от **** в части обслуживания многоквартирного ****, заключенное между администрацией МР «Печора» и ООО «ВМ «Кристалл», недействительным с обязательством возместить стоимость неоказанных услуг, возложить обязанность произвести ремонтные работы по устранению недостатков кровли за счет сил и средств соответчиков, обязать ООО «ВМ «Кристалл» произвести перерасчет платы за некачественно оказанные коммунальные услуги с даты заключения соглашения по дату подачи искового заявления, взыскании компенсации морального вреда в размере **** руб. В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения по адресу: ****. В указанном многоквартирном доме собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирным домом. **** между администраций МР «Печора» и ООО «ВМ «Кристалл» было заключено соглашение **** по обслуживанию многоквартирных домов, в том числе ****. В рамках указанного соглашения выполняются следующие работы и услуги: очистка кровли от снега, механизированная уборка снега, уборка дворовой территории с периодичностью 5 раз в неделю, ремонт и регулировка системы центрального отопления, замена разбитых стекол, окон и дверей в местах общего пользования, аварийное обслуживание электро-, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения. Большинство работ из данного перечня не выполняется более 3 лет: уборка дворовой территории не ведется ни в летний, ни в зимний период, механизированная уборка снега не осуществляется даже по заявке от жильцов, очистка кровли была произведена лишь единожды по причине затопления квартиры талыми водами. Аварийное обслуживание и ремонт системы отопления производится некачественно, с нарушением сроков оказания данной услуги. Замена окон и дверей не производилась вообще, стекол - лишь единожды, спустя длительное время после заявки.В результате ненадлежащего исполнения ООО «ВМ Кристалл» своих обязанностей по договору обслуживания по очитке кровли от снега и сосулек кровля МКД пришла в негодное состояние, в результате чего произошел залив квартиры истца, в квартире сложилась аварийная ситуация, было повреждено имущество истца. Все жалобы истца о протечке крыши были проигнорированы. Истец считает, что действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении тех или иных ремонтных работ. При этом непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД.
Также истец указала, что соглашение меду администрацией МР «Печора» и ООО «ВМ Кристалл» является недействительным, т.к. договора с подрядными организациями по обслуживанию дома в соответствии с ЖК РФ могут заключать только собственники помещений в МКД при непосредственном управлении домом. Способ управления в доме не выбран, соответственно, администрация не имела права заключать соглашение в отношении дома, в котором истец является собственником квартиры. Заключение указанного соглашения не обеспечивает выполнение минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем способ управления МКД фактически не реализован. При этом в нарушение ч.17 ст.161 ЖК РФ администрацией МО МР «Печора» не принято решение об определении временной управляющей организации в целях выполнения в отношении МКД всех необходимых работ, предусмотренных минимальным перечнем. Свои требования истец обосновывает ст. 167, 168, 209, 714, 723 ГК РФ, ст.161 ЖК РФ, нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, представитель ответчика администрации МР «Печора» исковые требования не признал.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика ООО «ВМ Кристалл», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела без его участия.
Дело рассматривается в отсутствие третьих лиц КУМС МР «Печора», ГЖИ по г.Печоре, ИП Шкарпова О.Г., извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, многоквартирный **** **** года постройки, 2-этажный, 8-квартирный, материал несущих стен -шлакоблок, перекрытия деревянные, все жилые помещения находятся в собственности граждан. Квартира **** в указанном доме принадлежит на праве собственности истцу Недорубовой (****) Т.Ф. с ****.
Согласно выписке по лицевому счету по квартире по адресу: **** предоставленной ООО «ВМ Кристалл», за период с декабря 2019 года по август 2023 года задолженности по оплате за содержание и ремонт не имеется, оплата производится своевременно.
Также, все квартиры в указанном многоквартирном доме находятся в собственности граждан. Способ управления спорным МКД собственниками жилых помещений не выбран.
Согласно Акта обследования многоквартирного **** от 19.10.2023 и Заключения межведомственной комиссии **** от 19.10.2024 выявлены основания для признания многоквартирного **** аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» от **** ****-р многоквартирный **** был признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса и срок отселения физических лиц, проживающих в указанном доме – до 31.12.2028.
Как следует из отзыва администрации МР «Печора» вопросы управления домом, работоспособного состояния инженерных внутридомовых коммуникаций, а также состояния строительных конструкций относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домах, являются первоочередными для собственников и законных пользователей (нанимателей, арендаторов) помещений путем организации общих собраний собственников по выбору способа управления. Администрации МР «Печора» проводят консультативные работы и помощь в проведениях общедомовых собраниях собственников многоквартирного дома по вопросу выбора способа упражнения в соответствии со ст.161 ЖК РФ, а также по вопросу выбора Совета дома в соответствии со ст.161.1 ЖК РФ. До настоящего времени от собственников помещений данного дома в адрес администрации МР «Печора» не предоставлялась информация о выбранном способе управления, оформленная протоколом общего собрания собственников. По многоквартирным домам, собственники которых не определи способ управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления (администрация МР «Печора») проводит открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления такими домами в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением РФ от 06.02.2006 № 75. Информация и итоги проведения открытых конкурсов размещаются на Федеральном сайте torgi.gov.ru. Степень износа жилого фонда, затраты на техобслуживание и содержание коммунальных объектов сетей, в разы превышающие платежи населения, размер задолженности жильцов за коммунальные услуги, доля брошенных как собственниками, так и нанимателями жилых помещений, являются причиной отсутствия заявок от претендентов. По итогу проведенные конкурсы признаются не состоявшимися. Последний открытый конкурс по отбору управляющей организации для МКД по адресу: **** от 01.08.2023 был признан несостоявшимся.
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 ст. 161 ЖК РФ и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч.17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В соответствии с ч.5 ст. 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 ст. 200 ЖК РФ, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 ст. 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 ст. 200 ЖК РФ статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Однако, до настоящего времени управляющая организация для управления многоквартирным домом **** не определена.
При этом, как следует из отзыва представителей ответчиков, целях поддержании безаварийной эксплуатации жилищного фонда во время прохождения осенне - зимнего периода в отношении домов, в которых не выбран способ управления, между администрацией МР «Печора» и ООО «ВМ Кристалл» было заключено соглашение на выполнение работ и оказание услуг в многоквартирных домах **** от ****.
В соответствии с указанным соглашением администрация муниципального района «Печора» и ООО «ВМ Кристалл» (подрядная организации) заключили соглашение о следующем:
Подрядная организация обязуется по многоквартирным домам (Приложение № 1) выполнять работы и оказывать услуги согласно перечню работ и услуг (Приложение № 2) (п.1.1)
Производить начисления платы за выполненные работы и оказанные услуги собственникам (нанимателям, арендаторам) помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении № 1 к данному соглашению (п.1.2).
Производить перерасчет платежей за не предоставление или некачественное исполнение работ и (или) услуг, указанных в Приложении 2 на основании заявлений граждан, проживающих в многоквартирных домах, в соответствии с п.1.1 (п.1.3).
Подрядная организация обязана выполнять работы и оказывать услуги, указанные в Приложении 2 за счет средств собственников (нанимателей, арендаторов) путем предъявления счет – квитанций (п.2.3.1).
Обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ надлежащего качества в объеме, предусмотренном настоящим соглашением (п.2.3.2).
Организовать круглосуточное аварийно - диспетчерское обслуживание жилищного фонда, включая проведение неотложных аварийно - восстановительных и ремонтных работ и иные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.2.3.4).
Согласно Приложению №1 в обслуживание по указанному выше соглашению входит МКД по адресу: ****
Согласно Приложению № 2 в Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг в многоквартирном доме (двухэтажный дом) входит: очистка кровли от скопления снега и наледи, сбивание сосулек (по мере необходимости), стоимость на 1 кв.м. общей площади 1,99 руб.; механизированная уборка снега (по мере необходимости) стоимость на 1 кв.м. общей площади 1,84 руб.; сдвижка и подметание снега в зимний период, подметание территории в теплый период (5 раз в неделю) стоимость на 1 кв.м. общей площади 1,5 руб.; ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация систем центрального отопления (по мере необходимости) стоимость на 1 кв.м. общей площади 2,37 руб.; замена разбитых стекол, окон и дверей в помещениях общего пользования (по мере необходимости) стоимость на 1 кв.м. общей площади 1,35 руб.; аварийное обслуживание сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (постоянно) стоимость на 1 кв.м. общей площади 7,87 руб.; итого 16,92 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, ООО «ВМ Кристалл» является подрядной организацией и выполняет работы и оказывает услуги согласно перечню работ и услуг, установленных приложением № 2 к Соглашению.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Соглашение **** от 20.12.2019, заключенное между ООО «ВМ Кристалл» и администрацией МР «Печора» не нарушает права и законны интересы истца, не влечет для нее неблагоприятные последствий, поскольку ООО «ВМ Кристалл» проводятся работы согласно перечню, установленному приложением № 2 к соглашению, что не ухудшает условия проживания собственников жилых помещений в МКД по адресу ****
Заключение соглашения не лишает собственников помещений МКД провести общее собрание, на котором определить способ управления, а также выбрать управляющую организацию. Однако до настоящего времени собственник жилых помещений не исполнили свою обязанность по выбору способа управления МКД и выбору управляющей организации при соответствующем способе управления.
Следовательно, требования истца о признании недействительным соглашения **** на выполнение работ и оказание услуг в многоквартирном доме, заключенного 20.12.2019 между администрацией МО МР «Печора» и ООО «ВМ Кристалл» в части обслуживания многоквартирного **** удовлетворению не подлежит.
Согласно указанного выше соглашения на ООО «ВМ Кристалл» как на подрядную организацию не распространяются положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Ни частичный, ни капитальный ремонт кровли не входит в перечень работ и услуг по аварийному обслуживанию многоквартирных домов в рамках заключенного соглашения.
Ссылка истца на ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, а также на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, судом не принимается в силу следующего.
Указанные нормы закона распространяются на отношения, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, при этом истец просит провести текущий ремонт кровли. Следовательно, оснований для возложения обязанности на ответчиков провести текущий ремонт кровли не имеется. В указанной части требования истца удовлетворению не подлежат.
По требованию перерасчете платы за некачественно оказанные услуги судом было установлено:
Ответчиком ООО «ВМ Кристалл» в подтверждение выполнения работ по заключенному соглашению были представлены наряд - задания и акты выполненных работ.
Общая площадь квартиры **** составляет **** кв.м.
Соответственно, оплата за уборку дворовой территории составляет 1,5 руб.***** кв.м=**** руб.в месяц
За период с января 2020 года по сентябрь 2023 года (период, указанный истцом в расчетах к исковым требованиям) уборка дворовой территории не производилась, иного суду ответчиками представлено не было, соответственно за 45 месяцев перерасчет составит **** руб.*45 мес=**** руб.
Оплата за очистку кровли от скопления снега и наледи, сбивание сосулек составляет **** руб.*****.м.=**** руб. в месяц.
Согласно представленным актам и наряд - заданиям очистка крыши от снега и сосулек производилась в апреле 2020 года, в марте 2022 года, в апреле 2023 года, в 2021 году очитка от снега не производилась (иного суду не представлено), соответственно перерасчет оплаты за 12 месяцев (2021 год) составит **** руб. *12 мес.=**** руб.
Оплата за механизированную уборку снега составляет **** руб.***** руб.=**** руб. Согласно представленным актам и наряд - заданиям уборка и вывоз снега производились в январе 2021 года, в марте 2021 года, в апреле 2021 года, в декабре 2022 года, в январе 2023 года, в феврале 2023 года, в марте 2023 года, в апреле 2023 года; в 2020 году механизированная уборка снега не производилась (иного суду не представлено), соответственно перерасчет оплаты за 12 месяцев (2020 год) составит **** руб. *12 мес.=**** руб.
Ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация систем центрального отопления со стороны ответчика ООО «ВМ Кристалл» производилась, что подтверждается Актами о готовности спорного дома к осенне-зимнему периоду, а также актами и наряд – заданиями, замена разбитых стекол, окон и дверей в помещениях общего пользования также производилась (по мере необходимости), аварийное обслуживание сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (постоянно) также проводилась. В указанной части требования о перерасчете оплаты за непредоставленные услуги удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В отношениях между ООО «ВМ Кристалл» и собственниками жилых помещений в МКД по адресу: **** ответчик ООО «ВМ Кристалл» обязан оказывать услуги надлежащего качества, соответственно Недорубова Т.Ф. является потребителем коммунальных услуг и имеет право на компенсацию морального вреда за некачественно предоставленную услугу.
На основании изложенного, учитывая, что факт нарушения ответчиком ООО «ВМ Кристалл» прав истца как потребителя коммунальных услуг нашел свое подтверждение, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, требование разумности и справедливости, суд считает возможным определить истцу компенсацию морального вреда в размере **** руб.
При частичном удовлетворении требований истца с ответчика ООО «ВМ Кристалл» подлежит взысканию государственная пошлина в размере **** руб. (ст.98 ГПК РФ).
Суд, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать ООО «ВМ Кристалл» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт по **** за период с января 2020 года по сентябрь 2023 года на сумму 6983, 01 руб.
Взыскать с ООО «ВМ Кристалл» в пользу Недорубовой **** компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В остальной части исковые требования Недорубовой **** к ООО «ВМ Кристалл», администрации МО МР «Печора» о признании соглашения **** на выполнение работ и оказание услуг в многоквартирном доме, заключенного 20.12.2019 между администрацией МО МР «Печора» и ООО «ВМ Кристалл» в части обслуживания многоквартирного **** недействительным, возложении обязанности произвести ремонтные работы по устранению недостатков кровли за счет сил и средств ответчиков, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «ВМ Кристалл» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г. Порохина
Мотивированное решение составлено 06.03.2024