Дело № 2-2636/2023
(76RS0014-01-2023-001634-39)
изг.03.11.2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 05 октября 2023 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Петухова Р.В.,
при секретаре Михалиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Дмитрия Ивановича к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л :
Мартынов Д.И. обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, которое было переименовано в Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, и Мэрии г.Ярославля о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.
В заявлении указано, что 10.02.2023 года в г.Ярославле ЮЗОД 250 м. от д.33 по ул.Нефтянников в сторону ул.Декабристов, истец, управляя автомобилем Kia К5 гос.рег.знак № совершил наезд на яму в дорожном покрытии.
Согласно экспертному заключению от 28.03.2023 года, выполненному ООО СБК «Партнер», стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 136 703 руб., утилизационная стоимость запасных частей-1 524 руб.
В соответствии со статьями 15 и 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Истец просил взыскать с надлежащего ответчика сумму ущерба в размере 135 179 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 904 руб., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 4 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гусева В.А. требования уточнила, просила взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ярославской области сумму ущерба в размере 42 254,50 руб., в остальной части требования поддержала.
В судебное заседание ответчик не явился, представил отзыв на заявление, в котором указал, что обязанность по возмещению ущерба должна быть возложена на АО «Ярдормост».
В судебном заседании представитель АО «Ярдормост» по доверенности Киселева О.В. вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, административный материал органа ГИБДД по факту ДТП с участием автомобиля истца, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в виду следующего.
Как установлено судом, 10.02.2023 года в г.Ярославле ЮЗОД 250 м. от д.33 по ул.Нефтянников в сторону ул.Декабристов, произошло ДТП с участием автомобиля Kia К5 гос.рег.знак №.
ДТП произошло при следующих обстоятельствах: двигаясь по проезжей части дороги, автомобиль, управляемый истцом, совершил наезд на выбоину размерами: длиной 2,7 м., шириной 1,1 м., глубиной 0,08 м., которая находилась в асфальтовом покрытии дороги.
В результате данного ДТП автомобиль Kia К5 гос.рег.знак №, принадлежащий истцу на праве собственности получил механические повреждения.
Указанное обстоятельство подтверждается: схемой места ДТП, актом выявленных недостатков в содержании дорог от 10.02.2023 года, составленным работниками ГИБДД на месте происшествия.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении по факту ДТП, сотрудниками ГИБДД в действиях водителя автомобиля Kia К5 гос.рег.знак №, нарушений Правил дорожного движения установлено не было.
Кроме того, суд отмечает, что при движении по дороге водитель транспортного средства, при отсутствии информации, предупреждающей об опасности, не обязан предполагать наличие такой опасности. Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя избирать скоростной режим с учетом интенсивности движения, состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, т.е. очевидных для водителя обстоятельств.
Таким образом, непосредственной причиной повреждения автомобиля явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия, поскольку в случае отсутствия выбоины на проезжей части дороги, даже при условии нарушения водителем автомобиля Kia К5 гос.рег.знак №, требований Правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие не наступило бы.
Согласно Постановлению Правительства Ярославской области от 12.03.2008 года №83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог», автомобильная дорога, на которой произошло ДТП, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Положению о Министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, Министерство дорожного Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
Министерство дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Министерства транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Министерство дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области, осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Министерство дорожного хозяйства Ярославской области выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, а также представляет интересы Правительства области в судебных и иных органах при рассмотрении вопросов в пределах установленных полномочий.
Для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности Ярославской области создано ГКУ ЯО «Ярдорслужба», которое в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 года №337-п «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации Ярославской области от 03.10.2001 года №141» осуществляет функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
На основании государственного контракта №22-03/9* от 22.06.2022 года, заключенного между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО «Ярдормост», последнее приняло на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них в Большесельском, Борисоглебском, Рыбинском, Мышкинском, Угличском, Тутаевском, Ярославском и Некрасовском муниципальных районах на 2022-2024 годы в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, которое, осуществляя полномочия собственника в отношении автомобильных дорог общего пользования не обеспечило надлежащий контроль за техническим состоянием автодороги в пределах его эксплуатационной ответственности, не приняло мер по устранению возникших в процессе эксплуатации дороги недостатков, создающих помехи и угрозу безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.2 статьи 28 ФЗ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации», пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, бремя доказывания в данном случае возложено на причинителя вреда. Однако ответчиком доказательства отсутствия своей вины в причинении истцу материального вреда не представлены.
В обоснование заявленных требований, истцом представлено экспертное заключение от 28.03.2023 года, выполненное ООО СБК «Партнер», стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 136 703 руб., утилизационная стоимость запасных частей-1 524 руб.
Учитывая, что истцом сумма ущерба была уменьшена до 42 254,50 руб., которая не оспаривалась сторонами, суд приходит к выводу о взыскании с Министерства дорожного хозяйства Ярославской области в пользу истца суммы ущерба в размере 42 254,50 руб.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела в размере 20 000 руб.
Учитывая принцип разумности, обстоятельства дела в целом, объем работы представителя, участие его в судебных заседаниях, суд определяет к возмещению сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 904 руб., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мартынова Дмитрия Ивановича удовлетворить.
Взыскать с Министерства дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН №) в пользу Мартынова Дмитрия Ивановича (паспорт: №) сумму ущерба в размере 42 254 рубля 50 копеек, расходы на оплату услуг эксперта в сумме 4 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 904 рубля.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Р.В. Петухов