Судебный акт #1 (Определение) по делу № 5-902/2023 от 30.12.2023

Дело 10RS0011-01-2023-014831-87

(№5-902/2023)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30.12.2023                          г.Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Е.В. Лазарева, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении

Анисимова И.С.

У С Т А Н О В И Л:

30.12.2023 в Петрозаводский городской суд РК поступил протокол об административном правонарушении серии от 29.12.2023, составленный инспектором ОБППС УМВД России по г. Петрозаводску лейтенантом полиции Крыловым К.Ю,, в отношении Анисимова И.С., согласно которому последнему вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

Анисимов И.С. 29.12.2023 в 20 часов 40 минут, находясь по адресу г. Петрозаводск, пр-кт Комсомольский, 13-84, оказал неповиновение законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, а именно: на неоднократные требования сотрудников полиции пройти в служебный автомобиль отказался, при попытке сотрудников полиции препроводить его в патрульный автомобиль начал активные действия для воспрепятствования исполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей: хватал сотрудников полиции за руки и форменное обмундирование, боролся с сотрудниками полиции.

Изучив протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы, полагаю необходимым возвратить их в УМВД России по г.Петрозаводску по следующим основаниям.

На основании ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.3 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вынесении определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В силу ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

При оценке действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия в его действиях состава указанного административного правонарушения, требуется установить законность требования или распоряжения, исходящего от сотрудника, в частности, полиции.

Законными являются требования и распоряжения, предусмотренные существующими законодательными актами, и обусловленные необходимостью достижения цели их предъявления (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности).

Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей соответствующих должностных лиц. Указанные действия могут выражаться как в форме действия, так и бездействия.

Между тем, при изложении события административного правонарушения протокол не содержит указание на соответствие предъявленных требований нормативно-правовым актам, подлежащим применению в конкретном случае (цель и основание предъявления требований проследовать в патрульный автомобиль).

Кроме того, в протоколе отсутствует конкретизациях действий (бездействий), расцененных должностным лицом в качестве неповиновения и (или) препятствующих исполнению служебных обязанностей.

Описание события административного правонарушения в представленном суду протоколе об административном правонарушении при отсутствии вышеуказанных обстоятельств не позволяет определить наличие (отсутствие) в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, а поэтому не соответствует принципам и задачам законодательства об административном правонарушении (в частности: ст. 1.5 КоАП РФ - принцип презумпции невиновности, ст. 1.6 КоАП РФ - принцип законности, ст. 1.2, ст. 24.1 КоАП РФ - защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и общественной безопасности, защита общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления).

Из сформулированного должностным лицом описания события административного правонарушения не следует, что действия (бездействия) Анисимова И.С. обуславливались предъявлением законных требований.

Не полное описание события административного правонарушения свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении и иных материалов, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела судом.

Кроме того, из текста протокола об административном правонарушении следует, что Анисимов И.С. «хватал сотрудников полиции за руки и форменное обмундирование, боролся с сотрудниками полиции». О наличии указанных обстоятельств содержится указание в письменных объяснениях свидетелей Р. С.Р. и А. В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно ч.1 ст. 318 УК РФ применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей влечет уголовную ответственность.

В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 № 14 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации" под насилием, не опасным для жизни или здоровья, в ч.1 ст. 318 УК РФ следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), не повлекших причинения вреда здоровью потерпевшего, а под угрозой применения насилия - высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная.

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие в настоящее время сделать однозначный вывод об отсутствии в действиях привлекаемого лица признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ.

При этом производство по делу об административном правонарушении в соответствие с п. 7 ч.1 ст. 24.5 не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, административным органом не установлены юридически значимые обстоятельства, влияющие на квалификацию действий привлекаемого лица, в том числе его вину в совершении вменяемого правонарушения.

По смыслу действующего законодательства недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола об административном правонарушении, в том числе с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, об извещении привлекаемого лица о времени, дате и месте внесения таких изменений).

Одновременно учитываю, что возврат протокола в административный орган для устранения недостатков возможен только на стадии подготовки дела к рассмотрению, что соответствует положениям ст. 29.4 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимова И.С. с приложенными материалами в УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.

Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья Е.В. Лазарева

5-902/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Анисимов Иван Станиславович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Елена Владимировна
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
30.12.2023Передача дела судье
30.12.2023Подготовка дела к рассмотрению
31.12.2023Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее