Дело 10RS0011-01-2023-014831-87
(№5-902/2023)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30.12.2023 г.Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Е.В. Лазарева, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении
Анисимова И.С.
У С Т А Н О В И Л:
30.12.2023 в Петрозаводский городской суд РК поступил протокол об административном правонарушении серии № от 29.12.2023, составленный инспектором ОБППС УМВД России по г. Петрозаводску лейтенантом полиции Крыловым К.Ю,, в отношении Анисимова И.С., согласно которому последнему вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
Анисимов И.С. 29.12.2023 в 20 часов 40 минут, находясь по адресу г. Петрозаводск, пр-кт Комсомольский, 13-84, оказал неповиновение законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, а именно: на неоднократные требования сотрудников полиции пройти в служебный автомобиль отказался, при попытке сотрудников полиции препроводить его в патрульный автомобиль начал активные действия для воспрепятствования исполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей: хватал сотрудников полиции за руки и форменное обмундирование, боролся с сотрудниками полиции.
Изучив протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы, полагаю необходимым возвратить их в УМВД России по г.Петрозаводску по следующим основаниям.
На основании ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.3 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вынесении определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
При оценке действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия в его действиях состава указанного административного правонарушения, требуется установить законность требования или распоряжения, исходящего от сотрудника, в частности, полиции.
Законными являются требования и распоряжения, предусмотренные существующими законодательными актами, и обусловленные необходимостью достижения цели их предъявления (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности).
Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей соответствующих должностных лиц. Указанные действия могут выражаться как в форме действия, так и бездействия.
Между тем, при изложении события административного правонарушения протокол не содержит указание на соответствие предъявленных требований нормативно-правовым актам, подлежащим применению в конкретном случае (цель и основание предъявления требований проследовать в патрульный автомобиль).
Кроме того, в протоколе отсутствует конкретизациях действий (бездействий), расцененных должностным лицом в качестве неповиновения и (или) препятствующих исполнению служебных обязанностей.
Описание события административного правонарушения в представленном суду протоколе об административном правонарушении при отсутствии вышеуказанных обстоятельств не позволяет определить наличие (отсутствие) в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, а поэтому не соответствует принципам и задачам законодательства об административном правонарушении (в частности: ст. 1.5 КоАП РФ - принцип презумпции невиновности, ст. 1.6 КоАП РФ - принцип законности, ст. 1.2, ст. 24.1 КоАП РФ - защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и общественной безопасности, защита общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления).
Из сформулированного должностным лицом описания события административного правонарушения не следует, что действия (бездействия) Анисимова И.С. обуславливались предъявлением законных требований.
Не полное описание события административного правонарушения свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении и иных материалов, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела судом.
Кроме того, из текста протокола об административном правонарушении следует, что Анисимов И.С. «хватал сотрудников полиции за руки и форменное обмундирование, боролся с сотрудниками полиции». О наличии указанных обстоятельств содержится указание в письменных объяснениях свидетелей Р. С.Р. и А. В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст. 318 УК РФ применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей влечет уголовную ответственность.
В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 № 14 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации" под насилием, не опасным для жизни или здоровья, в ч.1 ст. 318 УК РФ следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), не повлекших причинения вреда здоровью потерпевшего, а под угрозой применения насилия - высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие в настоящее время сделать однозначный вывод об отсутствии в действиях привлекаемого лица признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ.
При этом производство по делу об административном правонарушении в соответствие с п. 7 ч.1 ст. 24.5 не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, административным органом не установлены юридически значимые обстоятельства, влияющие на квалификацию действий привлекаемого лица, в том числе его вину в совершении вменяемого правонарушения.
По смыслу действующего законодательства недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола об административном правонарушении, в том числе с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, об извещении привлекаемого лица о времени, дате и месте внесения таких изменений).
Одновременно учитываю, что возврат протокола в административный орган для устранения недостатков возможен только на стадии подготовки дела к рассмотрению, что соответствует положениям ст. 29.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимова И.С. с приложенными материалами в УМВД России по г.Петрозаводску для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Вступившее в законную силу определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Е.В. Лазарева