Дело № 2-2019/2022
79RS0002-01-2022-003975-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
при секретаре Щербаковой В.С.,
с участием:
представителя истца Бажан С.В.,
представителя ответчиков Кухарь А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Деревщикова Кирилла Сергеевича к правительству ЕАО, департаменту социальной защиты населения правительства ЕАО о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С ТА Н О В И Л:
Деревщиков К.С. обратился в суд с иском к правительству ЕАО, департаменту социальной защиты населения правительства ЕАО о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что он относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, имеющих право на меры государственной поддержки указанные в Федеральном Законе № 159-ФЗ от 21.12.1996. Его опекуном являлась ФИО1, в связи с чем, он был зарегистрирован по месту её жительства: <адрес>. Указанное жилое помещение по договору № 1-56 от 28.03.2014 передано муниципальным образованием «Город Биробиджан» в равно долевую собственность ФИО1, ФИО3 и Деревщикову Кириллу Сергеевичу. Данное жилое помещение имеет площадь 44,5 кв.м., здесь же зарегистрированы и проживают, помимо него и опекуна, лишенная в отношении него родительских прав мать - ФИО2, а так же братья - ФИО3 и ФИО4. Соответственно на каждого проживающего приходиться 8,9 кв.м., что является менее учетной нормы. Департаментом социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Данное решение считает незаконным, так как при закреплении за ним вышеуказанного жилого помещения не учитывалось количество проживающих в нем лиц, а также то, что там проживает лишенная в отношении него родительских прав ФИО2. Просит обязать департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязать правительство Еврейской автономной области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.
В судебном заседании представитель истца Бажан С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска.
Представитель ответчиков Кухарь А.А., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что ответ ДСЗН правительства ЕАО от 12.04.2022 законный и обоснованный. Истцом не были представлены документы, в частности технический паспорт на жилое помещение, для рассмотрения вопроса о возможности или невозможности его проживания в нем. Младший брат истца вселен в указанное жилое помещение уже после приватизации, следовательно, с согласия всех собственников. Собственник не может претендовать на получение жилья по закону ЕАО № 488-ОЗ.
Истец Деревщиков К.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд с учётом мнения сторон считает возможным рассматривать иск в отсутствие неявившегося материального истца.
Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу подпунктов 2,3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности в связи с признанием жилого помещения непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством, а также в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 8 статьи 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Еврейской автономной области регулируются законом ЕАО от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области», который содержит аналогичные положения.
Из приведенных выше норм следует, что право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения имеют не только лица, не обеспеченные жильем, но и лица, которые являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в связи с наличием хотя бы одного из предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ обстоятельств.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В судебном заседании установлено, что Деревщиков Кирилл Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Матерью Деревщикова К.С. является ФИО2, запись об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствует.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.05.2014 ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Деревщикова К.С.
Согласно приказу управления по опеке и попечительству ЕАО № 845 от 22.08.2012 опекуном над несовершеннолетним Деревщиковым К.С. назначена ФИО1
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Деревщиков К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ответу ДСЗН правительства ЕАО от 12.04.2022 Деревщикову К.С. разъяснено, что сведения о нем в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют. Указано на то обстоятельство, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также отсутствие возможности установления факта невозможности проживания в указанном жилом помещении, в связи с непредставлением соответствующих документов.
Из материалов дела следует, что 28.03.2014 между муниципальным образованием «Город Биробиджан» и ФИО1, ФИО3, Деревщиковым К.С. заключен договор передачи жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, в собственность граждан № 1-56.
Указанное жилое помещение имеет общую площадь 44,5 кв.м., в нем зарегистрированы помимо Деревщикова К.С. 4 человека, двое из которых, ФИО1 и ФИО3 включены в договор передачи жилого помещения, в собственность граждан № 1-56.
Также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО2, которая отказалась от участия в приватизации вышеуказанного жилого помещения, следовательно, имеет право бессрочного пользования данной квартирой, а также её несовершеннолетний сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Обстоятельства того, что все зарегистрированные лица фактически проживают в указанном жилом помещении, в судебном заседании подтвердила ФИО1, допрошенная судом в качестве свидетеля.
Так ФИО1 пояснила, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ей по ордеру, в который также была вписана её дочь ФИО2 Когда дочь лишили родительских прав в отношении Деревщикова Кирилла и ФИО3, она оформила над внуками опеку. Внуки по её заявлению были включены в договор приватизации, так как были зарегистрированы в указанном жилом помещении. ФИО2 отказалась от приватизации. В 2015 году дочь родила сына Цислкова Артёма, которого автоматически зарегистрировали по месту жительства матери. В настоящее время они все впятером проживают в данном жилом помещении.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, так как они логичны и согласуются с материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено.
Решением Городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 31.03.2005 № 195 в муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 11 кв. метров на одного члена семьи, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, размер общей площади, приходящейся на истца в указанной квартире, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной постановлением Городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
Поскольку данный спор не входит в категорию дел, для которых предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, факт того, что истец до подачи иска в суд не обращался с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, юридического значения, по мнению суда, не имеет.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Деревщикова Кирилла Сергеевича к правительству ЕАО, департаменту социальной защиты населения правительства ЕАО о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать департамент социальной защиты правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900511726) включить Деревщикова Кирилла Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать правительство Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512606) предоставить Деревщикову Кириллу Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022.