66RS0003-01-2019-0003293-60 КОПИЯ
Дело № 2-2735/2019
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2019 (с учетом нерабочих дней 16.11.2019, 17.11.2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Первоуральск 12 ноября 2019 года
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Теплоухова П.В.,
при секретаре Марковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2735/2019 по иску заместителя прокурора г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Первоуральск о признании имущества бесхозяйным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Первоуральска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о признании имущества- газопровода, проходящего по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес>, о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозного недвижимого имущества- газопровода, проходящего по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес> течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 22.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено «Билимбаевское сельское территориальное управление».
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Первоуральска Евсеева Э.В. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, суду поясняла, что в прокуратуру г. Первоуральска поступило обращение Туева Н.В. по вопросу газификации <адрес>. Газификация жилых домов <адрес> в том числе домов по <адрес> осуществлялась в соответствии с проектной документацией «Газоснабжение жилых домов запрудной части <адрес>. Расширение сети», разработанной Потребительским кооперативом <адрес> по газификации и переданной Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства». В 2012 году принято решение о реализации строительства данного объекта, 05.03.2012 получено разрешение на строительство. Реализация строительства данного газопровода произведена за счет средств различных уровней. ФИО6 произведена оплата строительства газопровода ДД.ММ.ГГГГ в размере 14000 руб., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уплачены паевые взносы всего в размере 23000 руб. Вместе с тем, газопровод – ввод, построенный от распределительного газопровода до земельного участка по адресу: <адрес> не включен в проектную документацию. Указанный газопровод АО «ГАЗЭКС» не принадлежит, не принят в эксплуатацию, отсутствует исполнительно-техническая документация на указанный объект. Газопровод, являющийся предметом рассмотрения заявленного иска, по имеющейся в прокуратуре информации, не принадлежат кому-либо на праве собственности либо на ином законном основании, не числятся в реестре муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 от 21.07.1997, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Соответственно в связи с отсутствием в уполномоченном органе государственной власти сведений о регистрации права собственности (иных вещных прав), следует, что юридически указанные выше газопроводы никому не принадлежат. Согласно п. 4, 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в полномочия органов местного самоуправления входит организация газоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Согласно п. 4, 15 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского совета от 23.06.2005 № 94, следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа газоснабжения населения. Существующее положение дел нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, а именно тех лиц, кто проживает в районе нахождения газопровода, поскольку отсутствие обслуживающей данный газопровод организации, означает, что в случае аварийных ситуаций, устранять неисправности будет проблематично. Кроме того, в случае дальнейшей застройки в данном районе собственники домов будут лишены возможности подключить жилой дом к газоснабжению в удобной для них точке, определяющей минимальное расстояние до дома подключения. При этом необходимо иметь ввиду, что газопровод является пожаро-, взрывоопасным объектом, и без должного контроля и обслуживания компетентной организации, могут возникнуть негативные последствия, в том числе для жизни и здоровья лиц, целостности имущества граждан. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск Семикина Е.В., действующая на основании доверенности / л.д. 24/, в судебном заседании заявленные исковые требования признала в части, прояснив, что какой- либо информации о бесхозном недвижимом имуществе в виде газопровода, проложенного от распределительного газопровода, проходящего по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес> ни в администрацию городского округа Первоуральск, ни в Комитет по управлению имуществом не поступало. В отношении спорного газопровода необходимо проведение инвентаризационно-технических работ, которая требует более длительного периода времени, чем заявлено в исковом заявлении. В связи с чем заявленные исковые требования о признании имущества бесхозным признает, однако в части возложения обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества просит увеличить срок до 90 дней.
Третье лицо Туев Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Действительно газопровод, проложенный от распределительного газопровода, проходящего по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес> существует в наличии, однако в регистрационных органах на учет не поставлен, в связи с чем отсутствует возможность газификации жилого дома, в котором он фактически проживает. По этой причине обратился в прокуратуру для разрешения данного вопроса.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено «Билимбаевское сельское территориальное управление» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Суд с учетом надлежащего извещения сторон и третьих лиц о дате и времени проведения судебного заседания считает возможным рассмотреть заявленный иск при данной явке лиц.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как следует из ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. (п. 5 ч. 4 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, газопроводы, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и могут находиться в муниципальной собственности.
Как следует из п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии со ст. 30 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 № 94, Администрация городского округа – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В соответствии с п.п. 20, 21 ч. 1 ст. 31 Устава к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: создание условий для организации в границах городского округа газоснабжения населения; осуществление функций защиты прав потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Пунктом 2 раздела I Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 установлено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 4 раздела II названного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Актом обследования, проведенного совместно помощником прокурора г. Первоуральска Евсеевой Э.В., специалиста Первоуральского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Середы А.В. от 13.09.2019, установлено фактическое наличие газопровода, проложенного от распределительного газопровода, проходящего по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес>. Характеристики отводки: материал труб - сталь, диаметр трубопровода- 32 мм. Расстояние от отключенного устройства до распределительного газопровода – 67 м/ л.д. 17/.
05.12.2012 Билимбаевскому сельскому территориальному управлению выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - газоснабжение жилых домов Запрудной части <адрес>, расширение сети /л.д. 14/.
Согласно ответу Первоуральского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» от 09.09.2019 сообщено, что строительство объекта газопровода осуществлялось подрядной организацией ЗАО «Уральское объединение по газификации, получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиях технических регламентов и проектной документации № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о количестве отводов к домовладениям принимал кооператив жителей /л.д.12/. Туевым Н.В., проживающим по адресу: <адрес> уплачены паевые взносы за осуществления строительства спорного газопровода, что подтверждено представленными к материалам дела квитанциями /л.д.10/.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, запрудная часть поселка требованиям технических регламентов и проектной документации /л.д. 15/.
Согласно сведения АО «ГАЗЭКС» участок газопровода проходящего по <адрес> в <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес> нем принадлежит АО «ГАЗЭКС», не принят в эксплуатацию, исполнительно- техническая документация на указанный объект отсутствует /л.д. 16/.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – газопровода проходящего по <адрес> в <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес> отсутствуют, в реестре государственной, муниципальной собственности не состоит (л.д. 25). Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, также в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
Материалами дела достоверно подтверждается, что вышеуказанный объект в настоящее время в чьей-либо собственности не находятся, доказательств тому, что кто-либо заявляет притязания на приобретение их в собственность не представлено, фактически данные объекты в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ являются бесхозяйными недвижимыми вещами.
Поскольку вышеуказанный объект газоснабжения не имеет собственника, что может привести к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влекущему как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, суд, принимая во внимание, что указанный спорные объекты газоснабжения находятся на территории городского округа Первоуральск, и Администрация городского округа Первоуральск является единственным компетентным и уполномоченным органом местного самоуправления, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность обратиться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Учитывая изложенное требования прокурора г. Первоуральска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск об обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества газопроводов подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчиком заявлено об увеличении срока для обращения в Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества до 90 дней, поскольку выполнение инвентаризационно–технических работ на объект проводится в соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требует проведение аукциона, проведение кадастровых работ и изготовления технических паспортов, что требует дополнительного времени.
Суд полагает, что срок для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанного объект энергоснабжения следует увеличить до 90 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным, ни одной из сторон в судебном заседании не оспорен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12, 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Первоуральск о признании имущества бесхозяйным, обязании совершить действия – удовлетворить.
Признать бесхозяйным газопровод, проходящий по <адрес>, до земельного участка по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского округа Первоуральск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества газопровода, проходящего по <адрес>, до земельного участка по адресу: <адрес>, в течение 90 (девяноста) календарных дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: подпись П.В. Теплоухов