Дело 2-434/2021г.
УИД № 05RS0020-01-2021-002442-10
Резолютивная часть решения объявлена – 30 июля 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено – 04 августа 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2021 года Республика Дагестан,
Кизлярский район, с. Юбилейное
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Л.Н.Бычихиной, при секретаре А.А.Маньшиной, с участием заявителя Шейхгусеновой Д.М., представителя заявителя – адвоката адвокатского кабинета «Кавказ» К.Р.Джамалудинова, имеющего регистрационный № в реестре адвокатов Упр.МЮ РФ по РД, предоставившего удостоверение № от 28.10.2008г. выданного МЮ РФ по РД и ордер № от 06.07.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шейхгусеновой ФИО14 о восстановлении срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Шейхгусенова Д.М. обратилась в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ее супруга Магомедова Нажмудина Абдулаевича. В обоснование своих требований указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ она вступила в зарегистрированный брак с Магомедовым ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако ДД.ММ.ГГГГ ее супруг умер. После его смерти открылось наследство, состоящее из домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Она является наследницей после умершего супруга Магомедова Н.А.
В установленный шести месячный срок она не обратилась в нотариальные органы за принятием наследства в связи с тем, что некоторое время перед смертью она не общалась с супругом, а его родственники своевременно не уведомили ее о смерти Магомедова Н.А. Также из-за пандемии и объявленного по этому поводу карантина она также не могла своевременно принять наследство.
В мае 2021 года она обратилась с заявлением к нотариусу для принятия наследства после умершего Магомедова Н.А., однако ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с пропуском шести месячного срока принятия наследства.
Просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти Магомедова ФИО15, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявителя Шейхгусенова Д.М. поддержала заявленные требования и пояснила, что с 1989 года состояла в зарегистрированном браке с Магомедовым Н.А. Однако в 2010 году они разошлись и стали жить отдельно, она проживала в <адрес>, а Магомедов Н.А. в <адрес>. Совместных детей у них не было. В 2020 году Магомедов Н.А. умер, но приехать к нотариусу для оформления документов для вступления в наследство она не могла, так как была пандемия и карантин. Просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти её супруга Магомедова ФИО16, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель заявительницы Джамалудинов К.Р. поддержал требования, изложенные в заявлении его доверительницы и просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо - нотариус Кизлярского нотариального округа Алиев А.А. надлежащим образом извещен о явке, в суд не явился. Ходатайств не представил /л.д.39/.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их не явки неуважительными.
Выслушав объяснения заявителя, его представителя, допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно нормам ст. 1113, ст. 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 указанного Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Статьей 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1).
Согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ст. ст. 1154, 1155 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Таким образом, для удовлетворения заявления о восстановлении срока на принятие наследства необходимо, чтобы наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо пропустил срок по другим уважительным причинам.
В обоснование уважительности причин пропуска срока для принятия наследства заявительница Шейхгусенова Джанат Магомедовна ссылается на то, что из-за пандемии covid-19 и объявленного по этому поводу карантина она не могла своевременно обратиться к нотариусу для оформления наследства.
Из разъяснений, данных в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, по смыслу изложенного основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество в установленный законом срок. Уважительный характер причин пропуска срока на принятие наследства связывается с личностью наследника, например, с тяжелой болезнью, беспомощным состоянием, неграмотностью и т.п.
Исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока.
Между тем такие обстоятельства заявительницей Шейхгусеновой Д.М. приведены и представлены доказательства, свидетельствующие об объективных, не зависящих от нее обстоятельствах, препятствующих ей обратиться к нотариусу в установленный законом срок.
Так, из копии паспорта серии 82 15 719636, выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС РФ по РД в <адрес> заявителем является Шейхгусенова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ДАССР /л.д.7/.
Из постановления об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ видно, что нотариусом Кизлярского нотариального округа отказано Шейхгусеновой Д.М. в выдаче свидетельства о праве на наследство после умершего Магомедова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ввиду того, что пропущен срок для принятия наследства /л.д.33/.
Как видно из копии свидетельства о браке серии II-БД №, выданного 18.10.1989г. дворцом бракосочетания <адрес>, Магомедов ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шейхгусенова ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии мужу «Магомедов» жене Шейхгусенова» /л.д.8/.
Как видно из материалов дела и установлено судом Магомедов ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ДАССР, умер 25.05.2020г. в <адрес> РД, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БД № выданного 20.11.2020г. отделом ЗАГС управления ЗАГС Министерства юстиции РД по Северному территориальному округу в <адрес>, усматривается, что /л.д.10/.
После смерти Магомедова ФИО22 открылось наследство, состоящее из домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На момент смерти Магомедова ФИО23 наследником первой очереди по закону являлась его супруга - Шейхгусенова ФИО24.
Согласно справке МО СП «сельсовет «Качалайский» <адрес> РД № от 31.05.2021г. Шейхгусенова ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прописана и проживает в <адрес> РД /л.д. 9/.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Магомедов ФИО26 показал, что заявительница Шейхгусенова Д. является его снохой, то есть супругой его старшего брата Магомедов Нажмудина, который скончался ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти осталось наследство в виде домовладения и земельного участка. Детей у них не было, в 2010 году они разъехались и жили отдельно друг от друга.
Всеми исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что заявительница Шейхгусенова Д.М., после смерти ее супруга Магомедова Н.А. не могла в течение установленного шестимесячного срока принять наследство по причине эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), и срок подачи заявления пропущен ей по уважительной причине.
Таким образом, разрешая дело по существу, на основании представленных доказательств и установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом закона, который подлежит применению, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявительницы Шейхгусеновой Д.М. о восстановлении срока для принятия наследства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ч.1 ст.1155 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Шейхгусеновой ФИО27 о восстановлении срока для принятия наследства – удовлетворить.
Восстановить Шейхгусеновой ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения пропущенный срок для принятия наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ Магомедова ФИО29
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Бычихина
Копия верна:
Судья: Л.Н. Бычихина