№ 2-88/2024
УИД: 68RS0004-01-2023-001955-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 02 мая 2024 года
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе :
судьи Мурановой О.В.,
с участием адвокатов Сукаленко А.С., предъявившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
Беляева А.Н., предъявившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от 3005.2013 г
Ерохина А.А., предъявившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Парамоновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах субъекта Российской Федерации – правительства Российской Федерации к Истомину Сергею И. Щ. Н. А., Сурову М. И. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тамбовского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах субъекта Российской Федерации – правительства Российской Федерации к Истомину С.И., Щ. Н.А., Сурову М.И. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, указав в обоснование, что приговором Тамбовского районного суда Тамбовской области ответчики признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Данным приговором суда установлено, что Щ. Н.А., Истомин С.И. и Суров М.И., являвшиеся должностными лицами, выполнявшие организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность в возглавляемых ими организациях, совершили действия, явно выходящие за пределы их должностных полномочий, выразившиеся в незаконном выделении земельного участка на землях Новолядинского участкового лесничества Тамбовского района Тамбовской области, незаконной рубке деревьев, подготовке площадки для строительства цеха по переработке древесины на землях государственного лесного фонда и последующем его строительстве в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации документов.
Действия ответчиков повлекли существенное нарушение:
- прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества, выразившееся в праве на благоприятную окружающую среду; на обеспечение комфортной и безопасной среды для граждан; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- прав и законных интересов организаций, выразившееся в необоснованных затратах денежных средств ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», направленных на незаконную вырубку лесных насаждений, проведение кадастровых работ, укладку асфальта, разработку документации и проекта освоения лесов, постройку деревообрабатывающего цеха и удаление пней, на общую сумму 1 446 728,18 руб.;
- охраняемых законом интересов государства, выразившееся в причинении имущественного ущерба лесному фонду на сумму 813 113 руб.; в нецелевом использовании лесов с учетом их глобального экологического значения.
На основании изложенного истец просит с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 38-39) взыскать с Истомина С.И., Щ. Н.А., Сурова И.И. в пользу Департамента лесного хозяйства Тамбовской области в счет возмещения причиненного вреда в сумме <данные изъяты> руб. в солидарном порядке.
В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора Забавина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Истомин С.И. и его представитель адвокат по ордеру Сукаленко А.С., ответчик Суров М.И. и его представитель адвокат по ордеру Ерохин АА., ответчик Шербаков Н.А. и его представитель адвокат по ордеру Беляев А.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что Щ. Н.А. возместил ущерб, причиненный субъекту РФ незаконной рубкой деревьев, выплатив лесному фонду <данные изъяты> руб. Прокурор не обладает полномочиями обращаться в суд с иском в защиту прав Правительства Тамбовской области. ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» является самостоятельным финансовым субъектом и вправе распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами по своему усмотрению в рамках своих полномочий. В результате всех выполненных работ построен ангар, который является некапитальной разборной конструкцией на металлических сваях. ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» принял ангар на баланс, т.е. он является его собственностью. Следовательно, никакого ущерба ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» действиями ответчиков причинено не было.
Представитель третьего лица Департамент лесного хозяйства Тамбовской области и Правительства Тамбовской области по доверенности Катаранов О.Е. в судебном заседании просил рассмотреть исковые требования на усмотрение суда, пояснив, что действия ответчиков, связанные с необоснованными затратами на работы по вырубке деревьев и удалению пней, проведение кадастровых работ, укладке асфальта разработке документации и проекта освоения лесов, постройка ангара, нарушают права и законные интересы ТОГАУ «Тамбовский лесхоз». Данные действия не затрагивают права и законные интересы Департамент лесного хозяйства Тамбовской области и Правительства Тамбовской области. Денежные средства, затраченные на строительство ангара, разработку документации, укладку асфальта и т.д. не относятся к бюджетным средствам (субсидиям), а являются личными денежными средствами ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», которыми Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области Веденеева А.С. в судебном заседании просила рассмотреть исковые требования на усмотрение суда, пояснив, что ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» является областным государственным автономным учреждением. Функции и полномочия собственника в отношении имущества Учреждения осуществляет министерство имущественных отношений государственного заказа Тамбовской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, самостоятельно распоряжаться собственными денежными средствами. В настоящее время ангар не включен в реестр имущества Тамбовской области.
Представитель третьего лица ТОГАУ "Тамбовский лесхоз" в судебное заседание не вился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия (том 2 л.д. 28).
Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования, не подлежащие удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
Статьей 52 Конституции Российской Федерации гарантировано право потерпевшего от преступления лица на возмещение убытков.
Частью 3 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено право юридического и физического лица, признанного потерпевшим по уголовному делу, на возмещение имущественного вреда, причиненного непосредственно преступлением.
Исходя из положений части 1 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) как физическое, так и юридическое лицо вправе предъявить по уголовному делу гражданский иск, содержащий требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением, а физическое лицо - также и о компенсации причиненного ему преступлением морального вреда.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По правилам статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", при определении в приговоре порядка взыскания судам следует иметь в виду, что имущественный вред, причиненный совместными действиями нескольких подсудимых, взыскивается с них солидарно, но по ходатайству потерпевшего и в его интересах суд вправе определить долевой порядок его взыскания (статья 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае удовлетворения гражданского иска, предъявленного к нескольким подсудимым, в резолютивной части приговора надлежит указать, какая сумма подлежит взысканию в солидарном порядке, а какая сумма с каждого из них - в долевом, в пользу кого из гражданских истцов осуществляется взыскание.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приговором Тамбовского районного суда Тамбовской области от 27.03.2023 г. № г.:
Истомин С.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч 1 ст. 286 УК РФ (в ред. Федерального закона № 420-ФЗ» от 07.12.2011 г.) и назначено наказание с применением ч. 3 ст. 47 УК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. с лишением права занимать должности на государственной службе связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 (два) года.
Щ. Н.А. признан в совершении преступления, предусмотренного ч 1 ст. 286 УК РФ (в ред. Федерального закона № 420-ФЗ» от 07.12.2011 г.) и назначено наказание с применением ч. 3 ст. 47 УК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. с лишением права занимать должности на государственной службе связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 года.
Суров М.И. признан в совершении преступления, предусмотренного ч 1 ст. 286 УК РФ (в ред. Федерального закона № 420-ФЗ» от 07.12.2011 г.) и назначено наказание с применением ч. 3 ст. 47 УК РФ в виде штрафа в размере 90000 руб. с лишением права занимать должности на государственной службе связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 года.
Гражданский иск прокурора Тамбовского района к Истомину С.И., Щ. Н.А, Сурову М.И., оставлен без рассмотрения.
Приговором суда установлено, что Истомин С. И., Щ. Н. А., Суров М. И. совершили преступление против государственной власти при следующих обстоятельствах:
Согласно п. 1, 2, 3, 4, 10 части 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации – лесное законодательство основывается на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 4 ЛК РФ регулирует, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 6.1 ЛК РФ – к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статья 8 ЛК РФ регулирует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Лесного Кодекса РФ создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах запрещается. (в ред., действовавшей в 2020г.)
Статьей 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2014 № 528 «Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» (действовавшего в 2020г.) определено, что не допускается размещение объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах и на особо защитных участках местности.
Статья 19 ЛК РФ устанавливает мероприятия по сохранению лесов. Так, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно части 3 статье 29.1 ЛК РФ при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.
Часть 1 статьи 71 ЛК РФ регулирует процедуру и порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Статьи 88 - 89 ЛК РФ устанавливают, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ, а проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Статьей 114 ЛК РФ установлены запреты по использованию лесных участков, отнесенных к категории защитности «лесопарковые зоны», в том числе запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства.
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (действовавшей до 01.01.2023г.), к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы), что не исключает наличие на нелесных землях произрастающих лесных насаждений.
В соответствии правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 – заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование, в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2013 № 1338 «Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства Тамбовской области», основной целью программы является повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей области. Основной задачей указанной программы – создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Согласно главе 1 Лесохозяйственного регламента Тамбовского лесничества Тамбовской области, разработанному филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», утвержденному приказом управления лесами Тамбовской области от 01.01.2018 № 229 (далее – Лесохозяйственный регламент) по своему целевому назначению леса Тамбовского лесничества отнесены к защитным лесам, а именно лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов («лесопарковые зоны»), в том числе выдел 8 квартал 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество».
В соответствии с главой 2.15 Лесохозяйственного регламента в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещено.
Глава 3.1 указанного регламента устанавливает ограничения по видам целевого назначения лесов, согласно которым в защитных лесах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов «лесопарковые зоны» – запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, размещение объектов капитального строительства.
Лесной участок, расположенный по адресу: Новолядинское участковое лесничество, квартал 90 выдел 8, согласно лесоустройству представлен нелесными землями – «контора лесничества и цех». Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
Приказом управления лесами Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-к Щ. Н.А. назначен на должность директора Тамбовского областного государственного автономного учреждения «Тамбовский лесхоз» (далее ТОГАУ «Тамбовский лесхоз»). В силу занимаемой должности Щ. Н.А. является должностным лицом.
В соответствии с главой 2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № на Щ. Н.А. возложены обязанности: по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, законодательства Тамбовской области, устава учреждения, локальных нормативных актов и соглашений (п.9.1); обеспечению целевого и эффективного использования денежных средств учреждения (п.9.5).
Согласно главам 2, 3 устава ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», утвержденного приказом управления лесами Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, целью деятельности учреждения является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, обеспечение многоцелевого, рационального и непрерывного неистощительного использования лесов (п.2.1); соблюдение действующего законодательства и устава учреждения (п.3.1,3.5), при этом учреждение несет ответственность за нецелевое использование бюджета Тамбовской области (п.3.6).
Распоряжением главы администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Истомин С.И. назначен на должность государственной гражданской службы области категории «руководители» высшей группы – начальника управления лесами Тамбовской области. Распоряжением главы администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Истомин С.И. был переназначен на указанную выше должность. В силу занимаемой должности Истомин С.И. является должностным лицом.
В соответствии с пунктами 3, 5 должностного регламента начальника управления лесами Тамбовской области, утвержденного распоряжением главы администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Истомин С.И. осуществляет руководство, обеспечивает (организует) выполнение задач, полномочий и функций, возложенных на управление лесами Тамбовской области; утверждает критерии конечных результатов деятельности подведомственных учреждений; осуществляет руководство регионального проекта «Развитие лесного хозяйства Тамбовской области»; обеспечивает охрану и защиту лесов и лесных насаждений; организует мероприятия по обеспечению охраны и защиты лесов и лесных насаждений; участвует в организации рационального, многоцелевого и непрерывного неистощительного использования лесов и лесных насаждений, их воспроизводства на территории Тамбовской области; несет персональную ответственность за невыполнение задач возложенных на управление лесами Тамбовской области.
Согласно служебным контрактам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Истоминым С.И. и представителем нанимателя в лице главы администрации Тамбовской области о прохождении государственной гражданской службы Тамбовской области – Истомин С.И. обязан добросовестно выполнять свои обязательства.
Согласно главам 1, 2, 5, 7 Положения об управлении лесами Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, оно в своей деятельности руководствуется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Тамбовской области и иными федеральными и областными нормативными актами, договорами и соглашениями (п.1.2); организует рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесов, их воспроизводства на территории Тамбовской области, обеспечивает охрану и защиту лесов (п.2.1.2, 2.1.3); организует проведение в подведомственных управлению учреждениях проверки финансово-хозяйственной деятельности (п.5.5); начальник управления лесами Тамбовской области несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение задач (п.7.1).
Приказом управления лесами Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-к Суров М.И. назначен на должность начальника Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Тамбовское лесничество» (далее ТОГКУ «Тамбовское лесничество»). В силу занимаемой должности Суров М.И. является должностным лицом.
В соответствии с главой 2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № на Сурова М.И. возложены обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, законодательства Тамбовской области, устава учреждения, локальных нормативных актов и соглашений (п.9.1).
Согласно главам 2, 3 устава ТОГКУ «Тамбовское лесничество», утвержденного приказом управления лесами Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом деятельности учреждения является охрана, защита, воспроизводство лесов на территории Тамбовского лесничества (п.2.1). Целью учреждения является обеспечение многоцелевого, рационального и непрерывного неистощительного использования лесов (п.2.2.1); сохранение защитных и иных полезных функций лесов (2.2.3); обеспечение использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде (п.2.2.4, п.3.4).
Для достижения указанных целей и задач ТОГКУ «Тамбовское лесничество» осуществляет контроль за соблюдением лицами, осуществляющими использование лесов, требований лесного плана Тамбовской области, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и иных правоустанавливающих документов на лесные участки (п.ДД.ММ.ГГГГ).
Не позднее июля 2020 года у Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И., являвшихся должностными лицами, выполнявших организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в возглавляемых ими организациях, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы их должностных полномочий, выразившихся в незаконном выделении земельного участка на землях Новолядинского участкового лесничества Тамбовского района Тамбовской области, незаконной рубке деревьев, подготовке площадки для строительства цеха по переработке древесины на землях государственного лесного фонда и последующем его строительстве в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации документов.
Реализуя задуманное, Щ. Н.А. осознавая, что совершает действия, явно выходящие за пределы его должностных полномочий, умышленно, действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, включающей также Истомина С.И. и Сурова М.И., не позднее июля 2020 года подобрал лесной участок, подходящий под строительство цеха по переработке древесины в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество», расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Нижний.
Продолжая реализовывать совместный преступный умысел, Щ. Н.А., Истомин С.И. и Суров М.И., осознавая, что данный земельный участок, расположенный на землях лесного фонда Новолядинского участкового лесничества, относится к категории земель «защитные леса», покрыт сырорастущей древесной растительностью, в нарушение регламентированной ЛК РФ и иными нормативными правовыми актами процедуры, действуя совместно и согласованно, не ранее 18.05.2020г., но не позднее июля 2020 года подготовили и подписали совместный план мероприятий по восстановлению деревообрабатывающего цеха в Новолядинском участковом лесничестве ТОГКУ «Тамбовское лесничество» Новолядинского производственного участка ТОГАУ «Тамбовский лесхоз».
Согласно данному плану в период с июня по декабрь 2020 года на участке в квартале 90 выделе 8 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» были предусмотрены работы по удалению древесно-кустарниковой растительности, раскорчевке пней, укладке щебня, асфальта, сборке ангара цеха переработки древесины.
Далее Щ. Н.А., действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, включающей также Истомина С.И. и Сурова М.И., во исполнение совместного преступного умысла, не имея официальных документов, разрешающих рубку древесины, от имени ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» заключил с ООО «Леспром» в лице Бабенко В.Н. несколько договоров на оказание услуг (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), направленных на расчистку земельного участка, в том числе удаление древесно-кустарниковой растительности. Работниками ООО «Леспром», а также другими привлеченными лицами: Кривенцевым П.А., Кривенцевой О.В., Никитиным О.И., Саяпиным С.О., Лопаевым А.Н., Кудиновым В.Ю. и Павловым В.В., неосведомленными о преступных намерениях Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И., с июля по декабрь 2020 была совершена рубка в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» 138 сырорастущих деревьев породы сосна и береза, объемом 24,2 кубических метра, чем по заключению специалистов от 25.03.2021г. был причинен ущерб на сумму <данные изъяты> рублей.
Продолжая свою преступную деятельность, Щ. Н.А., действуя в интересах группы, включающей Истомина С.И. и Сурова М.И., подыскал организацию, занимающуюся кадастровыми работами, и ДД.ММ.ГГГГ между ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» в лице Щ. Н.А. и ИП Карловым С.Г. был заключен договор подряда на выполнение проектных работ в отношении земельного участка, расположенного в выделе 8 квартала 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество», согласно которому были проведены кадастровые работы по определению границ данного участка и данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №, площадью <данные изъяты> га.
В августе 2020 года во исполнение незаконного указания Щ. Н.А. подчиненными ему работниками ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», и во исполнение незаконного указания Сурова М.И., подчиненными ему работниками ТОГКУ «Тамбовское лесничество», неосведомленными об их преступных намерениях, проведено натурное обследование указанного выше участка для установления его лесотехнических и таксационных характеристик, о чем составлен акт натурного обследования, в котором указано, что запас древесины на указанном выше земельном участке отсутствует, что на тот момент не соответствовало действительности. Истомин С.И., в свою очередь, осознавая, что данный земельный участок, расположенный на землях лесного фонда Новолядинского участкового лесничества, относится к категории земель «защитные леса», покрыт сырорастущей древесной растительностью, действуя совместно и согласовано с Щ. Н.А. и Суровым М.И. утвердил данный акт, содержащий вышеуказанные заведомо ложные и недостоверные сведения.
Помимо этого, в сентябре 2020 года Истомин С.И., действуя в интересах группы, совместно и согласованно с Щ. Н.А. и Суровым М.И. в нарушение установленных правил и норм Лесного Кодекса РФ, утвердил проектную документацию земельного участка общей площадью 0,6527 га, расположенного в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество». В данной документации указано, что запас древесины на указанном выше земельном участке – отсутствует, что также не соответствовало действительности.
Продолжая реализовывать свои преступные намерения, ДД.ММ.ГГГГ Щ. Н.А., действуя в интересах группы, заключил от имени ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» договор № на выполнение работ по укладке асфальта с ИП Бабенко В.Н. на указанном выше земельном участке, что работниками ИП Бабенко В.Н., в октябре 2020 года и было сделано.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, Щ. Н.А., действуя в интересах группы совместно и согласованно с Истоминым С.И. и Суровым М.И., дал указание своему заместителю Чеплякову В.А., неосведомленному о преступных намерениях Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И., заключить договор подряда № с ООО «СКС» в лице Четырина С.Ю. на строительство ангара для последующего его использования в качестве деревообрабатывающего цеха. Который был исполнен и в период с октября по декабрь 2020 года ангар на указанном земельном участке был построен.
Продолжая свои преступные деяния, Щ. Н.А., осознавая, что грубо нарушил лесное законодательство Российской Федерации и нормативно-правовые акты Тамбовской области, действуя совместно и согласованно с Истоминым С.И. и Суровым М.И., в целях придания законности вырубки лесных насаждений, укладки асфальта и постройки деревообрабатывающего цеха, ДД.ММ.ГГГГ обратился в управление лесами Тамбовской области с заявлением о предоставлении в пределах лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» с кадастровым номером №.
Истомин С.И., действуя в интересах группы, включающей Щ. Н.А. и Сурова М.И., зная, что на указанном земельном участке в 2020 году уже незаконно вырублены лесные насаждения, уложен асфальт и совершена постройка ангара, издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым представил ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» указанный выше земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для использования лесов в целях выращивания посадочного материала лесных растений.
На основании данных документов, работниками ООО «Юрмалес» неосведомленными о преступных намерениях Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И., была разработана проектная документация и проект освоения лесов, по земельному участку, расположенному в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» с кадастровым номером №, который ДД.ММ.ГГГГ был утвержден приказом управления лесами Тамбовской области №.
Далее Щ. Н.А., с целью сокрытия следов произведенной вырубки деревьев, на указанном выше земельном участке, заключил от имени ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» с АО «Стрела» договор оказания услуг №-У, согласно которому работниками АО «Стрела», в июле 2021 года удалены пни на площади 0,3 га.
Помимо этого, Щ. Н.А., действуя во исполнение совместного с Истоминым С.И. и Суровым М.И. преступного умысла, перечислил по договорам денежные средства ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» в сумме <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты>., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. в период с августа 2020 года по август 2021 года в ООО «Леспром», ИП Карлов С.Г., ИП Бабенко В.Н., ООО «Юрмалес», ООО «СКС», АО «Стрела» соответственно, за вырубку лесных насаждений, проведение кадастровых работ, укладку асфальта, разработку документации и проекта освоения лесов, постройку деревообрабатывающего цеха и удаление пней, соответственно.
В дальнейшем при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов управлением лесами Тамбовской области допущено утверждение положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ проекта освоения лесов, которое не соответствует законодательству, чем допущено нарушение п. 10.1 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку согласно документам, представленным Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, проектные документации на лесной участок, расположенный в выделе 8 квартале 90 Новолядинского участкового лесничества площадью 0,6527 га, разработаны на основании недостоверных сведений.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2021 года Щ. Н.А., Истомин С.И. и Суров М.И., действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, совершили действия, явно выходящие за пределы их полномочий, чем грубо нарушили пункты 1, 2, 3, 4, 10 части 1 статьи 1, статью 4, статью 8, часть 2 статьи 14, статью 19, часть 3 статьи 29.1, часть 1 статьи 71, статьи 88 - 89 ЛК РФ; статью 5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов»; правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; главы 2.15, 3.1, Лесохозяйственного регламента Тамбовского лесничества Тамбовской области, разработанному филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №; постановление Администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства Тамбовской области».
Кроме этого, Щ. Н.А., грубо нарушены п. 9.1, 9.5 главы 2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п.2.1 главы 2, п.п.3.1, 3.5, 3.6 главы 3 устава ТОГАУ «Тамбовский лесхоз».
Истоминым С.И. грубо нарушены пункты 3, 5 должностного регламента начальника управления лесами Тамбовской области, утвержденного распоряжением главы администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №; п.1.2 главы 1, п.п. 2.1.2, 2.1.3, главы 2, п.5.5 главы 5 и п.7 главы 7 положения управления лесами Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области, а также нормы служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суровым М.И. грубо нарушены п.9.1 главы 2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №; п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.2.4 главы 2, п. 3.4 главы 3 устава ТОГКУ «Тамбовское лесничество».
Последовательные и согласованные действия Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И. в составе группы лиц по предварительному сговору, повлекли существенное нарушение:
- прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества, выразившееся в праве на благоприятную окружающую среду; на обеспечение комфортной и безопасной среды для граждан; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- прав и законных интересов организаций, выразившееся в необоснованных затратах денежных средств ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», направленных на незаконную вырубку лесных насаждений, проведение кадастровых работ, укладку асфальта, разработку документации и проекта освоения лесов, постройку деревообрабатывающего цеха и удаление пней, на общую сумму <данные изъяты> руб.;
- охраняемых законом интересов государства, выразившееся в причинении имущественного ущерба лесному фонду на сумму <данные изъяты> руб.; в нецелевом использовании лесов с учетом их глобального экологического значения.
Кроме того, противоправная деятельность Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И., нанесла существенный ущерб авторитету органа власти и государственных учреждений.
Апелляционным постановлением Тамбовского областного суда от 14.06.2023 г. приговор Тамбовского районного суда Тамбовской области от 27 марта 2023 года в отношении Истомина С.И., Щ. Н.А., Сурова М.И. изменить:
- исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание о том, что у Истомина С.И. и Сурова М.И. совместно с Щ. Н.А. возник преступный умысел, направленный на незаконную рубку деревьев, а также указание противоправности действий Щ. Н.А., Истомина С.И., Сурова М.И. в составе группы лиц по предварительному сговору, которые повлекли существенные нарушение охраняемых законом интересов государства, выразившиеся в причинении имущественного ущерба лесному фонду на сумму <данные изъяты> руб.;
- признать за гражданским истцом Управление лесами Тамбовской области право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Кассационным постановлением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 г. № 77-3842/2023 приговор Тамбовского районного суда Тамбовской области от 27 марта 2023 г. и апелляционное постановление Тамбовского областного суда от 14 июня 2023 г. и апелляционное постановление Тамбовского областного суда от 14 июня 2023 года в отношении Истомина С.И, Щ. Н.А. и Сурова М.И изменены, постановлено:
- смягчить назначенное Истомину С.И. по ч. 1 ст. 286 УК РФ наказание в виде штрафа до <данные изъяты> руб.;
- смягчить назначенное Щ. Н.А. по ч. 1 ст. 286 УК РФ наказание в виде штрафа до 65000 руб.;
- смягчить назначенное Сурову М.И. по ч. 1 ст. 286 УК РФ наказание в виде штрафа до <данные изъяты> руб.
В остальной части приговор суда и апелляционное постановление оставлено без изменения, кассационное представление удовлетворить частично, кассационные жалобы – оставить без удовлетворения.
Таким образом, приговором суда (с учетом апелляционного постановления) установлено, действия Щ. Н.А., Истомина С.И. и Сурова М.И. повлекли существенное нарушение:
- прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества, выразившееся в праве на благоприятную окружающую среду; на обеспечение комфортной и безопасной среды для граждан; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- прав и законных интересов организаций, выразившееся в необоснованных затратах денежных средств ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», направленных на незаконную вырубку лесных насаждений, проведение кадастровых работ, укладку асфальта, разработку документации и проекта освоения лесов, постройку деревообрабатывающего цеха и удаление пней, на общую сумму 1 446 728,18 руб.
В рамках уголовного дела прокурором Тамбовского района был заявлен гражданский иск о взыскании с Истомина С. И., Щ. Н.А., Сурова М.И. в солидарном порядке в пользу Управления лесами Тамбовской области в счет возмещения причиненного вреда <данные изъяты>.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 года № 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" по уголовному делу о преступлении, которым вред причинен имуществу, закрепленному за государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением во владение, пользование и распоряжение (пункт 4 статьи 214 и пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ), такое предприятие, учреждение вправе самостоятельно заявить по делу гражданский иск, и в этом случае оно признается гражданским истцом.
В силу части 3 статьи 44 УПК РФ в защиту интересов государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с иском вправе обратиться прокурор, признания которого гражданским истцом не требуется
Согласно части 1 статьи 45 УПК РФ в качестве представителя юридического лица, признанного гражданским истцом по уголовному делу, допускаются адвокаты, а также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы (например, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени).
В исковом заявлении прокурора указано, что иск заявлен в интересах субъекта РФ – администрации Тамбовской области в лице Управления лесами Тамбовской области.
Как следует из уточненного иска, прокурором заявлен иск в интересах субъекта Российской Федерации – Правительства Тамбовской области, о взыскании с Истомина С.И., Щ. Н.А., Сурова И.И. в пользу Департамента лесного хозяйства Тамбовской области в счет возмещения причиненного вреда в сумме <данные изъяты> руб. в солидарном порядке.
Согласно п. 1.2 Положения об Управлении лесами оно осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Распоряжением главы Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области» управление лесами Тамбовской области упразднено. Переданы министерству экологии и природных ресурсов Тамбовской области функции, закреплённые за управлением лесами Тамбовской области, - с даты признания утратившими силу постановления главы администрации области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об управления лесами Тамбовской области».
Распоряжением главы Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании департамента лесного хозяйства Тамбовской области» образован департамент лесного хозяйства Тамбовской области. Переданы департаменту лесного хозяйства Тамбовской области функции, закрепленные за министерством экологии и природных ресурсов Тамбовской области: предусмотренные подпунктами 3.1.1.1 (в части установления платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Тамбовской области, в целях его аренды, установления ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Тамбовской области), 3.1.1.9 (в части выполнения функций и полномочий учредителя, подведомственных Тамбовский областных государственных учреждений лесного хозяйства), 3.ДД.ММ.ГГГГ (в отношении подведомственных Тамбовский областных государственных учреждений лесного хозяйства), 3.ДД.ММ.ГГГГ (по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в рамках передаваемых функций), 3.ДД.ММ.ГГГГ (по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в рамках передаваемых функций), 3.1.7 пункта 3.1 раздела 3 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Тамбовской области, утвержденного постановлением Главы Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Установить, что департамент лесного хозяйства Тамбовской области является правопреемником министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области по вопросам, связанных с исполнением переданных функций, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением главы Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжение Главы Тамбовской области от 0708.2023 г. № «Об образовании департамента лесного хозяйства Тамбовской области», ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» передано в ведение департамента лесного хозяйства Тамбовской области.
В соответствии с п. 1.2, п. 1.5 Устава ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» является некоммерческой организацией – областным государственным автономным учреждением.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Тамбовская область.
Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент лесного хозяйства Тамбовской области.
Функции и полномочия собственника в отношении имущества Учреждения осуществляет министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бланки, штампы и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, иные печати и штампы.
Учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п. 1.7 Устава).
Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1.8 Устава).
Учреждение в пределах своей компетенции строит свои отношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п. 3.3 Устава).
Для выполнения уставных целей деятельности Учреждение имеет право в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации в том числе заключать гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждения; приобретать и арендовать недвижимое имущество за счет имеющихся у него средств; привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом Учреждения, дополнительные источники финансовых и материальных средств.
Приговором суда от 27.03.2023 г. установлено, что ответчики необоснованно затратили денежные средства ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» на незаконную вырубку лесных насаждений, проведение кадастровых работ, укладку асфальта, разработку документации и проекта освоения лесов, постройку деревообрабатывающего цеха и удаление пней.
Данные денежные средства бюджетными средствами не являлись, что не оспаривалось сторонами и третьими лицами в ходе судебного разбирательства.
Согласно бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в редакции, действующей до 14.03.2023 г.).
Бюджетные учреждения согласно п.п. 5,6 ст. 123.22 и п.п. 2,3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться поступающими в их распоряжение денежными средствами, и отвечать ими по своим обязательствам.
Анализируя установленные обстоятельства по делу в совокупности с доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства, вышеприведенными нормами материального и процессуального права суд приходит к выводу, что ответчики своими действиями причинили ущерб, о возмещении которого просит прокурор, именно ТОГАУ «Тамбовский лесхоз», а не субъекту Российской Федерации, в интересах которого заявлен данный иск.
Следовательно, исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Данное обстоятельство не препятствует ТОГАУ «Тамбовский лесхоз» обратиться к ответчикам с самостоятельным иском.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ №, ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░