Дело № 2-14/2024
УИД 02RS0007-01-2023-000783-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
05 февраля 2024 года с. Усть-Кан
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Бугуевой Н.И.,
с участием помощника прокурора Канакаевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Усть-Канское ДРСУ» о возложении обязанности разработать материалы геологического изучения на участок недр, разработать технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и предоставить их в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Усть-Канское ДРСУ» о возложении обязанности в срок до ******* разработать материалы геологического изучения на участок недр «Коргон», расположенный на лицензионном участке, предоставленном лицензией на право пользования недрами (данные изьяты), выданной Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, зарегистрированной ******* в реестре за № , находящемся в <адрес> и разработать технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и предоставить их в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах, в результате которой установлено, что ООО «Усть-Канское ДРСУ» в соответствии с лицензией на право пользования недрами (данные изьяты) является пользователем участка недр «Коргон», расположенного в <адрес>.
Между тем, в нарушение требований технический проект разработки месторождения не разработан и в Минприроды Республики Алтай для согласования не представлен.
Из условий приведенной лицензии следует, что пользователь недр обязан представить материалы геологического изучения недр (п. 4.1.2 условий лицензии). Между тем, указанные материалы пользователем недр в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай не предоставлены.
Осуществление юридическим лицом деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие соответствующей документации может привести к причинению вреда окружающей среде, поскольку в их отсутствие не осуществляется реализация мероприятий по рациональному использованию и охране недр.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Усть-Канское ДРСУ» в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу названной статьи лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В ст. 20 Закона о недрах закреплено, что нарушение пользователем недр существенных условий лицензии (в том числе, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах) является основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами.
Из материалов дела следует, что ОАО «Усть-Канское ДРСУ» является владельцем лицензии (данные изьяты) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песчано-гравийного материала находящемся на участке в 1,6 км к юго-востоку от <адрес>.
Лицензии (данные изьяты) зарегистрирована в Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай ******* года в реестре за № .
На основании указанных лицензий ООО «Усть-Канское ДРСУ» является пользователем участков недр общераспространенных полезных ископаемых.
Из условий пользования участком недр, являющимися приложением № 1 к лицензии (данные изьяты) следует, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недрами.
В силу требований ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и проч.
Статьей 23.2 Закона о недрах регламентировано, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее положение).
В соответствии с п. 2 Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно п. 12 Положения в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Пунктом 5 Положения установлено, что документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после государственной экспертизы их запасов, проводимой в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения границ участков недр, предоставляемых в пользование.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 г. № 135 министерство является исполнительным органом государственной власти в Республике Алтай осуществляющим в том числе, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, осуществляет полномочия в сфере регулирования отношений недропользования по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с использованием недрами в отношении участков недр местного значения.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай *******. ООО «Усть-Канское ДРСУ» материалы геологического изучения недр и технический проект разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых не предоставляли.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на ООО «Усть-Канское ДРСУ» в срок до ******* обязанность разработать материалы геологического изучения на участок недр «Коргон», расположенный на лицензионном участке, предоставленном лицензией на право пользования недрами (данные изьяты), выданной Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, зарегистрированной ******* в реестре за № , находящемся <адрес> и разработать технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и предоставить их в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 06 февраля 2024 года.
Судья С.А. Шадеева