№24MS0021-01-2022-004513-52
№12-310/2022
РЕШЕНИЕ
06.10.2022 п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Ивков Р.О., рассмотрев в судебном заседании жалобу Малова Андрея Тихоновича на постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная Охрана» Юрченко Д.А. от 06.07.2022 №582/29-2022, которым Малов Андрей Тихонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная Охрана» Юрченко Д.А. от 06.07.2022 №582/29-2022 Малов Андрей Тихонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Согласно постановлению 30.04.2022 в выделе №10 квартала №181 Кемчугского участкового лесничества Емельяновского лесничества произошел лесной пожар, в ходе осмотра участка местности выявлено нарушение действующего лесного законодательства, в нарушение Пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, которым установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, земельный участок с кадастровым №24:11:0210201:349, принадлежащий Малову А.Т. и примыкающий с северо-западной стороны к вышеуказанному участку, не оборудован противопожарными минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра или иными противопожарными барьерами, очищенными от горючих материалов, в месте примыкания к лесу.
Малов А.Т., не согласившись с указанным постановлением, обжаловал постановление в суд, мотивируя жалобу тем, что у Малова А.Т. отсутствует обязанности по обустройству участка минерализованными полосами, поскольку примыкание к лесу отсутствует.
В судебном заседании защитник Мартыненко О.В., Малов А.Т. доводы жалобы поддержали.
Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился.
Выслушав защитника, привлекаемое лицо, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1, п.3, 9 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: прокладку просек; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В соответствии с ч.3 ст.53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.10.2022 №1014.
Согласно общим положениям Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно п.10 Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п.38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований данных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В судебном заседании установлено, что согласно постановлению заместителя руководителя КГКУ «Лесная Охрана» Юрченко Д.А. от 06.07.2022 №582/29-2022 Малов Андрей Тихонович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Согласно постановлению от 06.07.2022 главным государственным инспектором по охране леса Абрамовским Н.И. осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в выделе 10 квартала 181 Кемчугского участкового лесничества Емельяновского лесничества. В ходе осмотра места, пройденного пожаром, начатом в ходе тушения и законченном при локализации и ликвидации пожара, установлено, что к площади лесного пожара №9 примыкают земли иных категорий (сельскохозяйственного назначения), которые также пройдены огнем. Осмотрен земельный участок, примыкающий к участку лесного фонда с северо-западной стороны, пройденный огнем, непосредственно примыкающий к месту пожара. На данном участке видны следы деятельности человека, небольшие участки земли разработаны, предположительно для посадки картофеля, имеются места для сидения, столики. На данном участке земель иных категорий, прилегающем к лесному фонду, отсутствуют противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 1,4 метра или иные противопожарные барьеры, очищенные от горючих материалов, в месте примыкания к лесу. При проведении осмотра место возникновения огня точно не установлено, так как свидетелей возникновения не выявлено, а к моменту обнаружения пожаром №9 была пройдена площадь примыкающего земельного участка (около 1 га) и площадь лесного фонда около 2 га, далее пожар продолжал движение на восток. На площади лесного пожара в лесном фонде предметов и объектов, способствующих определению места возникновения пожара – не обнаружено, на прилегающей территории – земельном участке, примыкающем с северо-западной стороны, имеются следы деятельности человека – разработка земли, устроенные места стоянки. По результатам осмотра составлен акт осмотра от 30.04.2022 №9, фото-таблица, схемы к акту осмотра. Согласно публичной кадастровой карте к участку лесного фонда в квартале 181 выделе 10 Кемчугского участкового лесничества Емельяновского лесничества, пройденного пожаром №9, с северо-западной стороны примыкает земельный участок с кадастровым №, данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, собственником является Малов А.Т. с 20.10.2017, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.05.2022 №КУВИ-002/2022-75398289.
Поскольку на момент совершения административного правонарушения указанный земельный участок находился в собственности у Малова А.Т., а отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания к лесному фонду, послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда в указанном месте в действиях Малова А.Т. усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах.
Вместе с тем, согласно акту о лесном пожаре от 03.05.2022 №9 30.04.2022 в 14 часов 55 минут руководителем КГБУ «Емельяновское лесничество» Пикалевым П.А. обнаружен лесной пожар №9 на удалении от н.п. Сухая 133 4,5 км.
Согласно акту планового осмотра, обследования лесного участка от 30.04.2022 №9 главным государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Абрамовским Н.И., начальником Мининской лесопожарной станции Гнеушевым А.И. произведен осмотр места возникновения лесного пожара, в результате осмотра установлено, что место возникновения огня не установлено.
Согласно КГБУ «Емельяновское лесничество» от 24.05.2022 №569 ущерб лесному фонду не причинен.
Принимая во вниманите, что в п.10 Правил пожарной безопасности в лесах обязанность производить очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, возлагается на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, то по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка виновного лица.
Вместе с тем, представленной фото-таблицей к акту осмотра невозможно установить относимость фотографий к какому-либо конкретному месту, поскольку на фото не зафиксирован ни один из отводных столбов лесничества либо показания GPS-навигатора с координатами местности, фотографии могли быть сделаны в любом лесном участке, представители общественности (понятые) при осмотре отсутствовали, то есть место совершения административного правонарушения достоверно допустимыми доказательствами не установлено.
Снимки экрана на листах формата А4, приложенные к акту осмотра, не содержат в себе сведений о месте нахождения участка с кадастровым №, имеется лишь указание на категории земель, достоверных сведений о том, что указанные земли сельскохозяйственного назначения являются именно землями, относящимися к земельному участку №, не имеется. Привязка по координатам отнесена к координатам лесного пожара, данные координаты не указывают границу между лесным массивом и земельным участком, поскольку отсутствуют идентификационные признаки данного земельного участка, номер, координаты с привязкой к местности.
Из иных доказательств, имеющихся в деле, а именно из акта о лесном пожаре, схемы лесного пожара к акту, нахождение места возникновения пожара именно на территории земельного участка, находящегося в собственности Малова А.Т., также установить невозможно, границы участка не нанесены.
В представленных материалах дела отсутствуют границы земельного участка Малова А.Т. с совпадением границы земельного участка с границей участка лесного фонда.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.06.2022 №5 на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы Малов А.Т. нарушил п.10 Правил пожарной безопасности в лесах – не принял необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с земельного участка.
Границы земельного участка с кадастровым № не вынесены на местности. Из Публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок, находящийся на момент возникновения пожара в собственности администрации Пировского муниципального округа, со всех сторон окружен другими земельными участками, не относящимися к лесному фонду, в том числе примерно в районе места пожара, в том числе бесхозными полями.
Из имеющейся в деле выписки из ЕГРН и других документов невозможно точно сопоставить место пожара, место возникновения и границы земельного участка, находившегося в собственности Малова А.Т.
Таким образом, учитывая отсутствие в деле фиксации места пожара, места возникновения пожара, границ участка Малова А.Т. при помощи GPS-навигатора, наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка Малова А.Т., расположение очага пожара на территории участка Малова А.Т. по делу не установлено.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Опровергнуть доводы привлекаемого лица о том, что нарушения Правил пожарной безопасности в лесах на земельном участке не допущено, исходя из материалов дела не представляется возможным.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, именно административным органом осуществлявшим производство по данному делу об административном правонарушении подлежало установлению и представление доказательств того, что Малов А.Т. владеет, пользуется и (или) распоряжается земельным участком, не имеющим отделяющей лес противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером согласно Правилам, а также то обстоятельство, что указанный земельный участок прилегает к лесу.
В силу ч.3 ст.28.1.1 КоАП РФ осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Приобщенный к материалам дела акт осмотра, обследования лесного участка от 30.04.2022 №9 с фото-таблицей по форме и содержанию соответствует именно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения, составленному в рамках проведения административного расследования, тогда как при составлении участие понятых не обеспечено, видеозапись не производилась. Фотографии на листе формата А4, приобщенные к протоколу осмотра, сделаны без привязки к местности. При таких обстоятельствах данные акт осмотра и фототаблица признаются недопустимыми доказательствами по делу.
Согласно представленным допустимым доказательствам объективно не подтвержден факт прилегания к лесу земельного участка, находившегося в собственности Малова А.Т. соответственно и факт нарушения Маловым А.Т. требований п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 07.10.2022 №1014.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная Охрана» Юрченко Д.А. от 06.07.2022 №582/29-2022 в отношении Малова А.Т. по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело – прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная Охрана» Юрченко Д.А. от 06.07.2022 №582/29-2022 в отношении Малова Андрея Тихоновича по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента получения решения.
Судья Р.О.Ивков