Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-434/2022 от 28.04.2022

Судья Пацёра Е.Н. Дело № 7п-434/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «11» мая 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Ивановой Е.А. на постановление судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Ивановой Екатерины Анатольевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2022 г. Иванова Екатерина Анатольевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Согласно постановлению, Иванова Е.А. <дата> принимая участие в несогласованном с органами местного самоуправления публичном мероприятии в форме митинга на <адрес>, нарушила установленный порядок его проведения, не выполнив требования сотрудников полиции о прекращении такого участия.

В поданной в краевой суд жалобе Иванова Е.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, полагая, что привлечение её к ответственности является необоснованным вмешательством в реализацию ею прав на выражение мнения и свободу собраний, публичное мероприятие, в котором она приняла участие, не было противоправным, а также указывая на отсутствие законных оснований для её доставления и задержания, на рассмотрение дела судьёй в отсутствие стороны обвинения.

В судебном заседании Иванова Е.А. на удовлетворении жалобы настаивала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований к отмене постановления судьи не нахожу.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Порядок реализации закреплённого статьёй 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, организации и проведения публичных мероприятий установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ).

Публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающихся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. №№ 1618-О, 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплён в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ, согласно части 1 которой участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нём.

В соответствии с пунктом 1 части 3 этой же статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Невыполнение участником публичного мероприятия указанных обязанностей влечёт административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку позволяет усмотреть нарушение им установленного порядка проведения публичного мероприятия.

Как это усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Ивановой Е.А. к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что она приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, проведение которого не было согласовано с органом местного самоуправления города Красноярска, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении (л.л.д.1-2), видеозаписями (л.д.31), зафиксировавшими участие Ивано- вой Е.А. в публичном мероприятии на <адрес>, оповещение сотрудником полиции участников митинга о незаконности проведения публичного мероприятия в связи с его несогласованием с органами местного самоуправления, предъявление требований к таким участникам о прекращении участия в публичном мероприятии, отсутствие создания сотрудниками полиции препятствий его выполнению.

В судебном заседании 25 марта 2022 г. факт своего участия в публичном мероприятии в форме митинга Ивановой Е.А. подтверждён.

Все представленные в дело доказательства в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении были оценены судьёй по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Ивановой Е.А. о том, что оповещений о несогласовании публичного мероприятии и требований о прекращении участия в нём она не слышала, не могут быть приняты во внимание, поскольку такие оповещения и требования до участников митинга были доведены громко и отчётливо одетым в форменное обмундирование сотрудником полиции, что объективно позволяло воспринимать доносимую им информацию всем находившимся на площади лицам.

Субъективная оценка Ивановой Е.А. публичного мероприятия, в котором она приняла участие, как не нарушающего общественный порядок, не свидетельствует о незаконности привлечения её к административной ответственности, поскольку нарушая установленный порядок проведения митинга, а именно не выполняя требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в таком публичном мероприятии в связи с его несогласованием в установленном законом порядке с органами местного самоуправления, она должна была осознавать, что такие её действия создают угрозу сложившейся в обществе системе взаимоотношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых в том числе действующим законодательством.

Поэтому не имеется оснований полагать, что проведение публичного мероприятия, участие в котором приняла Иванова Е.А., исключало бы возникновение в ходе такого проведения беспорядков и правонарушений, не создало бы угрозу охране здоровья, в особенности учитывая проведение публичного мероприятия в период повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, установления ограничительных мер в связи угрозой распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), заключающихся в том числе и в установлении социального дистанцирования в общественных местах, не повлекло бы нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе не желающих принимать участие в публичном мероприятии.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отличие от составов административных правонарушений, предусмотренных частями 6, 6.1 этой же статьи, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление последствий, в том числе в виде причинения вреда, в связи с чем, отсутствие сведений о причинении вреда и подавших жалобы потерпевших само по себе не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.

Иванова Е.А. привлечена к административной ответственности не за выражение своего мнения по общественно-значимым вопросам, а за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия, выразившееся в продолжении такого участия, несмотря на законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в публичном мероприятии в связи с несогласованием его проведения с органами местного самоуправления.

Исходя из содержания приведённого в законе понятия публичного мероприятия, участие в нём не предполагает обязательное совершение определённых действий, в том числе скандирование лозунгов, использование средств наглядной агитации, позволяющих признать его активным.

Следовательно, совершённое Ивановой Е.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание Ивановой Е.А. назначено в минимальном размере менее строгого наказания, предусмотренного санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, оснований для его смягчения не усматривается.

Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи, при производстве по настоящему делу не допущено.

Как это усматривается из материалов дела, доставление Ивано- вой Е.А. в отделение полиции имело целью составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, составление которого, исходя из обстоятельств совершения правонарушения (количества допустивших нарушения установленного порядка проведения публичного мероприятия его участников, совершения правонарушения на улице в холодное время года, необходимости изучения до принятия решения о достаточности собранных доказательств для составления протокола об административном правонарушении видеоматериалов) не было возможно в месте его совершения, что согласуется с положениями ч.1 ст.27.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы об имевшем место после такого доставления 6 марта 2022 г. административном задержании, протокол о котором в материалах дела отсутствует, сами по себе не влекут необходимость признания незаконными составления в отношении неё 10 марта 2022 г. протокола об административном правонарушении, а также постановления судьи, вынесенного при обеспечении Ивановой Е.А. возможности реализовать право на защиту.

При этом следует отметить, что исходя из содержания жалобы, её предметом не является оспаривание мер обеспечения производства по настоящему делу об административном правонарушении, что не лишает Ивано- ву Е.А. возможности вопрос о компенсации вреда, причинённого ей незаконным, по её мнению, применением указанных мер поставить на разрешение суда в ином судебном порядке (в порядке гражданского судопроизводства).

Оснований полагать, что судьёй не было обеспечено полное, объективное и всесторонне рассмотрение дела, из содержания поданной жалобы и материалов дела не усматривается.

В соответствии с частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершённом несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбуждённого по инициативе прокурора.

Поэтому никаких оснований для возложения на прокурора обязанности участвовать в рассмотрении возбуждённого должностным лицом полиции в отношении совершеннолетней дела об административном правонарушении, отложения в связи с этим рассмотрения дела у судьи не имелось.

Вместе с тем, как это усматривается из содержания протокола судебного заседания, сторона обвинения была представлена в нём составившим протокол об административном правонарушении должностным лицом полиции, которое не было лишено возможности обжаловать постановление судьи.

В силу изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Ивановой Екатерины Анатольевны оставить без изменения, а её жалобу – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.

7п-434/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Иванова Екатерина Анатольевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Колпаков Игорь Юрьевич
Статьи

ст.20.2 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
kraevoy--krk.sudrf.ru
29.04.2022Материалы переданы в производство судье
11.05.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее