дело № 12-438/19
61RS0022-01-2019-005524-90
РЕШЕНИЕ
04 сентября 2019 г. г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Верещагина В.В.,
с участием защитников генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина Валентина Борисовича - Шатрова А.Ю., Сенченко В.Ю., действующих на основании доверенностей, старшего помощника Таганрогского транспортного прокурора Волох И.О.,
рассмотрев жалобу защитника генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. Шатрова А.Ю. на постановление от 10.06.2019 г. № 440/07-03/19 главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботин В.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 440/07-03/19 от 10.06.2019г. генеральный директор ЗАО «Приазовье» Субботин В.Б. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина Валентина Борисовича Шатров А.Ю. подал в суд жалобу с целью его отмены, так как считает данное постановление незаконным. В жалобе указано, что универсальный перегрузочный комплекс «ЗАО «Приазовье» является объектом транспортной инфраструктуры 4 категории.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: «оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно действующему плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье» (далее по тексту - ПОТБ ОТИ), утвержденному 13.08.2013 г. начальником Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта Трусовым Н.К., сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности не предусмотрена.
В соответствии с требованиями ч. 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2016г. № 678, которым утверждены Требования по обеспечению транспортной (безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, в действующий план обеспечения транспортной безопасности ОТИ внесены изменения и ПОТБ ОТИ был направлен на утверждение в Управлении транспортной безопасности Росморречфлота.
В настоящее время ПОТБ ОТИ возвращен на доработку в ЗАО «Приазовье» с внесенными изменениями, а до этого находился на утверждении в Управлении транспортной безопасности Росморречфлота. После устранения соответствующих замечаний ПОТБ ОТИ будет вновь отправлен на утверждение в Росморречфлот.
В связи с этим обязательная сертификация системы теленаблюдения ОТИ (далее по тексту - СТН) должна быть проведена после утверждения ПОТБ ОТИ.
Согласно подпункту 5 пункта 16 вышеуказанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры IV категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее по тексту ТС ОТБ), обеспечивающими:
- запись в журнале о фактах прохода посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;
- достоверное сличение идентифицирующих признаков в отношении пропуска и его владельца на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 9. Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В письме Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России (исх. от 06.06.2019 № Д11/12276-нс) указано, что данные ТС ОТБ относятся к техническим системам и средствам контроля доступа.
Согласно проведенной дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее по тексту - ДОУ ОТИ), утвержденной 14 ноября 2017 г. начальником Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта (далее по тексту - УТБ ФАМРТ) Капраловым В.В., данные технические системы и средства контроля доступа на ОТИ не предусмотрены (раздел 7.3.2 ДОУ ОТИ).
Кроме того, согласно разъяснениям Департамента транспортной безопасности и социальных программ Минтранса России в соответствии с данными Требованиями субъекты транспортной инфраструктуры в течение одного года обязаны оснастить объекты транспортной инфраструктуры 4 категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, в ЗАО «Приазовье» действует утвержденный план обеспечения транспортной безопасности, который не предусматривает ни сертификации, ни оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими запись в журнале о фактах прохода посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; достоверное сличение идентифицирующих признаков в отношении пропуска и его владельца на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
Более того, Росморречфлот (письмо № УТБ-1246 от 23.05.2019), возвращая ЗАО «Приазовье» изменения, вносимые в план обеспечения транспортной безопасности, не указал на необходимость сертификации системы видеонаблюдения и дополнительного оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими запись в журнале о фактах прохода посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; достоверное сличение идентифицирующих признаков в отношении припуска и его владельца на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
В связи с этим полагает, что в действиях генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В судебное заседание привлекаемое к административной ответственности лицо Субботин В.Б. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Дело в его отсутствие рассмотрено в порядке ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Защитники привлекаемого должностного лица Шатров А.Ю. и Сенченко В.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Субботина В.Б.
Старший помощник Таганрогского транспортного прокурора Волох И.О. в судебном заседании, возражала против доводов жалобы, просила в удовлетворении жалобы отказать. Полагала, что постановление является законным и не подлежит отмене.
Выслушав защитников привлекаемого лица, старшего помощника Таганрогского транспортного прокурора Волох И.О., изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Ст. 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, его разрешение в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что Таганрогской транспортной прокуратурой 19.04.2019г. проведена проверка соблюдения ЗАО «Приазовье» требований законодательства о транспортной безопасности.
В эксплуатации ЗАО «Приазовье» имеется объект транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье», которому присвоена 4 категория и он включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый № МКО-0000138).
По результатам проверки Таганрогской транспортной прокуратурой установлено, что ЗАО «Приазовье» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:
1) в субъекте транспортной инфраструктуры ЗАО «Приазовье» (далее - СТИ) имеющееся и используемое на объекте транспортной инфраструктуры «Зерновой перегрузочный комплекс (1, 2 очередь) (далее - ОТИ) техническое средство обеспечения транспортной безопасности, а именно, система телевизионного наблюдения, не прошла процедуру обязательной сертификации, что не соответствует ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
2) нарушено требование пп. 30 п. 5 Требований по обеспечению транспортной (безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016г. №678;
СТИ не оснастил ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- запись в журнале о фактах прохода работников и посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;
- достоверное сличение идентифицирующих признаков в отношении пропуска и его владельца на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
Нарушен пп. 5 п. 16 Требований по обеспечению транспортной (безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016г. №678.
По данному факту 29.05.2019г. Таганрогским транспортным прокурором советником юстиции Козловым В.В. в отношении генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботин В.Б. в присутствии защитника Субботина В.Б. Шатрова А.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что лицом, ответственным за действия ЗАО «Приазовье», является генеральный директор Субботин В.Б.
Вина генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Таганрогского транспортного прокурора от 29.05.2019г., актом прокурорской проверки от 19.04.2019г., представлением об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 19.04.2019г., отчетом об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры от 07.02.2013г. и иными материалами дела.
Данные доказательства получены в установленном законом порядке в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и оценены должностным лицом административного органа в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Судья приходит к выводу, что вина и факт совершения генеральным директором ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Из материалов дела, доводов жалобы, судья не усматривает наличие обстоятельств, предусмотренных ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=46E61EF6DA95BD8FFA862DC0CD009191F5BF955323C5FD10A657B1DF180C68121993C2B0BC9E5C5CG2o3R" 24.5 КоАП РФ, которые влекли бы отмену обжалуемого постановления и прекращение производства по делу.
Принимая во внимание, что квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, судья приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о невозможности применения к генеральному директору ЗАО «Приазовье» Субботину В.Б. положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что обязательная сертификация системы теленаблюдения ОТИ должна быть проведена после утверждения ПОТБ ОТИ, является несостоятельным и противоречит ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п.4, пп.30 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, п.п.2-4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34.
Предусмотренная законодательством обязанность по внесению соответствующих изменений в утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ЗАО «Приазовье» до настоящего времени не исполнена.
Доводы жалобы о том, что в ЗАО «Приазовье» действует утвержденный план обеспечения транспортной безопасности, который не предусматривает ни сертификации, ни оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: запись в журнале о фактах прохода посетителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры; достоверное сличение идентифицирующих признаков в отношении пропуска и его владельца на контрольно-пропускных пунктах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, также несостоятельны.
Подпунктом 5 п. 16 вышеуказанных Требований установлена обязанность оснащения объекта транспортной инфраструктуры IV категории вышеуказанными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности вне зависимости от наличия либо отсутствия указания о необходимости оснащения в дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно главе 6 плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье», утвержденного 13.08.2013г. начальником Управления транспортной безопасности Росморречфлота Трусовым Н.К., именуемой «Границы зоны транспортной безопасности и перечень критических элементов», на объекте транспортной инфраструктуры ЗАО «Приазовье» зона свободного доступа отсутствует, вся территория объекта транспортной инфраструктуры является зоной транспортной безопасности, проход в которую физических лиц и перемещение материальных объектов осуществляется на основании пропусков соответствующего вида.
В соответствии с главой 8 данного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье», именуемой «Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры», оборудование и оснащение объекта транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется с учетом установленной категории объекта транспортной инфраструктуры с целью выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. Инженерные средства и технические системы являются составной частью комплексной системы безопасности объекта транспортной инфраструктуры, которые обеспечивают выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности, а также совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства.
В силу главы 8.1.2 вышеуказанного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, именуемой «Контрольно- пропускные пункты, размещение и оснащенность специально оборудованных мест доступа в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры», для контролируемого доступа физических лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта транспортной инфраструктуры в охранном ограждении оборудованы контрольно-пропускные пункты. КПП № 1 предназначен для контролируемого проезда автомобильного и железнодорожного транспорта, прохода физических лиц непосредственно на территорию объекта транспортной инфраструктуры. Помещение охранника подразделения транспортной безопасности оборудовано средствами проводной телефонной и радиосвязи. На посту установлены монитор системы телевизионного наблюдения, индикаторная панель системы охранной сигнализации (ТП-4).
Таким образом, ЗАО «Приазовье», являющееся субъектом транспортной инфраструктуры, обязано было оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с учетом установленной категории объекта транспортной инфраструктуры с целью выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, объект транспортной инфраструктуры «Универсальный перегрузочный комплекс ЗАО «Приазовье» указанными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ЗАО «Приазовье» не оснащен.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов должностного лица административного органа и не являются основанием для освобождения генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. от административной ответственности.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к неверному толкованию норм материального права и их применению, в связи с чем также не могут быть приняты во внимание.
Постановление о привлечении генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание генеральному директору ЗАО «Приазовье» Субботину В.Б. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также ввиду недоказанности события административного правонарушения судья не усматривает.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 10.06.2019г. № 440/07-03/19 главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. оставить без изменения, жалобу защитника генерального директора ЗАО «Приазовье» Субботина В.Б. Шатрова А.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Верещагина В.В.