Дело № 2-179/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ведено 26 июня 2024 года
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Булаевой Э.С., при секретаре судебного заседания Гудаевой М.Р.,
с участием помощника прокурора Веденского района Чеченской Республики Улубаева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Веденского района Чеченской Республики Исраилова Д.Д. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № 11 «Барт» с.Махкеты Веденского муниципального района Чеченской Республики, о признании незаконным действие (бездействие), выразившиеся в отсутствии назначенных должностных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель из числа управленческого персонала и специалистов, первичного (предпускавое) технического освидетельствования тепловых энергоустановок и теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках, в допущении оператора котельной без проведения обучения и проверки знаний,
УСТАНОВИЛ:
и.. о. прокурор Веденского района ЧР Исраилов Д.Д. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования следующим.
По результатам проведенной 27.05.2024 г прокуратурой района контрольной проверки соблюдения МБДОУ Детский сад №11 «Барт» с.Махкеты Веденского муниципального района ЧР требований законодательства о теплоснабжении, выявлены нарушения, на которые ранее указывалось прокуратурой района, во внесенном представлении об устранении нарушений закона.
В судебном заседании помощник прокурора Веденского района ЧР Улубаев А.А. поддержал заявленные прокурором требования.
Ответчик - МБДОУ Детский сад № 11 «Барт» с. Махкеты Веденского муниципального района ЧР будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание представителя не направили. Согласно представленному в суд заявлению, принять участие в судебном заседании в назначенное время представитель ответчика не может в связи с загруженностью на работе, возражений и замечаний в части удовлетворения заявления по данному гражданскому делу, не имеет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Федеральный закон № 190-ФЗ) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению такихтрудовых функций.
В силу ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115 (далее-Правила).
Как определено п. 2.2.1 Правил руководитель организации обеспечивает, в том числе содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требованиями промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов.
На основании п. 2.6.1-2.6.7 Правил в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования).
Все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью оценки их технического состояния, установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки, выявления потерь топливно-энергетических ресурсов, составления тепловых балансов.
Технические освидетельствования тепловых энергоустановок разделяются, в том числе на первичное (предпусковое), которое проводится до допуска в эксплуатацию.
Техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.
Пунктами 2.7.1-2.7.4 Правил определено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.
Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
При эксплуатации тепловых энергоустановок периодически осуществляются обходы и осмотры рабочих мест, в том числе и в ночное время, результаты обхода рабочих мест заносятся в оперативную документацию. Порядок их организации и проведения определяет руководитель организации (п. 2.3.60 Правил).
В соответствии с п. 2.3.3. Правил, персонал организации до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией тепловых энергоустановок, а также при перерыве в работе по специальности свыше 6 месяцев, проходит подготовку по новой должности.
Кроме того, п. 2.3.14-2.3.25 Правил установлен порядок проведения проверки знаний Правил, должностных и эксплуатационных инструкций работников организаций, эксплуатирующих энергоустановки.
Согласно п. 2.1.2. Правил Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
Пунктом 2.1.3. Правил установлено, что распорядительным документом руководителя организации устанавливаются границы ответственности производственных подразделений за эксплуатацию тепловых энергоустановок. Руководитель определяет ответственность должностных лиц структурных подразделений и служб исходя из структуры производства, транспортировки, распределения и потребления тепловой энергии и теплоносителя, предусмотрев указанную ответственность должностными обязанностями работников и возложив ее приказом или распоряжением.
Как установлено повторной проверкой, в Учреждении, ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель из числа управленческого персонала и специалистов Учреждения не назначены, первичное (предпусковое) техническое освидетельствование тепловых энергоустановок и теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках не проведены, оператор котельной допущен без проведения обучения и проверки знаний.
Также, не имеются сведения о прохождении аттестации руководителем осуществляющим эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей» для укрепления знаний в области Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
По данным нарушениям, прокуратурой района в январе 2024 года выносилось представление об устранении нарушений закона, согласно ответу заведущей Учреждения, нарушения закона устранены в полном объеме.
Однако, контрольная прокурорская проверка показала, что данные нарушения фактически не устранены.
Несоблюдение обозначенных требований законодательства может повлечь за собой эксплуатацию теплопотребляющих установок, систем отопления и теплоснабжения сналичием дефектов и неполадок в работе, с нарушениемтехнических правил и неквалифицированными работниками, что может явиться причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, следствием которых могут быть человеческие жертвы, в том числе обучающиеся в учреждении несовершеннолетние. Кроме того, несоблюдение правил технической эксплуатации котельных может привлечь неорганизованные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в виде направленных газовых потоков по причине поломки или разгерметизации оборудования и недостаточному отсосу газа, тем самым нарушая один из основных принципов организации отношений в данной сфере- обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Указанное негативно влияет на достижение принципов обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями регламентов и обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Выявленные нарушения требований федерального законодательства о теплоснабжении в значительной степени стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными лицами Учреждении в отсутствие надлежащего контроля за их работой со стороны руководства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах дела требования прокурора суд признает обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление и.о. прокурора Веденского района Чеченской Республики Исраилова Д.Д. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № 11 «Барт» с.Махкеты Веденского муниципального района Чеченской Республики, о признании незаконным действие (бездействие), выразившиеся в отсутствии назначенных должностных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель из числа управленческого персонала и специалистов, первичного (предпускавое) технического освидетельствования тепловых энергоустановок и теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках, в допущении оператора котельной без проведения обучения и проверки знаний, - удовлетворить.
Обязать МБДОУ Детский сад № 11 «Барт» с. Махкеты Веденского муниципального района Чеченской Республики в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять конректные меры направленные на исполнение следующих требований закона:
- назначить ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя их числа управленческого персонала и специалистов;
- провести первичное (предпусковое) техническое освидетельствование тепловых энергоустановок и теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках, а также обеспечить прохождение обучения оператора котельной и проверки знаний.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 1 июля 2024 года.
Председательствующий: Э.С.Булаева
Копия верна:
Судья Э.С. Булаева