Дело №2-294/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22.04.2024 года город ФИО4
Красноперекопский районный суд Республики ФИО5 в составе:
председательствующего судьи Шевченко О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7
с участием истца ФИО3
третьего лица ФИО1
третьего лица председателя ТСН «Мичуринец» ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.ФИО4 Республики ФИО5 гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации города ФИО4 Республики ФИО5 третьи лица – Товарищество собственников недвижимости «Садовое некоммерческое товарищество «Мичуринец», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5, ФИО1, о признании права собственности на земельный участок, об отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации города ФИО4 Республики ФИО5 о признании права собственности на земельный участок по адресу г.ФИО4 ТСН «СНТ «Мичуринец» <адрес>.5, об отмене решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета Республики ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации земельных участков».
Исковые требования мотивированы тем, что с 2018 она является членом ТСН «СНТ «Мичуринец» в ее пользовании находится земельный участок по адресу г.ФИО4 СТ «Мичуринец» <адрес>.5, который ей перешел от ФИО2, которой данный земельный участок был передан на основании решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета Республики ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации земельных участков». ФИО2 была исключена из членов товарищества в связи с неоплатой взносов, а она принята в члены товарищества, за ней закреплен данный земельный участок, она участок обрабатывает. В настоящий момент в ТСН « СНТ Мичуринец» происходит регистрация за членами товарищества земельных участок. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г.ФИО4 для выделения ей данного земельного участка, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в приватизации земельного участка, поскольку данный земельный участок ранее был выделен ФИО2. Обратиться к ФИО2 она не может, так как последняя умерла 07.06.2020г. Просит отменить решение исполнительного комитета Красноперекопского городского совета Республики ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации земельных участков» и признать за собой право собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечена ФИО1.
Истец в суде просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города ФИО4 в суд не явился, извещены надлежащим образом, предоставили истребуемые документы.
Представитель 3-го лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5 в суд не явился, подали ходатайство о проведении заседания в их отсутствии.
Третье лицо ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо председатель ТСН СНТ «Мичуринец» ФИО8 не возражал против удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца, третье лицо ФИО1, третье лицо председателя ТСН СНТ «Мичуринец» ФИО8 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации земельных участков» ФИО2 передан в частную собственность для садоводства земельный участок площадью 0,04 га по адресу: г.ФИО4 в садовом товариществе «Мичуринец» <адрес>.5. Данные сведения содержатся в решении исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.63)
Данное решение исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № является правоустанавливающим документом, поскольку подтверждает право собственности на принадлежащий ФИО2 на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подала заявление в ТСН СНТ «Мичуринец» об исключении ее из членов общества (л.д. 15)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала заявление о принятии ее в члены общества «Мичуринец» по адресу <адрес>.5 (л.д. 14)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята в товарищество на общем собрании товарищества по адресу территории ТСН СНТ «Мичуринец» <адрес> (л.д. 19)
Согласно ответа ТСН «Мичуринец» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФИО2 исключена из ТСН автоматически в день подачи заявления об исключении.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). За принятием наследства обратилась ФИО1, которая получила часть наследства после смерти ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию г.ФИО4 о предоставлении ей бесплатно земельный участок по адресу г.ФИО4 ТСН «СНТ Мичуринец» <адрес>.5 (л.д. 17)
Ответом администрации г.ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.01-08/3912 - ФИО3 отказано в передаче земельного участка расположенного по адресу г.ФИО4 ТСН СНТ «Мичуринец» <адрес>.5 в собственность учитывая что указанный земельный участок передан в собственность ФИО2 на основании решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № для садоводства. Распорядительный акт об отмене вышеуказанного решения органами местного самоуправления г.ФИО4 не принимаются, следовательно решение является актуальным (л.д. 12)
Согласно сведений ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ КУВИ №-/2024-82323699 к.н. 90:20:010119:595 номер кадастрового квартала 90:20:010119 дата присвоения номера ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу ФИО4 г.ФИО4 СТ «Мичуринец» <адрес> земли населенных пунктов, вид разрешенного использования ведение садоводства, сведения об объекте недвижимости статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.59)
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ истец имеет право на защиту своих нарушенных прав в судебном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 и статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно статье 28 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ... Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.
Ранее действовавшие нормативные акты предусматривали предоставление дачно-строительным кооперативам земельных участков из земель населенных пунктов, государственного запаса и из находящихся за пределами зеленой зоны городов земель государственного лесного фонда. Для коллективного садоводства земельные участки выделялись предприятиями, учреждениями, при которых организовывались садоводческие товарищества, из земель государственного земельного фонда, в том числе при необходимости из земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Из выделенных дачно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ земельные участки закреплялись самими ДСК и предприятиями во вторичное пользование без ограничения определенным сроком. Фактически для членов ДСК и членов садоводческих товариществ земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Создание, деятельность и ликвидация дачно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ регулировались ранее Примерным уставом дачно-строительного кооператива, утвержденным СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 112-1, Типовым Уставом садоводческого товарищества, утвержденным постановлением СМ РФСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 112-2. Затем Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 126 эти уставы были признаны утратившими силу.
Вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" объединил дачно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества, предусмотрел организационно-правовую форму: некоммерческое товарищество.
Пунктами 1 и 2 статьи 28 указанного Закона закреплялось право граждан на безусловную приватизацию своих садовых и дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или на праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок приватизации дачных и садовых участков был регламентирован актами субъектов РФ и указанным Федеральным законом N 66-ФЗ. Данными нормативными актами предусматривалось право граждан переоформить права на землю как в составе садоводческого или дачного объединения, так и в индивидуальном порядке, приложив к заявлению необходимые документы (постановление администрации о выделении земельного участка объединению, решение о выделении члену объединения конкретного участка, выкопировку из генерального плана территории объединения, план земельного участка).
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Согласно пункту 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, для признания права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, т.е. для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. При этом формирование земельного участка в установленном порядке с описанием и установлением его границ не является обязательным условием для его приватизации. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере земельных правоотношений.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В настоящее время особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам регулируются Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до ДД.ММ.ГГГГ предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ГО ФИО4 создано ТСТ СНТ "Мичуринец", которое является правопреемником товарищества садоводов любителей «Мичуринец». (л.д. 73).
Согласно выписки из ЕГРЮ на день рассмотрения дела – полное наименование юридического лица ТСН «Мичуринец».
Согласно заявления ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ просит исключить себя из членов общества по адресу <адрес> претензий материальных не имеет (л.д. 15)
Согласно пояснений председателя ТСН СНТ «Мичуринец» ФИО8 фактически ФИО9 на 2017 г. земельный участок не обрабатывала, систематически не выполняла свои обязанности, выраженные в неуплате взносов, установленных общим собранием членов ТСН, а также антисанитарном состоянии и неосвоении участка более 1 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением в ТСН СНТ «Мичуринец» о принятии ее в чолены ТСН (л.д. 14)
Согласно ответа ТСН «Мичуринец» ОТ ДД.ММ.ГГГГ № – ФИО3 приняли в товарищество на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ и закреплении за ней садовый участок по адресу ТСН СНТ «Мичуринец» <адрес> (л.д. 19)
Истец ФИО3 является членом товарищества ТСН СНТ «Мичуринец».
Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер с кадастровым номером к.н. 90:20:010119:595. Зарегистрированные права на земельный участок отсутствуют, участок имеет сведения «актуальные, ранее учтенные».
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (подпункт 2).
Пунктами 1 и 2 статьи 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 49 действующего в настоящее время Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Однако истец ФИО3 документ, удостоверяющий ее право на спорный земельный участок не может предоставить, учитывая Ответ администрации г.ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.01-08/3912 согласно которому ФИО3 отказано в передаче земельного участка расположенного по адресу г.ФИО4 ТСН СНТ «Мичуринец» <адрес>.5 в собственность учитывая что указанный земельный участок передан в собственность ФИО2 на основании решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № для садоводства. Распорядительный акт об отмене вышеуказанного решения органами местного самоуправления г.ФИО4 не принимаются, следовательно решение является актуальным (л.д. 12)
В судебном заседании наследник умершей ФИО2,- ФИО10 не возражала против удовлетворения иска, пояснила, что принимать данный участок в качестве наследственной массы после смерти ФИО2 не желает и не будет. При жизни ее матери ей было известно, что мать добровольно вышла из членов товарищества, вместо нее в члены товарищества была включена ФИО3. ФИО3 выплатила ФИО2, сумму в размере 3000 руб. (л.д. 14), оплатила задолженность ФИО2 за членские взносы ТСН «СНТ «Мичуринец». О решении городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № никто не знал.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 3, 4 названной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Правовые основания для бесплатного приобретения в собственность земельного участка предусмотрены указанным выше пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пункта 2.8 статьи 3 названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К заявлению должен прилагаться определенный перечень документов. В силу приведенных норм предоставление земельного участка осуществляет орган местного самоуправления.
Из представленной документации по планировке территории МО ГО ФИО4 следует, что утвержден проект межевания территории ТСН «СНТ Мичуринец». По адресу <адрес>.5 имеется кадастровый № площадью 400 кв.м.
Согласно копии акта об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ГУП РК»Крымэнерго» и ФИО3, земельный участок подключен к электрическим сетям.
Согласно ответа ТСН «СНТ «Мичуринец» от ДД.ММ.ГГГГ № –участок по адресу <адрес>.5 обрабатывается, поливается от центральной трубы ТСН.
Согласно ответа ТСН «СНТ «Мичуринец» от ДД.ММ.ГГГГ № –участок по адресу <адрес>.5 обрабатывается и огорожен забором.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер с кадастровым номером к.н. 90:20:010119:595. Зарегистрированные права на земельный участок отсутствуют, участок имеет сведения «актуальные, ранее учтенные».
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Исходя из приведенных положений правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав связано с постановкой его на кадастровый учет, присвоением кадастрового номера. До этого момента земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Учитывая, что на спорный земельный участок имеются первичные землеотводные документы, подтверждающих местоположение спорного участка в том или ином месте при его образовании, а также имеются доказательства местоположения границ этого земельного участка в составе земель ТСН СНТ «Мичуринец», при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3, поскольку документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на земельный участок, предоставлены.
Таким образом суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Требования истца следует признать законным и с учетом положения, которое не дает истцу иным способом защитить свои нарушенные права, и признать за собой право собственности, что будет являться основанием для реализации ею права на оформления документов и последующей государственной регистрации права (ст. 131 ГК РФ).
Злоупотребление правом со стороны истца судом не установлено. Данное решение позволит систематизировать вопросы налогообложения граждан, связанные с недвижимым имуществом, что соответствует интересам государства РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3 об отмене решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации земельных участков» суд исходит из следующего.
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО5 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Частью 1 статьи 12 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения органом местного самоуправления) было предусмотрено, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, в частности, относилось распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 11 названного закона исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы.
В силу пункта 34 части 1 статьи 26 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относилось, в том числе, - решение вопросов регулирования земельных отношений.
Статьей 59 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрено, что совет в пределах своих полномочий принимает нормативные акты в форме решений.
Согласно части 10 названной статьи акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.
Таким образом, из содержания части 10 статьи 59 указанного выше закона следует, что решения органов местного самоуправления и их должностных лиц по мотивам несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными по инициативе заинтересованных лиц судом общей юрисдикции, то есть в судебном порядке. Однако, это не лишает орган местного самоуправления права по собственной инициативе или инициативе других заинтересованных лиц изменить или отменить принятый им правовой акт (в том числе и по мотивам несоответствия Конституции или законам Украины).
Учитывая приведенные выше нормы Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что Красноперекопский городского совета АР ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в пределах своей компетенции обладал властно-распорядительными полномочиями по распоряжению находящимся в его собственности земельным участком, площадью 0,04 га, г.ФИО4 СТ «Мичуринец» <адрес>.5.
Таким образом, суд полагает, что у Красноперекопского городского совета АР ФИО5 имелись правовые основания для вынесения своего решения и в случае необходимости отмены решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета АР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О передаче земельных участков гражданам», однако данным правом городской совет не воспользовался, оснований в настоящий момент для отмены данного решения лишь по основаниям, что ФИО3 не может реализовать свое право собственности на спорный земельный участок учитывая отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности и отсутствием заявления истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с данным иском.
Рассматривая требования о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом заявлены требования об отмене решения требования неимущественного характера и признании права собственности (требования имущественного характера).
При подаче иска истец оплатила пошлину в сумме 600руб.
В соответствие с п. 3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере: для физических лиц – 300 рублей. В соответствии по ст.333.19 ч.1 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
Согласно выписки ЕГРН на земельный участок по адресу <адрес> кадастровая стоимость участка 222133,33 руб. (л.д. 59). Таким образом при подаче иска за требования о признании права собственности истец должна была оплатить сумму 5421 руб. (5200 руб.+221.33руб. - фактически оплачено 300руб.). Таким образом истец должна доплатить пошлину в сумме 5121 руб.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок по адресу ФИО4 г.ФИО4 товарищество собственников недвижимости «Садовое некоммерческое товарищество «Мичуринец» <адрес> общей площадью 400 кв.м. к.н. 90:20:010119:595.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в сумме 5121 руб.
В остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО5 через Красноперекопский районный суд Республики ФИО5 в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.
судья Шевченко О.В.