Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-31/2023 от 02.02.2023

Мировой судья Дергачева М.Т.Дело № 11-31/2023

УИД 64MS0042-01-2022-004529-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2023 года город Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Ореховой А.В.,

при помощнике Арефьевой А.С.

с участием Золина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Золина В. А. на решение мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Саратова, Дергачевой М.Т. от 17.11.2022по иску акционерного общества «Ситиматик» в лице Саратовского филиала акционерного общества «Ситиматик» к Золину В. А. (взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО,

установил:

акционерное общество (далее – АО) «Ситиматик» в лице Саратовского филиала акционерного общества «Ситиматик» обратилось в суд с иском к Золину В.А. о взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, в котором просил суд взыскать с ответчика задолженность за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО в пределах доли должника за период с августа 2018 года по август 2022 года в размере 19 114, 12 руб., а также расходы по оплате госпошлины.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Саратова, Дергачевой М.Т., от 17.11.2022 по гражданскому делу по иску акционерного общества «Ситиматик» в лице Саратовского филиала акционерного общества «Ситиматик» к Золину В. А. (взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, требования удовлетворены частично, судом постановлено: взыскать с Золина В. А. в пользу акционерного общества «Ситиматик» влице Саратовского филиала акционерного общества «Ситиматик» задолженность за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО запериод с августа 2019 года по август 2022 года в размере 14118,53 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины вразмере 565,03 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Золин В.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку фактически услугами АО «Ситиматик» он не пользуется, письменный договор с ним не заключался, удаленность мусорного контейнера и его недоступность препятствует в пользовании им.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и дне судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как установлено судом, Золин В.А. является собственником (нанимателем) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах доли, указанной в Выписке ЕГРН (доля в праве: 1).

В соответствии с Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту Правила №1156). По результатам конкурсного отбора АО «Ситиматик» заключило соглашение с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области. С момента заключения соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наступает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 1 ст. 24.6, п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Таким образом, должник является потребителем коммунальной услуги, оказываемой Региональным оператором Саратовской области по обращению с ТКО.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе № 47 от 05 февраля 2018 года «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области», приказе Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 марта 2020 года № 134 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области».

Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО «Ситиматик» по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период установлен постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 N 28/1, от 20 декабря 2018 года № 56/82, от 14 февраля 2020 года № 3/1.

Согласно расчету задолженности по лицевому счету <№> задолженность за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период август 2018 - август 2022 составляет 19 114, 12 рублей.

Суд первой инстанции при разрешении данного спора, руководствуясь положениями статей 153, 154 Жилищного кодекса РФ, статьями 8, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу частичном удовлетворении заявленных требований, применив срок исковой давности к периоду задолженности с августа 2018 года по июль 2019 года, взыскав задолженность за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с августа 2019 года по август 2022 года в размере 14 118, 53 руб.

При этом не может повлиять на выводы суда довод автора жалобы на отсутсвие договорных отношений между сторонами.

Судом установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между истцом и К. без составления письменной формы на основании Правил N 354 в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Истец вывоз твердых коммунальных отходов с мест накопления осуществляет регулярно в соответствии с нормативными требованиями.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона и иных правовых актов, односторонний отказ от их исполнения не допускается.

В силу пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 Правила дополнены разделом ХУ(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии со статьи 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.

Согласно положений статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании пунктом 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно пунктом 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу пункта 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7).

Из содержания указанных положений следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.

Таким образом, установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что наличие договорных отношений предполагается в силу вышеуказанных норм ГК РФ, пунктов 6, 7 Правил N 354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги, в связи с чем, АО «Ситиматик» имеет право на получение платы за фактически оказанные им услуги.

Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нормы материального и процессуального права применены правильно.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.

При этом, суд исходил из того, что между истцом и региональным оператором заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО путем совершения конклюдентных действий, в соответствии с которым последнее является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО. Обязанность же по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, предметом рассмотрения данного дела не является.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что АО «Ситиматик» осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления на территории, и не может нести ответственность за расположение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в обязанности регионального оператора, в соответствии с действующим законодательством, не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Удаленность мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от жилого дома истца не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с чем доводы Золина В.А. о том, что ему не оказывается услуга по вывозу ТКО не состоятельны, поскольку им не представлено надлежащих доказательств самостоятельного вывоза и утилизации своих бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами. В процессе жизнедеятельности его и его семьи образуются твердые бытовые отходы, которые они не имеют право утилизировать самостоятельно. Следовательно, оснований для освобождения ответчика от оплаты предоставленных истцом услуг не имеется.

Доказывание факта пользования услугами регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для целей понуждения к заключению указанного договора не является необходимым, а правила об обязанности его заключения действуют в силу обязательности закона.

Вопреки доводам ответчика, изложенным в возражениях на исковое заявление, факт осуществления услуг региональным оператором АО «Ситиматик» в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.

Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу указанных нормативных актов региональный оператор вывозит ТКО из мест, определенных органом местного самоуправления, и не может нести ответственность за недостаточное количество или отсутствие контейнерных площадок.

При этом несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территорий населённых мест» расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом, о чем указывает в возражении на исковое заявление ее автор, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на расстоянии от жилых домов более чем 100 метров.

Начисления за оказанную услугу производились истцом на основании формулы, содержащейся в п. 9(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. От 27.04.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домой» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Не может быть принят во внимание довод автора жалобы о необоснованном снижении заявленных к взысканию расходов на представителя, поскольку суд, взыскав их, учел возражения ответчика по поводу взыскания расходов на оплату услуг юриста в сумме указанной истцом, конкретные обстоятельства дела его сложность, время занятости представителя истца при подготовке иска и в судебных заседаниях, а также исходя из требований разумности.

В связи сизложенным суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение. Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ.

Повода для их иной оценки судне усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Определил:

решение мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Саратова, Дергачевой М.Т. от 17.11.2022 по иску акционерного общества «Ситиматик» в лице Саратовского филиала акционерного общества «Ситиматик» к Золину В. А. (взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО,-оставить без изменения, апелляционную жалобу Золина В. А. – без удовлетворения.

Судья                      А.В. Орехова

11-31/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АО Ситиматик
Ответчики
Золин Вячеслав Анатольевич
Другие
Администрация Заводского района МО "Город Саратов"
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Орехова Анастасия Владиславовна
Дело на сайте суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.02.2023Передача материалов дела судье
03.02.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
28.02.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее