Дело №
УИД №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 07 августа 2023 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, к администрации Окуловского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
И.о. прокурора <адрес>, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района (далее по тексту - Администрация) об обязании выполнить определенные действия, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка обращения ФИО1 по вопросу необеспечения его земельного участка № по адресу: <адрес>, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой. В результате проведенной проверки установлено, что Администрацией молодой семье ФИО7 и ФИО2, как льготной категории граждан, предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время подъездные пути к выделенному земельному участку отсутствуют, участок не обеспечен инженерной инфраструктурой (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал по мотивам, указанным в иске.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, представитель ответчика - администрации Окуловского муниципального района, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО «Новгородоблэлектро», ООО «ВСК», АО «Газпром газораспределение Великий Новгород», будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В возражениях на иск Администрация ссылалась на то, что <адрес> в <адрес> газифицировна, имеется водопроводная сеть, а также сеть электроснабжения, а спорный земельный участок находится в непосредственной близости от всех инженерных коммуникаций, для присоединения к сетям необходима заявка потребителей.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.
Согласно под. 9 ч.1 ст.6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 763-03 "О предоставлении земельных участков на территории <адрес>" предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях предоставления, в том числе, для индивидуального жилищного строительства - молодым семьям, не имевшим и не имеющим ранее предоставленных в собственность бесплатно, в аренду без проведения торгов, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов поселения, муниципального округа либо городского округа <адрес> или для дачного строительства, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при условии проживания одного из супругов либо одного молодого родителя в составе неполной молодой семьи на территории городского округа, муниципального округа, городского поселения, сельского поселения <адрес> (далее - муниципальное образование), в границах которого испрашивается земельный участок, непрерывно в течение пяти лет до даты подачи заявления. Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность супругов в составе молодой семьи и их детей, не достигших возраста восемнадцати лет (при наличии), либо в собственность одного молодого родителя в составе неполной молодой семьи и его детей, не достигших возраста восемнадцати лет.
В целях обеспечения пожарной безопасности граждан в соответствии со ст. ст. 65, 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для жилых зданий должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным Федеральным законом.
По смыслу вышеуказанных правовых норм, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам льготных категория (в данном случае - молодой семье), должна быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Окуловского муниципального района от 30.12.2013г. № ФИО1, ФИО2, ФИО3 в общую долевую собственность (бесплатно) предоставлен земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1448 кв.м. с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
При этом, в ходе проведенной по обращению ФИО1 прокуратурой района проверки установлено, что обязанность публичного органа – Администрации, по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность как провести индивидуальное жилищное строительство на участке, так и в последующем пользоваться вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Как следует из предоставленной Администрацией информации от 23.05.2023г., обеспечен доступ проезда к землям общего пользования со стороны <адрес>, для обеспечения вышеуказанного земельного участка водоснабжением запрошены коммерческие предложения с целью определения стоимости работ, бесплатное подключение к сетям газораспределения будет организовано в рамках Программы догазификации до 2024 года, в настоящее время идет прокладка газопровода высокого давления по <адрес>, завершить подключение земельного участка к сетям электроснабжения планируется до ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что строительство подъездных путей, системы газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения к земельному участку № с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, не осуществлялось.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией Окуловского муниципального района должных мер для обеспечения указанного земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
При таких обстоятельствах, иск прокурора суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Администрацией решения суда, учитывая время, необходимое для решения вопроса о выделении денежных средств для выполнения мероприятий по обеспечению названного выше земельного участка коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, суд полагает возможным определить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> к администрации Окуловского муниципального района удовлетворить.
Обязать администрацию Окуловского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, электроснабжением) и автомобильной дорогой местного значения к земельному участку № с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, предоставленному семье ФИО1 и ФИО2 для целей индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ФИО9
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: ФИО10