Дело № 21-159/2023
Судья Степанова Н.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 мая 2023 года г. ЧебоксарыСудья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Транс-Тур» Коновалова Г.А. на постановление государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике № 230202 от 26 января 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транс-Тур» (далее - ООО «Транс-Тур») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике № 230202 от 26 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2023 года, ООО «Транс-Тур» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, директор ООО «Транс-Тур» Коновалов Г.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики. Считает, что постановление об административном правонарушении и решение судьи являются незаконными и подлежащими отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Смирнова Ю.И., поддержавшего жалобу, представителя территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Леонтьеву Т.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя - директора ООО«Транс-Тур» Коновалова Г.А., извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, обозначающему территории, здания и объекты, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов запрещено, и к порядку его размещения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Федеральный закон от 23 февраля 2023 года № 15-ФЗ) для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи): на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которому и порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения, утвержденных приказом Минздрава России от 20 февраля 2021 года № 129н (далее – Требования), знак размещается у каждого входа (выхода) на территории, в помещениях и на объектах, определенных Федеральным законом от 23 февраля 2023 года № 15-ФЗ, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов запрещено, (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «Транс-Тур» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ, послужил установленный при проведении постоянного рейда в ходе государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом факт несоблюдения Обществом требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, а именно: 15 декабря 2022 года в 19 часов 00 минут около <адрес> (остановочный пункт «АВ Пригородный» г.Чебоксары) на автобусе марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО2, осуществлявшего перевозку пассажиров по регулярному междугородному маршруту № «<адрес>» по путевому листу от 15 декабря 2022 года №, выданному перевозчиком ООО «Транс-Тур», в нарушение требований части 5 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ, пункта 5 Требований на внешних сторонах дверей транспортного средства знаки о запрете курения отсутствовали.
Факт совершения ООО «Транс-Тур» вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при вынесении постановления, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоком об административном правонарушении № от 12 января 2023 года, предписанием об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению № от 26 января 2023 года, актом осмотра транспортного средства от 15 декабря 2022 года с фотоматериалом, путевым листом № от 15 декабря 2022 года, решением Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу от 29.11.2022 № о проведении постоянного рейда, заданием на проведение постоянного рейда от 12 декабря 2022 года, и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица и суда первой инстанции о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 6.25 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Довод заявителя о необоснованном привлечении к административной ответственности по мотивам обнаружения правонарушения в результате проведения под видом постоянного рейда незаконного внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проведение которого не допускается постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», судом отклоняются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Статья 56 указанного закона предусматривает 2 вида контрольных (надзорных) мероприятий: при взаимодействии с контролируемым лицом (к ним относятся: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка) и без взаимодействия с контролируемым лицом (к ним относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование).
При этом, главой 18 Закона № 248-ФЗ предусмотрены специальные режимы контроля, в том числе постоянный рейд, который не является контрольным (надзорным) либо профилактическим мероприятием, предусмотренными статьями 56, 45 Закона № 248-ФЗ.
В силу части 1 статьи 97.1 Закона № 248-ФЗ под постоянным рейдом в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1043 (далее - Положение № 1043).
В соответствии с пунктом 3 Положения № 1043 надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
Согласно пункту 66 Положения № 1043 надзор в режиме постоянного рейда осуществляется в, частности, в остановочных пунктах, в том числе расположенные на автостанциях, автовокзалах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров в транспортное средство (подпункты «ж», «з»).
При осуществлении постоянного рейда осмотра может совершаться как контрольное (надзорное) действие, постоянный рейд как специальный режим осуществляется путем проведения проверок транспортных средств, в том числе проверок имеющихся у водителей транспортных средств документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у контролируемого лица, а также путем проверок автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пункты 68, 70 Положения № 1043).
Решением Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфер транспорта по Приволжскому федеральному округу о проведении постоянного рейда от 29.11.2022 № 2 (далее – Решение) для проведения постоянного рейда ТОГАДН по Чувашской Республике уполномочен 1, государственный инспектор (пункт 2).
Постоянный рейд проводится на территориях, в том числе Чувашской Республики, по адресам (местоположению) остановочных пунктов, в том числе расположенных на автостанциях, автовокзалах; места посадки и (или) высадки пассажиров в транспортное средство (подпункты «ж», «з» пункта 5 Решения).
Начальником территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике (ТОГАДН по Чувашской Республике) государственному инспектору 1 выдано Задание от 12 декабря 2022 года № на проведение постоянного рейда в местах, указанных в пункте 5 Решения от 29.11.2022 №, по территории Чувашской Республики, в даты с 13 декабря 2022 по 16 декабря 2022 года, маршрутный лист №.
15 декабря 2022 года в 19 часов по адресу: <адрес> государственным инспектором 1 при осмотре транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, владелец ООО «Транс-Тур», маршрут следования Чебоксары – Москва (карта маршрута № путевой лист № от 15 декабря 2022 года, обнаружены признаки административного правонарушения – отсутствовал знак о запрете курения (статья 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ, пункта 5 Требований).
Осмотр транспортного средства осуществлен с применением технических средств видеозаписи, фотосъемки: нагрудный видеорегистратор S/N, фотоаппарат Nikon Coolpix S2600.
Изложенное свидетельствует, что допущенные ООО «Транс-Тур» нарушения обязательных требований, послужившие основанием к административной ответственности по настоящему делу, были выявлены уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором 1 при осмотре транспортного средства в ходе осуществления специального режима – проведения постоянного рейда в соответствии с требованиями статей 97.1 Закона № 248-ФЗ, а не при проведении контрольного мероприятия.
Ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» на организацию и проведение (осуществление) этого специального режима не распространяются (пункт 11 означенного Постановления).
Оснований для признания доказательств, полученных в ходе постоянного рейда 15 декабря 2022 года с соблюдением требований закона, не имеется.
Ссылка в жалобе и довод защитника Смирнова Ю.И. на неправомерность привлечения к административной ответственности по тем мотивам, что на момент осмотра транспортное средство находилось на территории автовокзала на стоянке в зоне отстоя, а не на перроне, а также о том, что место осмотра не является остановочным пунктом, местом посадки (высадки) пассажиров, предусмотренными схемой движения по маршруту № согласно Реестру регулярных автобусных маршрутов, судом второй инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно путевому листу автобус на момент осмотра был выпущен на линию по маршруту Москва – Чебоксары, находился на территории автовокзала, багажный отсек был открыт, водитель имел всю документацию, необходимую для осуществления перевозки пассажиров по маршруту, при этом, как следует из фотоматериала, и это было признано защитником Общества Смирновым, в салон транспортного средства были допущены лица, занимающие места и размещающие багаж, что позволяет прийти к выводу соответствии места проведения постоянного рейда пунктам «ж», «з» пункта 66 Положения № 1043, подпунктам «ж», «з» пункта 5 Решения о проведении постоянного рейда от 29.11.2022 № 2, заданию на проведение постоянного рейда от 12 декабря 2022 года № 216.
Довод жалобы о том, что на момент выпуска на линию с внешней стороны дверей транспортного средства был установлен знак о запрете курения, утраченный к моменту осмотра ввиду неосмотрительности водителя ФИО2, суд находит несостоятельными.
Объективные сведения о способе размещения или установки знака о запрете курения (наклейка, рисунок, нанесение трафаретом и тому подобное), так и об обстоятельствах утраты знака, в материалы дела не представлены.
Из фотоматериала, исполненного при осмотре транспортного средства, объективные признаки утраты имевшегося знака о запрете курения не усматриваются.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО «Транс-Тур» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к примеру - исполнения такого знака устойчивым к внешнему воздействию способом с учетом специфики размещения на транспортном средстве, надлежащего контроля за постоянным наличием знака, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 6.25 КоАП РФ, заменено ООО «Транс- Тур» на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены и (или) изменения вынесенных в отношении ООО «ТРАНС-ТУР» актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике № 230202 от 26 января 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транс-Тур» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Транс-Тур» Коновалова Г.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев