Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2023 (2-1364/2022;) ~ М-879/2022 от 17.05.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 года              город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Просолова В.В.,

при секретаре судебного заседания – Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Легашовой Н. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Легашовой А. А., Легашова Артёма А., Легашова А. А., к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, о сохранении жилого помещения в реконструированном виде, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма

установил:

Легашова Н.И., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Легашовой А.А., Легашова А.А., Легашов А.А., обратились в суд с иском, впоследствии уточненным, к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просят сохранить <адрес>, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в реконструированном виде, признать право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность по заключению с Легашовой Н.И. договора социального найма с включением в указанный договор социального найма в качестве членов семьи – супруга Легашова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Легашовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Легашова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обосновании требований истцы указали, что Легашовой Н.И. на основании ордера серии 50 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Севастопольской городской государственной администрацией на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р, для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение – <адрес> городе Севастополе. Ордер выдан на состав семьи, включая Легашова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В жилом помещении также зарегистрирован и постоянно проживает Легашов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ (с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ) <адрес> включена в реестр собственности города Севастополя.

В порядке установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016, истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении соответствующей государственной услуги.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/17-1447 в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма истцам было отказано, в связи с тем, что истцы не входят в перечень лиц, установленный пунктом 2 Административного регламента, а также в связи с проведением в жилом помещении самовольной реконструкции.

Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги, истцы обратились в суд.

Истцы о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований, с учетом их уточнения, настаивали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

        Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.

        В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.

        Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что истцу Легашовой Н.И. на основании ордера серии 50 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Севастопольской городской государственной администрацией на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р, для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение – <адрес> городе Севастополе. Ордер выдан на состав семьи, включая Легашова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В жилом помещении также зарегистрирован в качестве семьи и постоянно проживает Легашов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ <адрес> городе Севастополе включена в реестр собственности города Севастополя. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ внесены изменения в целях уточнения сведений об объекте учета. Сведения о площади жилого помещения в реестре собственности города Севастополя не содержатся.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о представлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/17-1447 в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма истцам было отказано на основании подпунктов 3, 17 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016, а именно:

- подача заявления и документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный пунктом 2 Административного регламента: заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до ведения в действие Жилищного кодекса Российской федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в жилом помещении;

- в жилом помещении произведена незаконная перепланировка, реконструкция. Согласно информации ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ , представленной в результате межведомственного взаимодействия, по адресу: г. Севастополь, <адрес> самовольно произведена реконструкция квартиры с достройкой пристройки лит. «а-1» (4,11*4,98) и пристройки лит. «а1-1» (2,94*1,95). Документы, подтверждающие законность реконструкции квартиры не представлены.

Технический паспорт на <адрес> городе Севастополе изготовлен государственным унитарным предприятием города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям технического паспорта общая площадь квартиры составляет 34 кв. м, в т.ч. жилая – 18,3 кв. м.; самовольно переоборудовано в площадь 34 кв. м.

Согласно справки государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ № сз/04/002121, в <адрес> в городе Севастополе самовольно произведена реконструкция квартиры с достройкой пристройки лит. «а-1» (4,11*4,98) и пристройки лит. «а1-1» (2,94*1,95), без увеличения общей и (или) жилой площади.

В соответствии с письмом государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ , в архиве учреждения техническая документация (технический паспорт, проектная документация, акт ввода в эксплуатацию), изготовленные до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.

Согласно письму государственного казённого учреждения «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ техническая документация на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в учреждение не поступала.

Технический план помещения от ДД.ММ.ГГГГ, представленный истцами, подготовлен на основании декларации на объект недвижимости, составленной и заверенной правообладателем в лице представителя – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, изложенной в абзаце 3 п. 26 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

В соответствии с пунктом 28 постановления, положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с целью установления юридически значимых обстоятельств была назначена судебная строительно-техническая экспертизы.

В соответствии с заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , выполненной экспертом Древетняк А.А., поскольку представленные на исследование материалы технической инвентаризации ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» не содержат сведений о технических параметрах <адрес>, кроме данных о технической инвентаризации, проведенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, эксперт руководствовался информацией, изложенной в сообщении ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в <адрес> проведены работы по реконструкции, а именно: возведены пристройки литер «а-1» (4,11х4,98) и литер «а1-1» (2,24х1,95);

- сохранение квартиры, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в реконструированном виде не влечет угрозу жизни и здоровью граждан;

- определить, находится ли <адрес>, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом проведенных работ по реконструкции, в пределах границ земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не представляется возможным, поскольку участок под указанным жилым домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет с определением координат границ.

В силу п. 2 ст. 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы, в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключение судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о назначении экспертизы.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено не было.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что реконструкция жилого помещения истцами осуществлены в соответствии с установленными законодательством требованиями, сохранение жилого помещения в реконструированном виде не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации)».

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Так как истцы и члены семьи, были вселены в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом У. ССР.

Согласно статье 9 Жилищного кодекса У. ССР (далее – ЖК УССР), действовавшего на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Жилые права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав либо с нарушением прав других граждан, либо прав государственных и общественных организаций.

В соответствии со статьей 52 ЖК УССР жилые помещения в домах ведомственного жилого фонда предоставляются гражданам по общему решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Статьей 58 указанного выше кодекса предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного либо общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союзу ССР.

Согласно 61 ЖК УССР пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между нанимателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а в случае отсутствия – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статье 68 ЖК УССР наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги. Квартирная плата и плата за коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилого фонда вносятся ежемесячно в сроки, установленные Советом М. У. ССР.

Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» были урегулированы правовые, имущественные, экономические, социальные, организационные вопросы относительно особенностей обеспечения реализации конституционного права на жилье граждан, при отсутствии собственного жилья длительное время на правовых основаниях, определенных законом, проживающих в общежитиях, предназначенных для проживания одиноких граждан или для проживания семей, жилые помещения в которых после передачи общежитий в собственность территориальных общин могут быть приватизированы в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» сфера действия настоящего Закона распространяется на граждан и членов их семей, одиноких граждан, не имеющих собственного жилья, которые не использовали право на бесплатную приватизацию государственного жилищного фонда, на правовых основаниях, определенных этим Законом, вселенных в общежитие и фактически проживающих в общежитии в течение длительного времени.

Частью 3 статьи 1 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» установлено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на общежития, которые являются объектами права государственной и коммунальной собственности, кроме общежитий, находящихся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении воинских частей, учреждений и организаций Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (кроме находящихся за пределами воинских частей, учреждений, организаций), государственных учебных заведений (кроме тех, которым предоставлен статус общежитий семейного типа и предназначенных для проживания семей преподавателей и работников), Национальной академии наук Украины (кроме тех, которым предоставлен статус общежитий семейного типа и предназначенных для проживания семей).

Статьей 2 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» предусмотрено, что граждане, на которых распространяется действие этого Закона, могут реализовать конституционное право на жилье или путем приватизации жилья в общежитии (в случаях, предусмотренных настоящим Законом), или путем получения социального жилья (в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины «О жилищном фонде социального назначения»), либо путем самостоятельного (по собственному усмотрению, за собственные или привлеченные средства) решения своего (своей семьи) жилищного вопроса (в соответствии с гражданским законодательством Украины).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» обеспечение реализации конституционного права на жилье жителей общежитий, на которых распространяется действие настоящего Закона, осуществляется с соблюдением следующих подходов:

1) все общежития, на которые распространяется действие этого Закона, подлежат передаче в собственность территориальных общин;

2) передача общежитий в собственность территориальных общин в соответствии с настоящим Законом осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные Общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин, утвержденной законом;

3) передача общежитий в соответствии с настоящим Законом в собственность территориальных общин осуществляется согласно порядка, предусмотренного Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, с учетом особенностей настоящего Закона.

На основании части 1 статьи 4 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» граждане и члены их семей, на которых распространяется действие этого Закона, имеют право на приватизацию жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности территориальных общин и могут быть приватизированы в соответствии с настоящим Законом по решению местного совета.

По предписаниям части 2 статьи 4 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» жители общежития, которые на правовых основаниях, определенных этим Законом, проживающих в общежитиях, на которые распространяется действие этого Закона (государственной формы собственности, а также в общежитиях, включенных в уставные капиталы обществ, в том числе, в дальнейшем были переданы в уставные капиталы других юридических лиц или отчуждены иным способом), приобретают право на приватизацию жилых помещений в таких общежитиях после их передачи в собственность соответствующей территориальной общины согласно этому Закону и Общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин. Указанное право распространяется на детей законных жителей общежитий, которые родились во время проживания их родителей в общежитиях, на которые распространяется действие этого Закона.

Таким образом, предоставленные в материалы дела доказательства подтверждают, что здание общежития, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, было передано в государственную собственность на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а следовательно утратило статус общежития.

Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, имеют право на заключение с ними договоров социального найма.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации» освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Как следует из паспортов граждан Российской Федерации Легашова Н.И. и Легашов А.А. зарегистрированы по адресу: г. Севастополь, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Легашова А.А. – с ДД.ММ.ГГГГ.

    Спорное жилое помещение представлено истцам на законных основаниях, в соответствии с жилищным законодательством Украины, действовавшим на момент выдачи ордера серии 50 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Согласно статьи 60 указанного выше кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

По предписаниям статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу частей 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

То есть, в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.

Согласно п.п.7 п.3.1.2.7 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 840-ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в содействии города Севастополя в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Севастополя, и гражданам - участникам жилищных программ (по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с ипотекой и иных сделок, установленных законодательством).

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истцов, зарегистрированных и постоянно проживающих в спорном жилом помещении, оплачивающих коммунальные услуги, осуществляющих текущий ремонт за счет собственных средств, иного жилого помещения, пригодного для проживания не имеющих, возникло право пользования спорной квартирой на условиях социального найма.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с п.3.1.2.6 указанного положения, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя, ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования о признании за истцами права пользования спорным жилым помещением и возложении обязанности заключить с ними договор социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Легашовой Н. И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Легашовой А. А., Легашова Артёма А., Легашова А. А. удовлетворить.

Сохранить <адрес> городе Севастополе, общей площадью 34,2 кв.м., в реконструированном виде.

Признать за Легашовой Н. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашовым А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашовой А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашовым Артёмом А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования квартирой по <адрес> городе Севастополе на условиях социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Легашовой Н. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма на <адрес> городе Севастополе, включить в указанный договор социального найма в качестве членов семьи: Легашова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашову А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Легашова Артёма А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 В.В. Просолов

2-96/2023 (2-1364/2022;) ~ М-879/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Легашова Наталья Ивановна с н/л
Информация скрыта
Легашов Алексей Анатольевич
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Департамента капитального строительства города Севастополя
Другие
ГУП города Севастополя "Бюро технической инвентаризации"
Правительство города Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2022Передача материалов судье
17.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
01.12.2022Производство по делу возобновлено
08.12.2022Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.09.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее