24RS0023-01-2023-000128-45
Дело № 2-145/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2023 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т. П.,
при секретаре Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь» об устранении нарушения лесного законодательства, возложении обязанности, и приостановлении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Сибирь» об устранении нарушения лесного законодательства, а именно: просило обязать ООО «Сибирь» выполнить противопожарные мероприятия за 2022 год по договору аренды лесного участка от 31.12.2021 №-з в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- строительство дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,8 км; реконструкция лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 3,6 км;
- эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 140,2 км;?
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 5 шт. (плакат), 9 шт. (аншлаг); прокладка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км;
- прочистка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км;
- устройство подъездов к источникам противопожарного снабжения - 3 шт.;
- эксплуатация противопожарных водоемов - 3 шт.;
- эксплуатация подъездов к источникам водоснабжения - 3 шт.;
- устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1.4 м) - 43,5 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление -
43,5 км;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесу - 1 шт.; строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов - 2 шт;
- установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.
Также, Министерство лесного хозяйства Красноярского края просило приостановить деятельность по заготовке древесины ООО «Сибирь» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 31.12.2021 № до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.
В обоснование своих требований указало, что на основании договора аренды лесного участка от 31.12.2021 №-з ООО «Сибирь», является арендатором лесных участков общей площадью 90 082 га предназначенных для заготовки древесины, расположенных: Красноярский край, Борское лесничество. Борское участковое лесничество. Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ООО «Сибирь» установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. КГБУ «Борское лесничество» представлен отчет по выполнению объема противопожарных мероприятий арендатором за 2022 год. В соответствии с отчетом ООО «Сибирь» по договору аренды лесного участка от 31.12.2021 №-з за 2022 год не выполнены следующие мероприятия: строительство дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,8 км; реконструкция лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 3,6 км; эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 140,2 км; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 5 шт. (плакат), 9 шт. (аншлаг); прокладка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км; прочистка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км; устройство подъездов к источникам противопожарного снабжения - 3 шт.; эксплуатация противопожарных водоемов - 3 шт.; эксплуатация подъездов к источникам водоснабжения - 3 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1.4 м) - 43,5 км; прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление - 43,5 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесу - 1 шт.; строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов - 2 шт; установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.; строительство и содержание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря -1 шт. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
В судебное заседание представитель истца Министерство лесного хозяйства не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 28.04.2023г., в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства лесного хозяйства.
Представитель ответчика ООО «Сибирь» в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, поскольку судебное извещение возращено в суд 05.05.2023г., с отметкой почтового отделения «возвращено за истечением срока хранения».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Борское лесничество» в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что данное дело неподсудно Казачинскому районному суду Красноярского края по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1); арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2).
По смыслу приведенной нормы, при решении вопроса о подсудности спора суд должен учитывать субъектный состав и характер спорных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилась в суд с иском к ООО «Сибирь», в котором просило обязать ООО «Сибирь» » выполнить противопожарные мероприятия за 2022 год по договору аренды лесного участка от 31.12.2021 №-з в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- строительство дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,8 км; реконструкция лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 3,6 км;
- эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 140,2 км;?
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 5 шт. (плакат), 9 шт. (аншлаг); прокладка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км;
- прочистка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км;
- устройство подъездов к источникам противопожарного снабжения - 3 шт.;
- эксплуатация противопожарных водоемов - 3 шт.;
- эксплуатация подъездов к источникам водоснабжения - 3 шт.;
- устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1.4 м) - 43,5 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление -
43,5 км;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесу - 1 шт.; строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов - 2 шт;
- установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.
Приостановить деятельность по заготовке древесины ООО «Сибирь» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 31.12.2021 № до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.
В обоснование своих требований ссылалось на то, что на основании договора аренды лесного участка от 31.12.2021 №-з ООО «Сибирь» на указанных выше лесных участках производило заготовку древесины. Однако при осуществлении лесозаготовительной деятельности ответчиком допущено нарушение лесного законодательства, выраженное в невыполнении в полном объеме за 2022г. противопожарных мероприятий, а именно: строительство дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,8 км; реконструкция лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 3,6 км; эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 140,2 км; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 5 шт. (плакат), 9 шт. (аншлаг); прокладка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км; прочистка просек, противопожарных разрывов - 2,7 км; устройство подъездов к источникам противопожарного снабжения - 3 шт.; эксплуатация противопожарных водоемов - 3 шт.; эксплуатация подъездов к источникам водоснабжения - 3 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1.4 м) - 43,5 км; прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление - 43,5 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесу - 1 шт.; строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов - 2 шт; установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.; строительство и содержание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря -1 шт.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
При этом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Из системного анализа указанных выше положений следует, что споры относительно причинения вреда окружающей среде разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подсудности, установленными процессуальным законодательством. Родовая подсудность по такого рода искам должна определяться исходя из субъектного состава спорящих сторон и не зависит от того, заявлено ли требование о выплате компенсации в денежном выражении либо об устранении допущенных нарушений в натуре.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Принимая во внимание, что данный спор возник между двумя юридическими лицами, одно из которых орган, осуществляющий надзор (контроль) в области лесных правоотношений, другой участник спора – ООО «Сибирь» осуществляющий лесозаготовительную деятельность, на основании договора аренды; представленные сторонами доказательства; характер и содержание заявленных истцом Министерством лесного хозяйства Красноярского края к ответчику ООО «Сибирь» исковых требований; обстоятельства дела; субъектный состав настоящего спора, а также принимая во внимание, что возникший между сторонами спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами, суд приходит к выводу о том, что обращаясь с требованиями о возложении обязанности выполнить противопожарные мероприятия за 2022г. по договору аренды лесного участка от 31.12.2021г. №-з Министерство лесного хозяйства Красноярского края указало на реализацию им предусмотренных п. 3.51 Положения о министерстве полномочий по предъявлению иска о возмещении вреда окружающей среде причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а не с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Следовательно, спор по настоящему делу не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
На основании выше изложенного суд приходит к выводу о том, что фактически истцом заявлены требования о возмещении причиненного окружающей среде вреда посредством выполнения противопожарных мероприятий, подсудность которых определяется в соответствии с общими правилами о подсудности, установленными процессуальным законодательством.
Суд исходит из того, что данный иск заявлен Министерством лесного хозяйства Красноярского края к юридическому лицу ООО «Сибирь», требования вытекают из нарушения последним лесного законодательства при осуществлении экономической деятельности по заготовке древесины. Таким образом, данный спор не относится к подсудности суда общей юрисдикции, поскольку подсуден Арбитражному суду. Следовательно, данное дело подлежит передаче в Арбитражный суд Красноярского края для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 33, ст. ст. 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь» об устранении нарушения лесного законодательства, возложении обязанности, приостановлении деятельности по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 1.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.