Дело № 2-2135/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Ола 21 августа 2024 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Кузмичевой Г.А.,
с участием истца Кузьминых А.А. и ответчика Ющенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Ющенко Н.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель Кузьминых А.А. обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что 09.04.2024 на основании Закона Магаданской области № 1502-ОЗ от 9 июля 2012 года на хранение на принадлежащей ему автостоянке «Оборона» передано находящееся во владении ответчика транспортное средство «Тойота Королла Спасио», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, задержанное сотрудниками ГИБДД за нарушение Ющенко Н.В. Правил дорожного движения. В связи с неоплатой ответчиком стоимости хранения автотранспортного средства, 13.05.2024 в его адрес заказным письмом направлена претензия об оплате задолженности за хранение автотранспортного средства, а также предложено рассмотреть вопросы согласования графика погашения задолженности или заключения мирового соглашения. Претензия получена ответчиком 18.05.2024, однако до настоящего времени ответ на претензию не поступил, оплата задолженности ответчиком не произведена. За период с 10.04.2024 по 21.04.2024 (11 дней 15 часов) сумма задолженности за услуги по хранению транспортного средства составила 24 552 руб. С учётом изложенного, истец просит взыскать с ответчика задолженность в названном размере, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 937 руб.
Участвующий в судебном заседании истец, исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме, указав, что на момент рассмотрения дела ответчиком не произведена оплата задолженности.
Ответчик в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась, указав что полагает, что правонарушение не совершала, оплатила истцу 20 000 руб., когда забирала машину со стоянки. Кроме того, полагает, что истцом не доказано, что ее автомобиль находился на стоянке истца.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, с уд приходить к следующему.
По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).
Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).
При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).
Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.
Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом, в силу указанных положений КоАП РФ, не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.
Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).
Статьи 1 – 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.
Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).
Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.
Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).
Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана на основании договора аренды от 30 октября 2009 года № АН-49-09-03 предоставил ЗАО «Специальный магазин “Оборона” в аренду земельный участок под автостоянкой для легковых автомобилей по адресу: город Магадан, улица Кольцевая. Впоследствии, 25 августа 2011 года ЗАО «Специальный магазин “Оборона”» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к указанному договору аренды земель.
Приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области от 9 апреля 2021 года № 42 ИП Кузьминых А.А. включён в Реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории населённого пункта «город Магадан».
Приказом ИП Кузьминых А.А. от 07.02.2024 года № 7 на основании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 02.02.2024 года № 2-ПР/6 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области» установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 88 рублей за 1 час.
Из протокола о задержании транспортного средства 49ХВ № 208974 от 09.04.2024 следует, что в 15 час. 55 мин. 09.04.2024 года на привокзальной площади аэропорта «Сокол» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, задержано транспортное средство «Тойота Королла Спасио», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащее Ющенко Н.В.
Согласно актам приема-передачи 09.04.2024023 года № 2353 указанное транспортное средство в 15 час 53 мин. передано водителю эвакуатора с последующей передачей его 09.04.2024 в 17-00 час. на специализированную стоянку «Оборона» для хранения. Соответствующая отметка о поступлении транспортного средства на специализированную стоянку имеется и в копии журнала регистрации приёма и выдачи транспортных средств, представленной истцом за номером 481.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 21.04.2024 № 18810049230000051646, вынесенным инспектором ДПС ОСР ДПС ГАИ УМВД Россию по Магаданской области, Ющенко Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.19 КоАП РФ и ей назначено административное наказание. Данное постановление вступило в законную силу 15.08.2024.
В связи с устранением причины задержания, Ющенко Н.В. разрешена выдача транспортного средства «Тойота Королла Спасио», государственный регистрационный знак <данные изъяты> с арест площадки по жетону 481,, что подтверждается соответствующим разрешением от 21.04.2024 выданным 15 час. 25 мин.
Исходя из приведённых положений закона, у ответчика как лица, привлечённого к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, возникла соответствующая обязанность по оплате стоимости хранения транспортного средства.
Претензия истца, направленная ответчику 13.05.2024 с предложением в трёхдневный срок произвести оплату услуг транспортировки и хранения транспортного средства, и полученная адресатом 18.05.2024, оставлена последним без ответа.
Истцом в исковом заявлении произведён расчёт понесённых расходов, связанных с хранением автотранспортного средства 21.04.2024 15 час. 25 мин. за период с 00 час. 00 мин. 10.04.2024 по 15 час. 00 мин. 21.04.2024, то есть за 11 дней 15 часов, которые составили 24552 руб. Данный расчёт, по мнению суда, является правильным, арифметически верным, исчислен исходя из установленного тарифа и количества дней, затраченных на хранение транспортного средства.
Доводы ответчика о том, что она административное правонарушение не совершала, а также о недоказанности факта нахождения ее автомобиля на стоянке истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнуты имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доказательств того, что расходы, связанные с хранением транспортного средства возмещены хранителю, равно как и уплаты истцу ответчиком 20 000 руб., о чем ею заявлено в ходе судебного разбирательства, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Принимая во внимание, что законом обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возложена на лицо, привлечённое к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 4206 руб., что подтверждается чеком-ордером от 07.11.2023.
Учитывая, что заявленные истцом требования удовлетворены судом в полном объёме, государственная пошлина в размере 4206 рублей, уплаченная при подаче настоящего иска, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А., удовлетворить.
Взыскать с Ющенко Н.В. (паспорт <данные изъяты>) в пользу индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. (ИНН <данные изъяты>) задолженность по оплате услуг хранения транспортного средства в размере 24552 руб. 00 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 937 руб. 00 коп., а всего взыскать 25489 (двадцать пять тысяч четыреста восемьдесят девять) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения – 27 августа 2024 года.
Судья О.А.Стахорская