Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-9840/2022 ~ М-9086/2022 от 15.09.2022

            Дело № 2-9840/2022

            УИД 35RS0010-01-2022-013037-31

            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда                                  03 ноября 2022 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Качаловой Н.В.

при секретаре Чурбановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Спиридоновой О. В. к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» о взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда,

установил:

Спиридонова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» (далее – МКУ «Вологодский городской МФЦ»). В обоснование заявленных требований указано, что Спиридонова О.В. 14.04.2022 обратилась с заявлением о продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в назначении которого ей было отказано в связи с непредставлением сведений по уходу за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ подала новое заявление о выплате пособия, которое было назначено. При подаче первоначального заявление сотрудник МФЦ не сообщила о необходимости предоставления указанных сведений, и не запросила информацию в пенсионном фонде самостоятельно. В результате ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудником МФЦ истцу причинен вред в размере неполученного пособия за период с 14.04.2022 по 16.05.2022, а также моральный вред по причине нахождения истца в стрессовой ситуации и обращения в уполномоченные организации для решения вопроса назначения пособия.

Полагая свои права нарушенными, просит суд обязать ответчика выплатить истцу невыплаченное денежное пособие по уходу за ребенком в возрасте от трех до семи лет за период с 14.04.2022 по 17.05.2022 в размере 13 597 рублей 80 копеек, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

    Протокольным определением суда от 25.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Косарева Т.С.

    В судебном заседании истец Спиридонова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Вологодский городской МФЦ» по доверенности Варлашова Н.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, указанным в отзыве. Указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, законность действий сотрудника МФЦ

Третье лицо Косарева Т.С. в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения, указала, что должностные обязанности ее как сотрудника МКУ «Вологодский городской МФЦ» при приеме документов от Спиридоновой О.В. были выполнены в полном объеме.

Представитель третьего лица КУ ВО «Центр социальных выплат» Филиал по г. Вологде по доверенности Курочкина Е.А. в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения, указав на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В целях повышения доходов семей, имеющих детей Президентом Российской Федерации 20 марта 2020 года издан Указ № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ № 199), в соответствии с которым с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 20 апреля 2020 года № 454 (далее - Порядок).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ определены функции многофункционального центра:

1) прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов;

2) представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

2.1) составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью многофункционального центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе (указанные комплекты документов формируются из числа документов, сведений и (или) информации, представленных заявителем в многофункциональный центр при обращении с комплексным запросом, а также документов, сведений и (или) информации, полученных многофункциональным центром самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, а также вследствие получения результатов государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе и необходимых для получения иных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе), направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги;

3) представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;

4) информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством комплексного запроса, в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, комплексных запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и через порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оборудования в многофункциональном центре рабочих мест, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

6) выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по результатам предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

6.1) составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

7) прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;

7.1) прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и уплаты иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами;

7.2) создание заверенных усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра электронных дубликатов документов и информации (преобразование в электронную форму документов и информации на бумажном носителе с сохранением их содержания и (при наличии) реквизитов), необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, и документов, предоставляемых в результате оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг) и представленных гражданами на бумажных носителях, в порядке, установленном правилами организации деятельности многофункциональных центров, а также направление указанных электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и указанным гражданам с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Перечень таких документов и информации и порядок создания и направления их электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7.3) в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", размещение или обновление в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физических лиц в данной системе, размещение биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), с использованием программно-технических комплексов. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к организационным и техническим условиям осуществления таких размещения или обновления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. Источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, вытекающих из положений настоящего пункта, являются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

8) иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.

11.02.2022 между бюджетным учреждением Вологодской области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг «Многофункциональный центр в г. Вологде» («Уполномоченный МФЦ») и Департаментом социальной защиты населения Вологодской области заключено соглашение о взаимодействии .

В соответствии с п. 3.2.3 Соглашения, «Уполномоченный МФЦ» обязан организовать взаимодействие многофункциональных центров и уполномоченных организаций по вопросу предоставления услуг в части передачи документов заявителей, принятых сотрудниками многофункциональных центров, в уполномоченные организации, и передачи документов, являющихся результатом предоставления услуг, из уполномоченных организаций в многофункциональные центры.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 14.04.2022 Спиридонова О.В. обратилась в МКУ «Вологодский городской МФЦ» с заявлением о продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, к заявлению приложена информация о том, что Спиридонова О.В. трудовую деятельность не осуществляет, осуществляет уход за пожилыми людьми ФИО2, ФИО3

Решением КУ ВО «Центр социальных выплаты» от 29.04.2022 Спиридоновой О.В. отказано в назначении (предоставлении) ежемесячной денежной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет. Основанием для отказа послужило отсутствие трудовых доходов в период с 01.12.2020 по 30.11.2021, осуществление ухода за нетрудоспособным лицом составило менее 10 месяцев.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее — Постановление № 384), утверждены:

- основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее — Требования);

- примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о назначении (далее — Перечень).

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 384 заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, в том числе числе через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг.

Заявление подается в соответствии с типовой формой (пункт 10 Постановления 384).

В основных сведениях раздела 1 «Сведения о заявителе» заявитель должен указа: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, СНИЛС нетрудоспособного лип: за которым им осуществлялся уход в период расчета среднедушевого дохода семьи, случае, если заявитель осуществлял уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся - по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет в период расчета среднедушевого дохода семьи. В случае одновременного ухода за несколькими нетрудоспособными липами в этот период указываются сведения по каждому нетрудоспособному лицу.

В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления № 384 документы (сведения необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченных органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

Сведения об осуществлении ухода за нетрудоспособными лицами в период расчета среднедушевого дохода истребляются уполномоченным органом согласно пункту 16 перечня на основании информации, представленной заявителем в заявлении, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Запрос информации производится на лицо, за которым осуществляется уход. Если заявитель осуществляет уход за несколькими нетрудоспособными, то информация запрашивается в отношении каждого нетрудоспособного.

На основании подпункта «ж» пункта 16 Требований основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя и (или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), «в» (в части стипендий компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "ж", "л", "н" - "п" и "с" пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:

- заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;

- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;

- заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

- заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);

- заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);

- семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);

- заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);

- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается (подпункт «ж» пункта 16 Требований).

Согласно пункту 22 Требований (в редакции с 01.04.2021) среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Спиридонова О.В. обратилась в Филиал по г. Вологда КУ ВО «Центр социальных выплат» через МКУ «Вологодский городской МФЦ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты 14.04.2022, следовательно, среднедушевой доход семьи должен был рассчитываться из доходов за период с 01.12.2020 по 30.11.2021.

В разделе 1 «Сведения о заявителе» заявления Спиридонова О.В. не указала информацию об осуществлении в период расчета среднедушевого дохода семьи, ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет в период расчета среднедушевого дохода семьи.

На межведомственные запросы Филиала поступила следующая информация:

- из Отделения Пенсионного фонда РФ Вологодской области о том, что ФИО4 на дату подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки осуществляет уход за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ; за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ;

- из Роструда о том, что в период с 01.12.2020 по 30.11.2021 Спиридонова О.В. на учете в органах службы занятости населения не состояла.

То есть, в расчетный период с 01.12.2020 по 30.11.2021 Спиридонова О.В. осуществляла уход за нетрудоспособными лицами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о которых указала в заявлении, в совокупности с 21.10.2021 по 30.11.2021 (1 месяц 11 дней).

Сведений о том, что Спиридонова О.В. осуществляла уход за нетрудоспособным лицом ФИО1 в период с 01.11.2020 по 31.10.2021 заявителем представлено не было, в связи с чем КУ ВО «Центр социальных выплаты» принято решение об отказе в продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

При этом, решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной выплаты не относится к компетенции МФЦ. Последний лишь организует принятие и передачу документов от заявителей в уполномоченный орган. При этом, ответственность за достоверность предоставляемой информации лежит на заявителе (в данном случае истце по делу).

Кроме того, как следует из пояснений в судебном заседании истца по делу, она, до личного посещения МФЦ и предоставления документов, обращалась по телефону «горячей линии» для получения информации о перечне документов, которые следует представить вместе с заявлением для продления выплаты пособия.

В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям, и не может по собственной инициативен выйти за пределы таких требований.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пособия по уходу за ребенком, однако МФЦ не является органом, выплачивающим пособие, денежные средства на эти цели МФЦ не предоставляются.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (статья 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае оснований предусмотренных законом оснований для возмещения истцу морального вреда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Спиридоновой О.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Спиридоновой О. В. в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» о взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Качалова

    Мотивированное решение изготовлено 11.11.2022.

2-9840/2022 ~ М-9086/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Спиридонова Ольга Владимировна
Ответчики
МКУ "Вологодский городской МФЦ"
Другие
Косарева Татьяна Сергеевна
КУ ВО "Центр Социальных выплат" Филиал по г.Вологда
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Качалова Наталья Валентиновна
Дело на странице суда
vologodskygor--vld.sudrf.ru
15.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
08.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Дело оформлено
15.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее