Дело № 2-9840/2022
УИД 35RS0010-01-2022-013037-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 03 ноября 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Качаловой Н.В.
при секретаре Чурбановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Спиридоновой О. В. к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» о взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда,
установил:
Спиридонова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» (далее – МКУ «Вологодский городской МФЦ»). В обоснование заявленных требований указано, что Спиридонова О.В. 14.04.2022 обратилась с заявлением о продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в назначении которого ей было отказано в связи с непредставлением сведений по уходу за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ подала новое заявление о выплате пособия, которое было назначено. При подаче первоначального заявление сотрудник МФЦ не сообщила о необходимости предоставления указанных сведений, и не запросила информацию в пенсионном фонде самостоятельно. В результате ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудником МФЦ истцу причинен вред в размере неполученного пособия за период с 14.04.2022 по 16.05.2022, а также моральный вред по причине нахождения истца в стрессовой ситуации и обращения в уполномоченные организации для решения вопроса назначения пособия.
Полагая свои права нарушенными, просит суд обязать ответчика выплатить истцу невыплаченное денежное пособие по уходу за ребенком в возрасте от трех до семи лет за период с 14.04.2022 по 17.05.2022 в размере 13 597 рублей 80 копеек, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Протокольным определением суда от 25.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Косарева Т.С.
В судебном заседании истец Спиридонова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Вологодский городской МФЦ» по доверенности Варлашова Н.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, указанным в отзыве. Указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, законность действий сотрудника МФЦ
Третье лицо Косарева Т.С. в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения, указала, что должностные обязанности ее как сотрудника МКУ «Вологодский городской МФЦ» при приеме документов от Спиридоновой О.В. были выполнены в полном объеме.
Представитель третьего лица КУ ВО «Центр социальных выплат» Филиал по г. Вологде по доверенности Курочкина Е.А. в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения, указав на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В целях повышения доходов семей, имеющих детей Президентом Российской Федерации 20 марта 2020 года издан Указ № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ № 199), в соответствии с которым с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 20 апреля 2020 года № 454 (далее - Порядок).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ определены функции многофункционального центра:
1) прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов;
2) представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
2.1) составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью многофункционального центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе (указанные комплекты документов формируются из числа документов, сведений и (или) информации, представленных заявителем в многофункциональный центр при обращении с комплексным запросом, а также документов, сведений и (или) информации, полученных многофункциональным центром самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, а также вследствие получения результатов государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе и необходимых для получения иных государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе), направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги;
3) представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
4) информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством комплексного запроса, в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, комплексных запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и через порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оборудования в многофункциональном центре рабочих мест, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
6) выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по результатам предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
6.1) составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
7) прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;
7.1) прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и уплаты иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами;
7.2) создание заверенных усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра электронных дубликатов документов и информации (преобразование в электронную форму документов и информации на бумажном носителе с сохранением их содержания и (при наличии) реквизитов), необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, и документов, предоставляемых в результате оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг) и представленных гражданами на бумажных носителях, в порядке, установленном правилами организации деятельности многофункциональных центров, а также направление указанных электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и указанным гражданам с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Перечень таких документов и информации и порядок создания и направления их электронных дубликатов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
7.3) в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", размещение или обновление в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации физических лиц в данной системе, размещение биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), с использованием программно-технических комплексов. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к организационным и техническим условиям осуществления таких размещения или обновления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. Источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, вытекающих из положений настоящего пункта, являются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
8) иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
11.02.2022 между бюджетным учреждением Вологодской области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг «Многофункциональный центр в г. Вологде» («Уполномоченный МФЦ») и Департаментом социальной защиты населения Вологодской области заключено соглашение о взаимодействии №.
В соответствии с п. 3.2.3 Соглашения, «Уполномоченный МФЦ» обязан организовать взаимодействие многофункциональных центров и уполномоченных организаций по вопросу предоставления услуг в части передачи документов заявителей, принятых сотрудниками многофункциональных центров, в уполномоченные организации, и передачи документов, являющихся результатом предоставления услуг, из уполномоченных организаций в многофункциональные центры.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 14.04.2022 Спиридонова О.В. обратилась в МКУ «Вологодский городской МФЦ» с заявлением о продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, к заявлению приложена информация о том, что Спиридонова О.В. трудовую деятельность не осуществляет, осуществляет уход за пожилыми людьми ФИО2, ФИО3
Решением КУ ВО «Центр социальных выплаты» от 29.04.2022 Спиридоновой О.В. отказано в назначении (предоставлении) ежемесячной денежной выплате на детей в возрасте от трех до семи лет. Основанием для отказа послужило отсутствие трудовых доходов в период с 01.12.2020 по 30.11.2021, осуществление ухода за нетрудоспособным лицом составило менее 10 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее — Постановление № 384), утверждены:
- основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее — Требования);
- примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о назначении (далее — Перечень).
В соответствии с пунктом 9 Постановления № 384 заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, в том числе числе через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг.
Заявление подается в соответствии с типовой формой (пункт 10 Постановления 384).
В основных сведениях раздела 1 «Сведения о заявителе» заявитель должен указа: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, СНИЛС нетрудоспособного лип: за которым им осуществлялся уход в период расчета среднедушевого дохода семьи, случае, если заявитель осуществлял уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся - по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет в период расчета среднедушевого дохода семьи. В случае одновременного ухода за несколькими нетрудоспособными липами в этот период указываются сведения по каждому нетрудоспособному лицу.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления № 384 документы (сведения необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченных органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Сведения об осуществлении ухода за нетрудоспособными лицами в период расчета среднедушевого дохода истребляются уполномоченным органом согласно пункту 16 перечня на основании информации, представленной заявителем в заявлении, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Запрос информации производится на лицо, за которым осуществляется уход. Если заявитель осуществляет уход за несколькими нетрудоспособными, то информация запрашивается в отношении каждого нетрудоспособного.
На основании подпункта «ж» пункта 16 Требований основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя и (или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), «в» (в части стипендий компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "ж", "л", "н" - "п" и "с" пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
- заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
- заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
- заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
- заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);
- семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
- заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);
- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается (подпункт «ж» пункта 16 Требований).
Согласно пункту 22 Требований (в редакции с 01.04.2021) среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Спиридонова О.В. обратилась в Филиал по г. Вологда КУ ВО «Центр социальных выплат» через МКУ «Вологодский городской МФЦ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты 14.04.2022, следовательно, среднедушевой доход семьи должен был рассчитываться из доходов за период с 01.12.2020 по 30.11.2021.
В разделе 1 «Сведения о заявителе» заявления Спиридонова О.В. не указала информацию об осуществлении в период расчета среднедушевого дохода семьи, ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет в период расчета среднедушевого дохода семьи.
На межведомственные запросы Филиала поступила следующая информация:
- из Отделения Пенсионного фонда РФ Вологодской области о том, что ФИО4 на дату подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки осуществляет уход за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ; за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ;
- из Роструда о том, что в период с 01.12.2020 по 30.11.2021 Спиридонова О.В. на учете в органах службы занятости населения не состояла.
То есть, в расчетный период с 01.12.2020 по 30.11.2021 Спиридонова О.В. осуществляла уход за нетрудоспособными лицами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о которых указала в заявлении, в совокупности с 21.10.2021 по 30.11.2021 (1 месяц 11 дней).
Сведений о том, что Спиридонова О.В. осуществляла уход за нетрудоспособным лицом ФИО1 в период с 01.11.2020 по 31.10.2021 заявителем представлено не было, в связи с чем КУ ВО «Центр социальных выплаты» принято решение об отказе в продлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
При этом, решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной выплаты не относится к компетенции МФЦ. Последний лишь организует принятие и передачу документов от заявителей в уполномоченный орган. При этом, ответственность за достоверность предоставляемой информации лежит на заявителе (в данном случае истце по делу).
Кроме того, как следует из пояснений в судебном заседании истца по делу, она, до личного посещения МФЦ и предоставления документов, обращалась по телефону «горячей линии» для получения информации о перечне документов, которые следует представить вместе с заявлением для продления выплаты пособия.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям, и не может по собственной инициативен выйти за пределы таких требований.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пособия по уходу за ребенком, однако МФЦ не является органом, выплачивающим пособие, денежные средства на эти цели МФЦ не предоставляются.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (статья 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае оснований предусмотренных законом оснований для возмещения истцу морального вреда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Спиридоновой О.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Спиридоновой О. В. в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Вологде» о взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья | Н.В. Качалова |
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2022.