Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
02 сентября 2024 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г.Жигулевска Шалбарова С.И., действующего на основании доверенности от 26.08.2024 г.,
представителя ответчика ООО УК «Пульс» - Филатова А.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024 г.,
при секретаре Усмоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Пульс» о возложении обязанности разработать инструкцию по организации сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заключить договор со специализированной организацией для передачи накопленных отходов,
установил:
Прокурор г.Жигулевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «Пульс», в котором просит обязать ответчика разработать инструкцию по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика назначить ответственное лицо за обращением с отходами I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика заключить договор со специализированной организацией для передачи накопленных отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места для накопления отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) по следующему адресу: <адрес>, в том числе их передачу в специализированные организации.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения ООО «УК «Пульс» законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу п.п. «а» п. 16 ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией.
В силу п.п. «д» (1) пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Во исполнение п. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 «261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации постановлением Правительства России от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям ж окружающей среде.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами" на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Согласно п. 2 Правил потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.
Под местом накопления отработанных ртутьсодержащих ламп понимается место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения.
На основании п. 3 Правил потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п. 5.2.66 п.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 утверждены Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности.
Согласно п. 24 Требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы батарей и аккумуляторов, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы батарей и аккумуляторов», в течение 11 месяцев со дня образования отходов батарей и аккумуляторов.
В соответствии с п.. 25-27 Требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности граждане имеют право передавать отходы батарей и аккумуляторов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы батарей и аккумуляторов», при наличии публичной оферты со стороны этих лиц.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы батарей и аккумуляторов", указанные в пункте 25 настоящих Требований, осуществляют накопление отходов батарей и аккумуляторов на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов.
Места (площадки) накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, должны быть снабжены специализированными контейнерами (емкостями), конструкция которых исключает попадание в накапливаемые отходы атмосферных осадков, а также извлечение этих отходов лицами, не являющимися собственниками, владельцами специализированного контейнера (емкости).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности, отработанные химические источники тока (батарейки) ко II классу опасности.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 26 (2) которого предусмотрены организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Статьей 42 Конституции России, статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
ООО «УК «Пульс» оказывает услуги по управлению и обслуживанию жилых домов и коммерческой недвижимости. Юридическое лицо является действующим, имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что ООО «УК «Пульс» осуществляется управление жилым фондом на территории г.о. Жигулевск, офис организации находится по адресу: <адрес>.
В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК «Пульс» ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками, детскими образовательными учреждениями.
Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Шалбаров С.И., заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Пульс» по доверенности Филатов А.В. против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица – администрация г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В обоснование возражений относительно требований иска в отзыве указано, что из текста искового заявления следует, что при проведении прокуратурой по проверки исполнения законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления были выявлены факты нарушения в деятельности ООО «Пульс», офис по адресу: <адрес>. В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Пульс» ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов", что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадкам.
Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с частью 4 статьи 14 вышеуказанного закона и п.п. 5.2.66 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 утверждены Требования при обращении с группами однородных отходов I-IV классов опасности.
Пункт 24 Требований индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы батарей и аккумуляторов, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы батарей и аккумуляторов", в течение 11 месяцев со дня образования отходов батарей и аккумуляторов.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме).
Согласно п.п. 1 п. 1 указанной статьи Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила), урегулированы отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 10 Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии.
В силу п.п. «а» п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что одним из видов деятельности ООО УК «Пульс» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
На осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО УК «Пульс» предоставлена лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате прокурорской проверки установлено нарушение ООО УК «Пульс» требований законодательства об обращении с особо опасными отходами в части первичного сбора и размещения ртутьсодержащих отходов, отработанных химических источников тока (батареек). В соответствии с данными Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров управления многоквартирными домами ООО УК «Пульс» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>. Ответчиком места накопления ртутьсодержащих отходов, отработанных химических источников тока (батареек), являющихся отходами I-IV класса опасности, образуемыми в обслуживаемых многоквартирных домах, не организованы, лица, ответственные за обращение с указанными отходами, не назначены, договор с оператором не заключен. Указанные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии с п. 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу ч. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п.1 ст.22 Закона о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д (1)» и «л» п.11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно – услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, реализовывается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, или лицом, привлекаемым по договору, при непосредственном управлении.
В соответствии с п. 26 (2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией в договор управления в соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) включаются работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы; IV класс -малоопасные отходы; V - класс - практически неопасные отходы.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отнесены к отходам I класса опасности.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК Российской Федерации, является лицензионным требованием.
На основании вышеизложенного, управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с п.5 настоящих правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Согласно п.1 ст.15 Закона об отходах лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В связи с чем, согласно пп. 3. 11 Правил обращения с отходами, потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору, которые осуществляют сбор в местах их накопления.
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Кроме того, работа с ртутьсодержащими лампами должна соответствовать общим санитарным нормам и ГОСТам, регулирующим правила работы со ртутью и особо опасными отходами.
В соответствии с п. 6.4. "ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-83, Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности", введенного Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 4833 хранение, транспортировка ртути и загрязненных ею отходов (твердых и жидких) должно осуществляться в герметичных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и прочим воздействиям.
В соответствии с п. 218, п. 219 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3, условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Накопление промышленных отходов 1 класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах. Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для отходов I - II классов опасности и их содержание является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, выбрав способ управления домом управляющей компанией, собственники многоквартирного дома передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для указанных отходов и их содержание управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Согласно доводам искового заявления, на дату предъявления иска ООО УК «Пульс» осуществляет управление многоквартирными домами.
В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «Пульс» ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов, располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками, детскими образовательными учреждениями.
Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право неопределенного крута лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в заявленном виде.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобождён при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Жигулевск предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Пульс» об обязании разработать инструкцию, назначить ответственное лицо за обращением с отходами, заключить договор - удовлетворить.
Обязать ответчика разработать инструкцию по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика назначить ответственное лицо за обращением с отходами I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика заключить договор со специализированной организацией для передачи накопленных отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек); обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места для накопления отходов I-IV классов отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) по следующему адресу: <адрес>, в том числе их передачу в специализированные организации.
Взыскать с ООО УК «Пульс» (ИНН/КПП № ОГРН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Петрова
Мотивированное решение суда изготовлено 13 сентября 2024 года
Судья Е.В. Петрова