Материал № 12- 44/2020
Р Е Ш Е Н И Е
13 февраля 2020 года гор. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Эминов О.Н., при секретаре Гаряджиевой Г.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Республики Калмыкия Бахникова С.Н. на определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 года, принятое в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
25 ноября 2019 года ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Шириповой Н.И. в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 КоАП РФ, за нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 года протокол об административном правонарушении от 25 ноября 2019 года № 33-АП в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. возвращен в Контрольно-счетную палату Республики Калмыкия.
На данное определение заместителем прокурора Республики Калмыкия Бахниковым С.Н. принесен протест в судебный участок № 4 Элистинского судебного района РК, мировым судьей которого вынесено обжалуемое определение.
В судебном заседании помощник прокурора г.Элисты РК Манджиева Э.Ц. поддержала протест по доводам, изложенным в протесте.
Кикенов Ю.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Ширипова Н.И., действующая по доверенности, поддержала доводы протеста прокурора, пояснила, что протокол по ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении Кикенова Ю.В. составлен уполномоченным должностным лицом, которое вправе направлять протокол на рассмотрение мировому судье.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
В абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
При этом, пересмотр данных определений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
30 ноября 2019 г. мировым судьей судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесено оспариваемое определение.
20 декабря 2019 г. Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия получила указанное определение мирового судьи от 30 ноября 2019 г.
25 декабря 2019 г. Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия обратилась к заместителю прокурора Республики Калмыкия с ходатайством о вынесении протеста прокурора на указанное определение мирового судьи. Ходатайство поступило в прокуратуру республики 27 декабря 2019 г.
10 января 2020 г. в Элистинский городской суд Республики Калмыкия на указанное определение мирового судьи поступил протест заместителя прокурора Республики Калмыкия, в котором прокурор просит отменить определение мирового судьи судебного участка №4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30.11.2019г. о возврате протокола об административном правонарушении № 33-АП от 25.11.2019г. в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. Одновременно ходатайствовал о восстановлении срока для обжалования указанного определения мирового судьи от 30.11.2019 года.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из системного толкования статей 26.2, 29.1 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, являются доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления названных процессуальных документов судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращая на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению протокол об административном правонарушении и представленные к нему материалы, составленный Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В., мировой судья исходил из того, что протокол об административном правонарушении № АП-33 от 25 ноября 2019 года в отношении Кикенова Ю.В. составлен неуполномоченным должностным лицом контрольно-счетных органа Шириповой Н.И., поскольку документы, подтверждающие ее должностное положение, как ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия, в представленных материалах отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005г. «О некоторых воапросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст.28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.15.15 КоАП РФ, вправе составлять в том числе уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской По смыслу п. 2.1 ч.1 ст.5 Закона Республики Калмыкия «об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» от 19.11.2012 г. №384-IV-З, такими полномочиями наделены аудиторы и ведущие инспекторы Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия.
Отсутствие в представленных административным органом материале данных о занятии Шириповой Н.И. должности ведущего инспектора контрольно-счетного органа, не является обстоятельством, препятствующим рассмотрению дела, поскольку могло быть восполнено при подготовке и рассмотрении дела по существу путем истребования подтверждающих документов.
Таким образом, в соответствии с названными нормами ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Ширипова Н.И. была правомочна составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных выше обстоятельствах определение мирового судьи о возврате протокола об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в тот же суд со стадии подготовки дела об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.1 ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как разъяснено в п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
Согласно п. 31 Постановления вышеуказанного Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, в случае пропуска установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест, в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц.
20 декабря 2019 г. Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия получила обжалуемое определение мирового судьи от 30 ноября 2019 г.
Поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения суда должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, то 25 декабря 2019 г. председатель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия обратился в прокуратуру Республики Калмыкия с ходатайством о принесении протеста прокурора на указанное определение мирового судьи от 30 ноября 2019 года. Данное ходатайство с копией указанного определения мирового судьи от 30 ноября 2019 года поступило в прокуратуру республики 27 декабря 2019 г.
Учитывая, что окончание срока обжалования пришлось на 06 января 2020 года, то в силу положений ст.112 ТК РФ 1-8 января 2020 года являются нерабочими праздничными днями, последним днем процессуального срока обжалования является 09 января 2020 года.
Протест прокурора с ходатайством о восстановлении срока на обжалование определения мирового судьи поступил в Элистинский городской суд Республики Калмыкия 10 января 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока на один календарный день.
Принимая во внимание необходимость соблюдения баланса между принципами правовой определенности и справедливого судебного разбирательства, не совместимого с ошибочным судебным актом, и обеспечения реальной возможности участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр судебного решения, исходя из конституционного принципа судебной защиты прав и свобод граждан, интересов физических и юридических лиц, учитывая мнение участников процесса, и что протест подан с пропуском срока в один день, являющегося, по мнению суда, незначительным, суд полагает, что наличествуют основания для восстановления пропущенного процессуального срока обжалования судебного постановления в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Восстановить заместителю прокурора Республики Калмыкия Бахникову С.Н. срок на обжалование определения мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 года о возвращении протокола №33-АП от 25 ноября 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В.
Определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 года о возвращении протокола № 33-Ап от 25 ноября 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. - отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, протест заместителя прокурора Республики Калмыкия Бахникова С.Н. – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Председательствующий: О.Н. Эминов