Мотивированное решение изготовлено 09.08.2022
66RS0006-01-2022-002347-13
2-2751/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 02 августа 2022 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Павловой Н.С., при секретаре Желябя А.А., с участием представителя истца Корзухина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к Апраксиной Н. В. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга обратилось с иском к Апраксиной А.В. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование истец указал, что ответчик являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, на основании заявления Апраксиной Н.В. 07.12.2015 Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга (далее – Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, уполномоченный орган) принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении заявителю субсидии на период с декабря 2015 г. по май 2016 г. в размере 35 386 рублей 09 копеек;
на основании заявления от 23.05.2016 уполномоченным органом принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июля по ноябрь 2016 г. в размере 28 117 рублей 08 копеек;
на основании заявления от 25.11.2016 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с декабря 2016 г. по май 2017 г. в размере 38 649 рублей 15 копеек;
на основании заявления от 23.05.2017 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июня по ноябрь 2017 г. в размере 27 905 рублей 47 копеек;
на основании заявления от 15.12.2017 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с декабря 2017 г. по май 2018 г. в размере 38 548рублей 14 копеек;
на основании заявления от 31.05.2018 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июня 2018 г. по ноябрь 2018 г. в размере 28 291 рублей 36 копеек.
Ссылаясь на то, что при подаче названных заявлений в подтверждение дохода члена своей семьи Михайлова В.Ю. (супруга) Апраксиной Н.В. была представлена недостоверная информация (не представлены сведения о доходах полученных от ПАО МТС Банк, а также от работодателя Ш.А.Е.), требование о необходимости возврата необоснованно полученной суммы субсидии в добровольном порядке не исполнено, денежные средства в бюджет не возвращены, истец просил взыскать с Апраксиной Н.В. в пользу Управления ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга денежные средства в размере 122 372 рубля 31 копейка.
В судебном заседании представитель истца Корзухин И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Апраксина Н.В. в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом и в срок, причину неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении дела в суд не представила, письменных возражений относительно заявленных исковых требований в суд не поступало.
На основании ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
На основании ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт «в» пункта 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Судом установлено, что ответчик являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании заявления Апраксиной Н.В. 07.12.2015 Управлением ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении заявителю субсидии на период с декабря 2015 г. по май 2016 г. в размере 35 386 рублей 09 копеек;
на основании заявления от 23.05.2016 уполномоченным органом принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июля по ноябрь 2016 г. в размере 28 117 рублей 08 копеек;
на основании заявления от 25.11.2016 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с декабря 2016 г. по май 2017 г. в размере 38 649 рублей 15 копеек;
на основании заявления от 23.05.2017 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июня по ноябрь 2017 г. в размере 27 905 рублей 47 копеек;
на основании заявления от 15.12.2017 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с декабря 2017 г. по май 2018 г. в размере 38 548рублей 14 копеек;
на основании заявления от 31.05.2018 принято решение (с учетом последующих перерасчетов) о предоставлении субсидии на период с июня 2018 г. по ноябрь 2018 г. в размере 28 291 рублей 36 копеек.
С целью проверки сведений о доходах заявителя и членов ее семьи уполномоченным органом 06.08.2018 был направлен запрос в Межрайонную ИФНС России № 32 по Свердловской области.
Согласно ответу ИФНС от 30.08.2018 в ФНС по сведениям о доходах в отношении Михайлова В.Ю. (супруга Апраксиной Н.В.) за период с 01.02.2016 по 31.12.2017 установлены расхождения (есть сведения о доходах за 2016 год ПАО «МТС Банк», за 2017 год доходы работодателя Ш.А.Е.).
Таким образом, ответчик, обращаясь с заявлениями о предоставлении субсидии, сообщила сведения о доходах члена своей семьи, которые не отвечают признакам достоверности. Данное обстоятельство повлекло необоснованное начисление субсидии.
Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств сообщения достоверных сведений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика Апраксиной Н.В. денежных средств в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга в размере 122 372 рубля 31 копейка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608003430) к Апраксиной Н. В. (СНИЛС < № >) о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Апраксиной Н. В. в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга необоснованно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 122 372 рубля 31 копейка.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Н.С. Павлова