Дело №
25RS0№-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 г. <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Петровой Ю.В., при помощнике ФИО2, с участием представителя истца и ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратился с иском в Железнодорожный районный суд <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы незаконно полученной пенсии за выслугу лет с учетом надбавки на иждивенца, а так же единовременной выплаты, установленной Федеральным законом от 22.11.2016г. № «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в размере № коп.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с января по август 2018г. осуществлял трудовую деятельность в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по <адрес> и незаконно получал пенсию за выслугу лет и вышеуказанную надбавку. При оформлении документов по месту отбывания наказания ФИО1 скрыл факт, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет. По линии МО РФ, указав, что он лишен воинского звания.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая по доверенности от 10.01.2022г., просила удовлетворить исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что ответчик должен был сообщить об обстоятельствах, влияющих на ее размер, но не сделал этого,23.07.2019г. сведения поступили из комиссариата. Приостановили выплату, затем направлено уведомление о прекращении выплаты. Ждали приказ командующего войсками военного округа. До сих пор нет. Недобросовестность ответчика заключается в том, что он не сообщил, что изменилось положение.
Ответчик ФИО1 просил отказать в удовлетворении требований, по обстоятельствам, изложенным, в письменных возражениях. Не знает, был приказ или нет, так же не знает, когда приговор вступил в законную силу. Полагает истец самостоятельно, должен был запросить указанные сведения. Денежные средства были потрачены на содержание жены и ребенка, карта находилась в пользовании отца, пока он отбывал наказание, не знал, что она пополняется. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.
Выслушав представителя истца, ответчика, изучив представленное исковое заявление, возражения, доказательства представленные сторонами, материалы дела и дав им оценку в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что подполковник юстиции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходивший службу в органах военной прокуратуры Восточного военного округа, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно приказу военного прокурора Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 исключен из списков личного состава военной прокуратуры Восточного военного округа с ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский учет в военный комиссариат (Центрального и <адрес>ов <адрес>).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, на основании его заявления-обязательства, назначена пенсия за выслугу лет.
На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и документов, подтверждающих право на выплату надбавки на иждивенца, как неработающего, в соответствии со статьей 17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №, ему была назначена указанная надбавка к пенсии за выслугу лет и произведена доплата к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С условиями и порядком выплаты пенсии за выслугу лет и надбавки к пенсии за выслугу лет Ответчик был ознакомлен при оформлении заявлений, которые подписаны им собственноручно.
Таким образом, Ответчик взял на себя обязательство своевременно сообщить обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии либо лишающих права на пенсию, в военный комиссариат <адрес> или в военный комиссариат по месту воинского учета.
2.ДД.ММ.ГГГГ (вх. 12171) в адрес Центра социального обеспечения военного комиссариата <адрес>, который в соответствии с Законом № является уполномоченным органом, осуществляющим социальное и пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, из военного комиссариата Центрального и <адрес>ов <адрес> поступила информация о проведенной сверке с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и Налоговой службой на предмет законности выплаты надбавки к пенсии на иждивенцев пенсионерам Минобороны России, состоящих на пенсионном учете.
Согласно представленных сведений, установлено, что в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеются сведения, составляющие пенсионные права: работодателя ФКУ ИК-3 ГУФСИН по <адрес> ИНН №, <адрес>.
В период с января по август 2018 года ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по <адрес> и незаконно получал пенсию за выслугу лет и вышеуказанную надбавку.
При уточнении места отбывания наказания ФИО1, путем телефонных переговоров, социальным работником колонии <адрес> было сообщено, что ФИО1 осужден Краснореченским гарнизонным военным су<адрес>.04 2016 и отбывал наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., затем ФИО1 был переведен в ФКУ ИК-22 по <адрес>,
В ходе беседы с социальным работником ФКУ ИК-22 по <адрес> было установлено, что при оформлении документов по месту отбывания наказания, ФИО1 скрыл факт, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, указав причину, что он лишен воинского звания и пенсию не получает.
После получения вышеуказанной информации Центром социального обеспечения военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (исх. №сх-№), был направлен запрос в адрес Краснореченского гарнизонного военного суда с просьбой о предоставлении копии решения Краснореченского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении подполковника запаса ФИО1 для приобщения в пенсионное (личное) дело.
Вместе с этим в Региональный центр сопровождения розничного бизнеса ПАО Сбербанк было направлено распоряжение о прекращении пенсионных выплат ФИО1 в связи с изменениями условий выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) с Краснореченского гарнизонного военного суда поступила копия приговора от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по уголовному делу в отношении ФИО1, в резолютивной части которого Ответчик признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде 4 лет 7 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми на срок 10 (десять) лет, без ограничения свободы. В соответствии со ст. 48 УК РФ ФИО1 был лишен воинского звания - «подполковник юстиции».
В связи с несвоевременным поступлением в Центр социального обеспечения военного комиссариата <адрес> указанного приговора, Ответчику была переплачена пенсия за выслугу лет с учетом надбавки на иждивенца, а также единовременная выплата, установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 № (один миллион сто шестьдесят три тысячи триста семьдесят пять рублей 24 коп.). 24 коп.
ДД.ММ.ГГГГ в Региональный центр сопровождения розничного бизнеса ПАО Сбербанк было направлено распоряжение об удержании излишне выплаченных сумм. Распоряжение не исполнено, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отцом ответчика с расчетного счета была сняты денежные средства.
Постановлением следователя СО ОП № СУ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по сообщению военного комиссариата <адрес> отказано в связи с отсутствием состава преступления.
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>» (далее - военный комиссариат, Истец) на основании статей 11,51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон №) и Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является уполномоченным органом, осуществляющим социальное и пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также исполняет функции, аналогичные функциям, выполняемым органом социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 50 Закона № определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами органов социальной защиты населения.
В силу пункта 1 статьи 56 Закона №, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.Аналогичные положения об извещении пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вышеуказанными законами предусматривается, что реализация субъективного права граждан на пенсионное обеспечение ставится в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства, необходимых для назначения пенсии.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
В соответствии со статьей 6ДД.ММ.ГГГГ-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.
Согласно статье 61 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, после вступления приговора в законную силу его копия направляется должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чины или награды.
Как следует из материалов пенсионного дела ФИО1, очередное воинское звание «подполковник юстиции» Ответчику присвоено приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, сведения о внесении в соответствующие документы записи о лишении осужденного воинского звания в военный комиссариат Центрального и <адрес>ов <адрес>, где Ответчик состоял на воинском учете как офицер запаса, не поступали.
Руководствуясь положениями Закона №, истцом выплата пенсии за выслугу лет с учетом надбавки на иждивенца прекращена ответчику с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
При исчислении срока исковой давности по иску о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии суд, считает необходимым учитывать день, когда истец Военный комиссариат <адрес> узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для получения ответчиком пенсии за выслугу лет с учетом надбавки на иждивенца, учитывая, что начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у истца права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке. Суд находит, что отсутствуют доказательства того, что истец не имел возможность в течение столь длительного периода времени в рамках межведомственного взаимодействия или контроля за правильностью выплаты пенсий выявить обстоятельства, влияющие на получение ответчиком пенсии.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что срок исковой давности не пропущен, так как приговор, вступивший в законную силу поступил в комиссариат 27.08.2019г., не имеет правового значения, так как истец является органом, аккумулирующим сведения о пенсионном обеспечении, имеющим возможность межведомственного взаимодействия и осуществляющим контроль за обоснованностью и своевременностью, размером выплачиваемых пенсий.
При таких обстоятельствах исковые требования ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о взыскании с ФИО1 денежных средств в сумме № коп. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.