УИД: 23RS0018-01-2023-002349-23
Дело № 2-2694/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года город Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Солодченко И.В.
при секретаре Кучерук В.Р.
с участием помощника прокурора Ковтун В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Сказка» <адрес> Республики Крым, третьи лица отдел образования <адрес> Республики Крым, <адрес> совет Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Сакский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Сказка» <адрес> Республики Крым, в котором просит:
- обязать администрацию <адрес> Республики Крым в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить выделение финансирования, для выполнения мероприятий направленных на устранений нарушения в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>;
- обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» <адрес> после выделения администрацией <адрес> Республики Крым необходимого финансирования на устранения нарушений в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>: провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО; проведение планового и капитального ремонта строительных конструкций; устранить нарушений по приведению в исправное состояние санитарных узлов; установить в ЗС ГО нары для размещения укрываемых лиц.
Требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым совместно с инспектором отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> УДН и ПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований по содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за МБДОУ «Сказка» <адрес>, по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки были установлены многочисленные нарушения требований гражданской обороны. Прокуратурой в адрес ответчика внесено представление, которое рассмотрено учреждением, вместе с тем, меры, направленные на устранение выявленных нарушений не приняты.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: отдел образования <адрес> совет Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчики в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон № 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно абз. 1, 2, 4 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Из содержания пунктов 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о гражданской обороне), следует, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты являются, в том числе, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны утвержден приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (далее - Правила).
В соответствии с п. 1.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
Пунктами 2.1, 2.2. Правил закреплено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитных сооружений гражданской обороны является паспорт защитного сооружения гражданской обороны, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Судом установлено, Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым совместно с инспектором отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> УДН и ПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований по содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за МБДОУ «Сказка» с Крымское, <адрес> Республики Крым.
В ходе проведенной проверки был выявлен ряд нарушений требований к содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Отсутствует план мероприятия по приведению ЗС ГО в готовность к приему урываемых, п. 6.1.4 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
В ЗС ГО не предусмотрены нары для размещения укрываемых лиц, п. 6.4.2 Таблица № Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
Не проводятся комплексные оценки технического состояния ЗС ГО, п. 4.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ №;
В ЗС ГО не проведен плановый и капитальный ремонт строительных конструкций, п. 5.2.1, п. 5.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ №;
В ЗС ГО санитарные узлы находятся в неисправном состоянии, п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ №
Заместителем Сакской межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации МБДОУ «Сказка» <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства гражданской обороны, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений в полном объеме не приняты.
Судом установлено, объект, расположенный по адресу: <адрес>, Крымское сельское поселение, <адрес> согласно акту оценки содержания и пользования защитного сооружения гражданской обороны, ПРУ инв. №, находится на балансе администрации <адрес>, передано в оперативное управление МБДОУ «Сказка» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №-ОУ.
Совокупность представленных суду доказательств, позволяет сделать вывод о том, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное на территории Крымского сельского поселения <адрес> Республики Крым, не соответствует требованиям законодательства о гражданской обороне и данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Суд приходит к выводу о том, что неисполнение законных требований об устранении выявленных нарушений не только указывает на ненадлежащее отношение со стороны ответчика к исполнению законодательства о гражданской обороне, но и свидетельствует о неготовности объектов гражданской обороны к чрезвычайным ситуациям, а также к принятию укрываемых граждан, что, в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Сказка» <адрес> Республики Крым, третьи лица отдел образования <адрес> Республики Крым, <адрес> совет Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
- обязать <адрес> Республики Крым в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить выделение финансирования, для выполнения мероприятий направленных на устранение нарушений в защитном сооружении гражданской обороны, по адресу: <адрес>;
- обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» <адрес> освоить выделенные финансовые средства на устранения нарушений в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>, а именно привести сооружение гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению путем проведения следующих мероприятий:
1. Разработать план мероприятий по приведению ЗС ГО в готовность к приему урываемых лиц;
2. Провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО;
3. Осуществить текущий и капитальный ремонт строительных конструкций ЗС ГО;
4. Привести в ЗС ГО санитарные узлы в исправное состояние;
5. Обеспечить в ЗС ГО нары для размещения укрываемых лиц;
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Солодченко