по жалобе на постановление об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 20 июня 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Б.И.Г. на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 07-09/2022/НС/10 от 03 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 07-09/2022/НС/8 от 03 мая 2023 года сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее по тексту – СПК «Звениговский») привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, защитник СПК «Звениговский» Б.И.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление изменить в части назначенного наказания. По мнению заявителя, назначенное наказание в виде штрафа в размере 130000 рублей не соразмерно существу и последствиям допущенного административного правонарушения.
Законный представитель, защитник СПК «Звениговский» в судебное заседание не явились. СПК «Звениговский» извещен о проведении судебного заседания надлежащим образом.
Потерпевшая К.Е.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явилась.
Ходатайств об отложении судебного заседания от сторон не поступило, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель государственной инспекции труда в Республике Марий Эл О.Т.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, пояснив, что в СПК выявленный факт нарушения трудового законодательства не первый. Последствия таких нарушений тяжелые - гибнут работники кооператива, в связи с чем оснований для снижения размера штрафа не имеется.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы расследования несчастного случая со смертельным исходом №, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 16 ноября 2022 года по 10 февраля 2023 года проведено расследование несчастного случая, произошедшего 07 ноября 2022 года в 10 часов 00 минут с кормачом Т.Е.А. на открытой производственной территории свиноводческого комплекса около цеха № Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» (далее - СПК «Звениговский»), расположенного по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что 07 ноября 2022 года кормач СПК «Звениговский» Т.Е.А. вместе с другими работниками Я.В.Т. и В.Ю.В. занимались погрузкой, разгрузкой мешков с кормами для животноводческого комплекса. Мешки с кормами транспортировались на грузовой машине, слесарем по ремонту автомобилей СПК «Звениговский» Ф.Л.А. Вместе в Ф.Л.А. в кабине находился В.Ю.В. и показывал маршрут, по которому необходимо было развести корм, так как Ф.Л.А. впервые осуществлял должностные обязанности водителя по поручению главного инженера Ч.В.Н. Работники Т.Е.А. и Я.В.Т. до места разгрузки шли пешком.
После завершения работ по разгрузке мешков с кормами Ф.Л.А. вместе с В.Ю.В. поехали обратно на машине, а Т.Е.А. и Я.В.Т. пошли пешком. Проехав около десяти метров, Ф.Л.А. услышал стук по кабине машины и остановился. Когда он вылез из машины, то увидел, что в кузове сидел Я.В.Т., а недалеко от машины на земле лежал Т.Е.А. Ф.Л.А. подбежал к Т.Е.А. и пытался его поднять, однако это у него не получилось, после чего он позвонил в фельдшерский пункт СПК «Звениговский». Спустя сорок минут сотрудники скорой медицинской помощи транспортировали Т.Е.А. в ГБУ РМЭ «Звениговская центральная районная больница».
Согласно акту № о несчастном случае на производстве от 07 ноября 2022 года, кормач Т.Е.А. выпал из кузова через бортовой проем грузовой Газели, когда перекладывал пустые мешки, при этом ни за что не держался, машина находилась в движении.
На основании медицинского свидетельства о смерти № от 15 ноября 2022 года, смерть Т.Е.А. наступила от сепсиса, развившегося в результате травмы легкого и множественных переломов ребер, полученных при падении с одного уровня на другой, на ферме.
Согласно п.10 ч.3 ст.214 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
В соответствии со ст.219 Трудового кодекса РФ, обучение по охране труда – процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями – индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п.67 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 (далее Правила №2464), обучение работников требованиям охраны труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда, требования к организации которой установлены положениями раздела VII настоящих Правил. Результаты проверки знания требований охраны труда после обучения требованиям охраны труда оформляются в соответствии с пунктами 91-93 настоящих Правил.
В соответствии с п.68 Правил №2464, проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью проведения инструктажа по охране труда и обучения по охране труда и направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при инструктаже по охране труда и обучении по охране труда.
Согласно п.91 Правил №2464, результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда. Допускается оформление единого протокола проверки знания требований охраны труда работников в случае, если обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты проводятся в рамках обучения требованиям охраны труда. Протокол проверки знания требований охраны труда работников может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по охране труда.
Т.Е.А. был принят в комбикормовый цех СПК «Звениговский» на должность кормача с 27 мая 2022 года, что подтверждается трудовым договором №247 от 26 мая 2022 года.
Согласно карте специальной оценки условий труда № от 20.08.2019, для должности кормача (рабочего по развозу кормов), установлен класс условий труда – 3.2.
20 мая 2020 года директором СПК «Звениговский» утверждена программа обучения по охране труда кормача, согласно которой работа кормача заключается в выполнении подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, погрузке, разгрузке, перемещении вручную или на тележках и штабелирование различных грузов. Кормач должен знать: правила погрузки, выгрузки, перемещения и укладки грузов. Устройство тары и способы закрепления перевозимых грузов. Порядок сортировки грузов. Порядок оформления приемо-сдаточных и сопроводительных документов. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации;
Согласно протоколу № от 20.01.2022 Тихонов Е.А. вписан крайним под №, как прошедший внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников комбикормового цеха по «Программе обучения по охране труда для работников комбикормового цеха».
В СПК «Звениговский» Т.Е.А. приступил к исполнению своих трудовых обязанностей на должности кормача 27 мая 2022 года на основании трудового договора от 26 мая 2022 гожа, в связи с чем не мог пройти проверку знаний требований охраны труда работников комбикормового цеха по «Программе обучения по охране труда для работников комбикормовой цеха» 20 января 2022 года.
Таким образом, указанные сведения в отношении Т.Е.А. в протоколе № от 20.01.2022, являются недействительными.
В нарушение ст.ст.214, 219 Трудового кодекса РФ, п.п.67, 68, 91, 92 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №, СПК «Звениговский» допустило к работе Т.Е.А. 07 ноября 2022 года без прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ.
Административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях СПК «Звениговский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Установленные должностным лицом в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствующие о нарушении СПК «Звениговский» законодательства о труде, нашли подтверждение при рассмотрении жалобы.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях СПК «Звениговский» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина СПК «Звениговский» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 21 апреля 2023 года; трудовым договором от 26 мая 2022 года №; распоряжением (приказом) о проведении расследования несчастного случая от 15 ноября 2022 г. №; извещением о несчастном случае; копией медицинского свидетельства о смерти; актом судебно-медицинского исследования № от 14 декабря 2022 года; копией заключения эксперта № от 09 января 2023 года; фотоматериалом; протоколом осмотра места несчастного случая от 07 ноября 2022 года; протоколами опроса очевидцев несчастного случая Ф.Л.А., В.Ю.В., Я.В.Т., Ч.В.Н.,И.В.А., копией путевого листа № от 07 ноября 2022 года, копией должностной инструкции от 01 декабря 2019 года; копией должностной инструкции от 20 декабря 2019 года; приказом о приеме работника на работу № от 26.05.2022; личной карточкой работника Т.Е.А.; протоколом № заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников комбикормового цеха от 20 января 2023 года; актом № о несчастном случае на производстве от 07 ноября 2022 года и другими материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании имеющихся в деле доказательств должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о доказанности совершения СПК «Звениговский» указанного выше административного правонарушения, СПК «Звениговский» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, несмотря на ранее выявленный факт аналогичного нарушения трудового законодательства при расследовании несчастного случая от 28 августа 2022 года (постановление № от 06 апреля 2023 года).
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для назначения наказания ниже низшего предела, либо снижения размера назначенного штрафа материалы дела не содержат и в жалобе не приведены, в связи с чем доводы жалобы о несоответствии размера назначенного штрафа совершенному правонарушению, его значительности для заявителя и необходимости его снижения подлежат отклонению.
С учетом изложенного, привлечение СПК «Звениговский» к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, его последствий, в связи с чем, законных оснований для отмены и или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 07-09/2022/░░/8 ░░ 03 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 130000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░.░.