Дело № 2-6978/2023
УИД 23RS0047-01-2023-006007-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 21 сентября 2023 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Овдиенко В.Е.,
при секретаре Феленюк А-Е.С.,
с участием:
помощника прокурора Лобашовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Краснодара к ИП Маркузову Льву А. об обязании совершить действия,
установил:
Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара обратился в суд с иском к ИП Маркузову Л.А. об обязании совершить действия. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой округа по обращению Носкова Г.Г. с привлечением специалистов ОНД и ПР г. Краснодара ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности при эксплуатации ИП Маркузовым Л.А. нежилых помещений с массовым пребыванием людей при осуществлении деятельности по оказанию развлекательных услуг в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Проверкой установлен факт нарушения требований пожарной безопасности. Просил обязать индивидуального предпринимателя Маркузова Л.А., в течение 30 дней с момента вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу устранить нарушения, выявленные в нежилых помещениях №№28,45,46,47,71,71/1 и части помещений 27 и 48 литер под/А, А, Подвала 1 здания, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить эвакуационные пути из помещений; представить документы, характеризующие показатели пожарной опасности материала межкомнатных перегородок; обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) не менее 2-х огнетушителей; на путях эвакуации во внутренний двор обеспечить эвакуационную лестницу ступенями одинаковой высоты проступи; оснастить лестницу в южной части ограждениями с поручнями; провести проверку состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций кровли; обеспечить запор свободное открывание изнутри без ключа двери на пути эвакуации из квест-комнаты; обеспечить исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации; обеспечить исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации межпотолочного пространства; предусмотреть горизонтальную входную площадку с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери перед наружной дверью (эвакуационным выходом); предусмотреть аварийное освещение на путях эвакуации; обеспечить порядковыми номерами огнетушители, установленные на объекте защиты; обеспечить наличие журнала эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 ППР); устранить под лестничной клеткой, ведущей в северную часть здания, складирование горючих материалов.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, неопределенного круга лиц.
Прокуратурой округа по обращению Носкова Г.Г. с привлечением специалистов ОНД и ПР г. Краснодара ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности при эксплуатации ИП Маркузовым Л.А. нежилых помещений с массовым пребыванием людей при осуществлении деятельности по оказанию развлекательных услуг в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно договору аренды нежилого от 17.03.2021 помещения ООО «Управляющая компания» передает ИП Маркузову Л.А., а ИП Маркузов Л.A, принимает в аренду нежилые помещения №№28,45,46,47,71,71/1 и часть помещений 27 и 48 литер под/А, А, Подвал 1, находящиеся в здании, расположенном по адресу: <адрес>, для использования под офис, в котором одновременно может находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. 4.1.5 договора на арендатора возложена обязанность исполнять правила пожарной и электробезопасности, действующие на территории.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» под местом массового пребывания людей (далее - объект с массовым пребыванием людей) понимается как специально отведенная территория, так и объекты различных сфер деятельности (торговоразвлекательные комплексы, ночные клубы, рестораны, производственные помещения, и т.п.), на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В развитие статьи 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЭ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в российской Федерации основывается на принципах приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 3.1. п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Привлеченными к участию в проверке специалистами отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Краснодара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- эвакуационные пути не обеспечивают безопасную эвакуацию людей из помещений (п. 1, п. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3);
- не представлены документы, характеризующие показатели пожарной опасности материала межкомнатных перегородок (п. 25 ППР; ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3);
- индивидуальный предприниматель не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) не менее 2-х огнетушителей (п. 400 ППР);
- на путях эвакуации во внутренний двор эвакуационная лестница имеет ступени различной высоты проступи (ст. 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);
- лестница в южной части не оснащена ограждениями с поручнями (ст. 4, 6, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020);
- руководителем организации не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций кровли (п. 13 ППР);
- запор двери на пути эвакуации из квест-комнаты не обеспечивает свободное открывание изнутри без ключа (п. 35 ППР);
- система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (индикация датчиков отсутствует, часть датчиков в коридоре свисает с потолка) (ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ; п. 54 ППР);
- система автоматической пожарной сигнализации межпотолочного пространства находится в неисправном состоянии (индикация датчиков отсутствует) (ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 54 ППР);
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом) не предусмотрена горизонтальная входная площадка с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.2.21 СП 1 13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-Ф3; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковые номера (п. 407 ППР);
- отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 ППР);
- под лестничной клеткой, ведущей в северную часть здания, допущено складирование горючих материалов (п.23 ППР).
Выявленные нарушения подтверждаются справкой ОНД и ПР города Краснодара ГУ МЧС России по краю от 19.06.2023 № 1376-9-24-28.
Учитывая, что осуществление деятельности по оказанию развлекательных услуг в здании, расположенном по адресу: <адрес>, не соответствует законодательству в сферах пожарной безопасности, пребывание в нем на постоянной основе граждан влечет угрозу их жизни и здоровью, что является нарушением статей 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Вместе с тем, в соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Сложившаяся в настоящее время ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия всего комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в том числе повышения уровня противопожарной безопасности и защищенности объекта.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве одного из способов защиты права предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из содержания ст. 1065 ГПК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Принимая во внимание установленный факт нарушения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Краснодара к ИП Маркузову Льву А. об обязании совершить действия, удовлетворить.
Обязать ИП Маркузова Льва А. в течение 30 дней с момента вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу устранить нарушения, выявленные в нежилых помещениях №№28,45,46,47,71,71/1 и части помещений 27 и 48 литер под/А, А, Подвала 1 здания, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить эвакуационные пути из помещений;
- представить документы, характеризующие показатели пожарной опасности материала межкомнатных перегородок;
- обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) не менее 2-х огнетушителей;
-на путях эвакуации во внутренний двор обеспечить эвакуационную лестницу ступенями одинаковой высоты проступи;
- оснастить лестницу в южной части ограждениями с поручнями;
-провести проверку состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций кровли;
- обеспечить запор свободное открывание изнутри без ключа двери на пути эвакуации из квест-комнаты;
- обеспечить исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации межпотолочного пространства;
- предусмотреть горизонтальную входную площадку с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери перед наружной дверью (эвакуационным выходом);
- предусмотреть аварийное освещение на путях эвакуации;
- обеспечить порядковыми номерами огнетушители, установленные на объекте защиты;
- обеспечить наличие журнала эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 ППР);
- устранить под лестничной клеткой, ведущей в северную часть здания, складирование горючих материалов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд в течение 30-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Е. Овдиенко
Мотивированное решение
изготовлено 28.09.2023
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.Е. Овдиенко