Судебный акт #1 (Приговор) по делу № 1-967/2023 от 05.09.2023

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ             <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Магомедова Р.А., при секретаре Эминове Ш.Х., с участием государственного обвинителя Ашырова А.Х., Ибрагимовой Д.М., Шураевой А.М., подсудимого К.А.А., его защитников адвокатов Агаевой Н.С., представившего удостоверение и ордер , Зайналова Г.И., представившего удостоверение и ордер , рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес> РД, <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, имеющего 3-х детей, не работающего, пенсионера, <данные изъяты>, невоеннообязанного, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159.2 УК РФ,

Установил:

К.А.А. совершил мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере при следующих обстоятельствах:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. №216 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц», (далее по тексту Постановление от 21.03.2016 № 216) утверждена Государственная программа по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц на 2015 - 2020 годы (далее Государственная программа).

В целях реализации Государственной программы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 216 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц (далее Правила).

Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

В целях реализации Государственной программы по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, Правительством Республики Дагестан издано постановление от 19.08.2011 № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» (далее по тексту Порядок).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, распространяются на следующие категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 08.12.2010 №342–ФЗ (2.1) обеспечение граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ним членов их семей, осуществляется за счет федерального бюджета по выбору гражданина, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

По Республике Дагестан обеспечение граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей предусмотрено в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с п. 2.1 Порядка для обеспечения жилым помещением гражданин подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:

выписка из приказа об увольнении с указанием основания увольнения;

выписка из решения органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения), принятого до ДД.ММ.ГГГГ;

справка с последнего места службы с указанием общей продолжительности службы в календарном исчислении на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

копия паспорта гражданина и членов его семьи;

справка о составе семьи со сведениями о проживании гражданина и членов его семьи по постоянному месту жительства;

копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

письменное обязательство о передаче в собственность Республики Дагестан жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, указанных в заявлении, и не имеющего обременений (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета имеющихся у них в собственности жилых помещений), по форме, утвержденной уполномоченным органом;

письменное обязательство гражданина и членов его семьи, указанных в заявлении, о расторжении договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищных фондах (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма), по форме, утвержденной уполномоченным органом; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем). Документы представляются в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии.

К.А.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в системе МВД по РД и уволен из органов внутренних дел на основании приказа Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с в специальном звании капитан милиции, с выслугой в календарном исчислении 11 лет, 00 месяцев, 00 дней.

К.А.А., при неустановленных обстоятельствах, месте, в неустановленный период времени, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, узнав о действии Порядка, и понимая, что не соответствует требованиям, предъявляемым данным Порядком к получателям единовременной денежной выплаты (далее по тексту ЕДВ), решил умышленно, из корыстных побуждений, совершить хищение бюджетных денежных средств при получении выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере.

Реализуя задуманное, К.А.А., в тот же период времени, достоверно зная, что он в нарушение п. 6 раздела 2 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», (далее по тексту Правила утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обладал необходимым стажем службы в ОВД в календарном исчислении, который составляет 10 лет и более, и не мог относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, а также зная о том, что в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» до ДД.ММ.ГГГГ он не был принят органами местного самоуправления на учет в качестве лица нуждающегося в жилых помещениях, разработал преступный план, включающий приискание поддельных документов, подтверждающие принятие его до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления на учет в качестве лица нуждающегося в жилых помещениях и последующее их представление в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее по тексту Минстрой РД) с целью незаконного получения ЕДВ.

Во исполнение вышеуказанного преступного плана, К.А.А., при неустановленных обстоятельствах, месте и времени, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, получил выписку от ДД.ММ.ГГГГ из постановления главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ , содержащую заведомо ложные сведения о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, как уволенного из ОВД, а также справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он и члены его семьи жилым помещением из муниципального жилищного фонда не были обеспечены, которые в тот же период времени, при неустановленных обстоятельствах и месте, глава МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО3 подписал и заверил оттиском гербовой печати администрации указанного муниципального образования.

Затем, К.А.А., реализуя задуманное, ДД.ММ.ГГГГ, достоверно зная, что в нарушение п. 6 раздела 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, он по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обладал необходимым стажем службы в ОВД в календарном исчислении, который составляет 10 лет и более, и не мог относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, а также, что до ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления он не был принят на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, в нарушение требований Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения материального ущерба государству, в лице Минстроя РД и желая их наступления, находясь в административном здании Минстроя РД, по адресу: <адрес> из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение, относительно наличия оснований предоставления ЕДВ, обратился в Минстрой РД по указанному адресу, с заявлением об обеспечении его и членов его семьи, в количестве 9 лиц, жилым помещением в форме ЕДВ, к которому приложил следующие документы: выписку из приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ л/с, с указанием основания увольнения; выписку из постановления от ДД.ММ.ГГГГ за за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, содержащую заведомо ложные сведения о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, как уволенного из ОВД; справку от ДД.ММ.ГГГГ за о том, что он и члены его семьи жилым помещением из муниципального жилищного фонда не были обеспечены; справку о составе семьи К.А.А. из администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ; справку из УОТО МВД по Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о том, что К.А.А. жильём не обеспечивался и денежные средства для его приобретения не выделялись; справку из ЦФО МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что выслуга лет в ОВД у К.А.А. составляет 10 лет; копии паспортов, свидетельств о рождении детей и заключении брака. Кроме того, не позднее ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к данным документам К.А.А. представлены в Минстрой РД по вышеуказанному адресу следующие документы: решение Карабудахкентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ о признании членами семьи К.А.А.; ответ на запрос из Администрации МО «<адрес>» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ; справку о составе семьи ФИО22 из Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ К.А.А., в продолжение реализации своего преступного умысла, из корыстных побуждений, умышленно, с целью хищения денежных средств при получении выплат путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение относительно наличия оснований предоставления ЕДВ, вновь обратился в Минстрой РД, по указанному адресу, с заявлением об обеспечении его и членов его семьи в количестве 9 лиц, жилыми помещениями в форме ЕДВ, к которому приложил следующие документы: свидетельство Минстроя РД за .2-5740/17 от ДД.ММ.ГГГГ; реквизиты банковского счета ПАО «Сбербанк», открытого на его имя; копию свидетельства о государственной регистрации права; копию договора купли-продажи земельного участка; письменное обязательство построить за счет средств ЕДВ жилой дом на приобретенном им земельном участке, с последующим оформлением в общую долевую собственность всех членов его семьи.

ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных К.А.А. указанных документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения, министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО13, в соответствии с указанным Порядком, издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении К.А.А. ЕДВ на строительство жилого помещения в размере <данные изъяты>, из расчета 180 кв.м., на семью из 10 человек.

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного приказа и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ , со счета Минстроя РД , открытого Управлением федерального казначейства по <адрес> в Отделении Национального банка Республики Дагестан, расположенном по адресу: РД, <адрес>, на счет , открытый в ПАО «Сбербанк» по адресу: РД, <адрес>, на имя К.А.А., произведено перечисление денежных средств в сумме <данные изъяты> в качестве ЕДВ на строительство жилого помещения, которыми К.А.А. получил возможность распоряжаться по своему усмотрению. В последующем, К.А.А., полученные в качестве ЕДВ денежные средства в сумме <данные изъяты> на цели ЕДВ не использовал, а похитил и использовал по своему усмотрению, в результате чего Минстрою РД причинен материальный ущерб в особо крупном размере на указанную сумму.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый К.А.А. полностью признал вину в совершении указанного преступления, раскаялся в содеянном, показал, что с 2000 по 2010 гг. он работал на разных должностях в МВД по РД, до увольнения проработал на должности дознавателя ОВД по <адрес> РД. Во время работы от коллег и сельчан ему стали известны условия и порядок получения ЕДВ сотрудникам ОВД, а именно, что лица, состоящие до 2005 г. на учете в органе местного самоуправления по месту жительства, и имеющие стаж службы в правоохранительных органах 10 лет и более, могут получить из Минстроя РД ЕДВ. В администрацию по месту жительства, т.е. в МО «<адрес>» <адрес> с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он обращался, однако его заявление не обнаружили, после чего он задним числом написал заявление на имя главы администрации <адрес> РД, чтобы его поставили на учет, датировав его 2004 годом. Получив соответствующее распоряжение, он, собрав весь пакет документов, обратился в Минстрой РД, в 2017 году получил указанные денежные средства. Данные денежные средства он потратил на операцию своей больной мамы, ремонт дома и возврат долгов. В настоящее время он частично, в размере <данные изъяты>, возместил ущерб, обязуется и дальше погашать его. Обстоятельства совершения преступления, изложенные в обвинении, полностью подтверждает, при получении ЕДВ ему никто не помогал, кому-либо денежные средства не передавал.

Помимо признания вины подсудимым его вину в совершении указанного преступления подтверждают исследованные судом в судебном заседании следующие доказательства.

Показания представителя потерпевшего ФИО19, оглашенные в суде, из которых следует, что Минстрой РД является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета РД, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РД №280 утвержден Порядок обеспечения на территории РД за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ действует новый порядок. Пунктом 2 данного постановления Правительства РД уполномоченным органом исполнительной власти РД по обеспечению на территории РД за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним, определен Минстрой РД. В целях реализации ФЦП «Жилище» на 2015-2020, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 №216 утверждены Правила предоставления в 2017 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществления, органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц. Правила определяют порядок предоставления субвенций по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

Федеральным законом от 08.12.2010 №342-ФЗ (2.1) обеспечение граждан нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ним членов их семей осуществляется за счет федерального бюджета по выбору гражданина, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

По Республике Дагестан обеспечение граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 №342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства РД от 19.08.2011    №280 для обеспечения жилым помещением гражданин подает заявление, к которому прилагаются следующие документы:

выписка из приказа об увольнении с указанием основания увольнения;

выписка из решения органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения), принятого до ДД.ММ.ГГГГ;

справка с последнего места службы с указанием общей продолжительности службы в календарном исчислении на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

копия паспорта гражданина и членов его семьи;

справка о составе семьи со сведениями о проживании гражданина и членов его семьи по постоянному месту жительства;

копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

письменное обязательство о передаче в собственность РД жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, указанных в заявлении, и не имеющего обременений (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета имеющихся у них в собственности жилых помещений), по форме, утвержденной уполномоченным органом;

письменное обязательство гражданина и членов его семьи, указанных в заявлении, о расторжении договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищных фондах (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма), по форме, утвержденной уполномоченным органом;

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем).

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим пунктом, запрещалось.

Вышеуказанные документы поступали в общий отдел на регистрацию, а затем руководством Министерства передавались на рассмотрения в подразделения. Укомплектованность учетных дел и принятия соответствующего решения о выдаче ЕДВ или отказа принимается специально созданной комиссией. Согласно постановлению Правительства РД, ответственность за достоверность сведений в представленных для получения ЕДВ документах, несет заявитель.

Учетное дело К.А.А. сформировано в соответствии с Порядком, требуемая комплектность документов соблюдена, К.А.А. произведена выплата ЕДВ в размере <данные изъяты>. В соответствии с представленными документами расчет ЕДВ произведен из расчета необходимости обеспечения общей площадью жилья 180 кв. м для семьи из 10 чел. (10х18=180кв.м). Порядок не возлагал на заявителя обязанность представления выписок из ЕГРН о правах гражданина и членов его семьи на имеющиеся и имевшиеся у них за последние 5 лет жилые помещения. В силу пункта 2.1. Порядка требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим пунктом, запрещалось, поэтому Минстрой РД не вправе был запрашивать выписки из Росреестра. Согласно подпункту 1.3.3. Порядка в случае если у гр-на и (или) у членов его семьи имеется жилое помещение (ЖП), принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности или занимаемое по договору социального найма, из нормы предоставления ЖП (предоставления ЕДВ) вычитается общая площадь имеющегося в собственности или по договору социального найма жилого помещения. В этом отношении наличие земельного участка правового значения не имеет.

При изложенных обстоятельствах усматривается несоблюдение администрацией <адрес> требований Закона РД от 03.02.2006 года № 2 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>». При надлежащем исполнении требований данного закона в части ежегодной перерегистрации учета нуждающихся, данный факт наличия жилья у семьи ФИО22 был бы выявлен, и данный гражданин подлежал снятию с учета в соответствии со статьей 56 ЖК РФ.

По представленным на проверку (изъятым) УЭБ и ПК МВД по РД копиям протоколов заседаний администрации <адрес> о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Перечня рассматриваемых вопросов на заседании административного Совета <адрес>, Выписки из заседания жилищно-бытовой комиссии Администрации <адрес> установлено, что в 2004 г. согласно протоколам заседаний администрации <адрес> не рассматривался вопрос о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нарушена хронология перечня рассматриваемых вопросов на заседании административного Совета <адрес>, соответственно Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является недостоверным, и представленная К.А.А. в Минстрой РД к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ выписка постановления муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не соответствует действительности. Действиями К.А.А., который путем предоставления в Минстрой РД недостоверных сведений незаконно получил ЕДВ, Минстрою РД причинен материальный ущерб в особо крупном размере в сумме <данные изъяты> т.2 л.д.239-246.

Показания свидетеля ФИО4, оглашенные в суде, из которых следует, что в 2004 году он исполнял обязанности главы администрации <адрес> РД. В этот период на его имя уволенные военнослужащие или сотрудники правоохранительных органов с заявлениями о постановке их на учет в администрации МО «<адрес>», как нуждающиеся в улучшении жилищных условий не обращались. До ДД.ММ.ГГГГ комиссия в МО «<адрес>» для проведения проверки перед их постановкой на учет, не создавалась, комиссия, рассматривающая вопросы о постановке их на учет, как нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, также не создавалась. С К.А.А. он знаком, как с односельчанином, в период исполнения им обязанностей главы администрации МО «<адрес>» <адрес>, К.А.А. с заявлением о постановке его на учет в администрацию села, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не обращался. Заявление К.А.А. он не принимал и не рассматривал, постановление о постановке его на учет в улучшении жилищных условий, не выносил. Формировался ли в МО «<адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ список очередников из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, ему неизвестно. Выписку из постановления о постановке К.А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО «<адрес>», он К.А.А. не выдавал, кем она выдана, не знает. Папка с протоколами заседаний администрации <адрес> на 51 листе является подлинной, и в 2004 году действительно рассматривались данные вопросы. Указанный в папке - дубликате «дело » вопрос о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ходе заседания административного Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривался, и данный пункт является недостоверным. Из представленных ему на обозрение постановлений , 13 и 14 следует, что шрифт первых двух и третьего листов отличаются друг от друга, данные листы являются подложными, а третий является достоверным, он подписан им лично. Постановление является подложным, и не соответствует действительности. Данные папки велись управляющим делами администрации <адрес> ФИО5, до их сдачи в архив они хранились у секретаря ФИО5 т.3 л.д. 96-102.

Показания свидетеля ФИО5, оглашенные в суде, из которых следует, что с 1990 по 2019 год он работал секретарем администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, с 2006 г. данную должность переименовали на должность управляющего делами администрации. В период его работы каков был порядок постановки на учет военнослужащего или сотрудника правоохранительного органа в органе местного самоуправления, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не знает, до ДД.ММ.ГГГГ комиссия для проверки перед их постановкой на учет, не создавалась. С К.А.А. знаком как с жителем <адрес>, он с заявлением о постановке его на учет в администрацию <адрес>, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, к нему лично не обращался, проводились ли какие-либо проверки в его отношении перед постановкой на учет, его жилищных условий, заводилось ли на него учетное дело, ему не известно. Выписку из постановления о его постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий К.А.А. он не выдавал, ему неизвестно, состоял ли К.А.А. на учете в администрации МО «<адрес>», полагает, что данный документ является поддельным. Папка с протоколами заседаний администрации <адрес> на 51 листе является подлинной, в 2004 г. действительно рассматривались 31 вопрос и выносилось 31 постановление. Вопрос о постановке на учет К.А.А. не рассматривался, поэтому данное постановление отсутствует, кто создал постановление ему неизвестно. В папку «Дело 2», в которой на стр.54-58 содержатся подложные протокол и постановление заседания административного Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, кто их подложил, подпись на стр. 55 в документе «Перечень рассматриваемых вопросов на заседании административного Совета <адрес>» похожа на его подпись, при каких обстоятельствах данный документ был заверен его подписью, не знает. Если бы администрация приняла заявление К.А.А., то глава должен был поставить резолюцию (поручение) о рассмотрении заявления, но его заявление в администрации села, он не видел. Т.3 л.д. 63-70.

Показания свидетеля ФИО6, оглашенные в суде, из которых следует, что с 1996 до 2016 г. она работала на должности секретаря-машиниста в администрации <адрес>, о создании комиссии по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей неизвестно. С К.А.А. и членами его семьи она знакома, приходятся те ей односельчанами. В каких-либо комиссиях созданных в администрации МО «<адрес>» в 2004 году она участие не принимала, были ли созданы такие комиссии, обращался ли К.А.А. в администрацию «<адрес>», ей неизвестно. Кто мог подложить в папку «Дело » подложное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, ей неизвестно. Т.3 л.д. 59-62.

Показания свидетеля ФИО3, оглашенные в суде, из которых следует, что с 2008 по 2017 год он работал в должности главы администрации МО «<адрес>» <адрес>. На основании какого федерального закона производилась постановка уволенного военнослужащего или сотрудника правоохранительного органа на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему не известно. В должности главы администрации он вопросами о постановке на учет в органе местного самоуправления указанной категории лиц не занимался. С К.А.А. он знаком как с жителем <адрес>, он к нему лично с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий не обращался, проводились ли какие-либо проверки в отношении К.А.А., какие-либо мероприятия по проверке жилищных условий, ему неизвестно, в таких проверках он участие не принимал. Список очередников в администрации МО «<адрес>» он лично не формировал, участие при его создании также не принимал. Какие-либо правовые акты и иные документы о постановке на учет К.А.А. как нуждающегося в улучшении жилищных условий не издавались, издавались ли они кем-либо и когда-либо ему неизвестно. Выписку из постановления о постановке К.А.А. на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в МО «<адрес>» он не выдавал, кем и при каких обстоятельствах она была выдана, ему неизвестно, К.А.А. с просьбой выдать данное постановление к нему не обращался. Т.3 л.д. 83-89.

Показания свидетеля ФИО7, оглашенные в суде, по существу аналогичные показаниям свидетеля ФИО3, о неизвестности ему обстоятельств постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий К.А.А. в период его бытности главой администрации <адрес> с апреля 2017 г. по настоящее время и с 2014 по 2017 год, будучи исполняющим обязанности заместителя главы администрации, показав также, что К.А.А. к нему с таким заявлением не обращался, о проведении проверок его жилищных условий, формировании учетного дела на него, ему неизвестно. Т.3 л.д. 90-95.

Показания свидетеля ФИО8, оглашенные в суде, из которых следует, что она является матерью К.А.А., у них есть родительский дом в <адрес>, в котором она живет с семьей. Обращался ли её сын К.А.А. в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, проверялись ли комиссией его жилищные условия, издавалось ли администрацией постановление от ДД.ММ.ГГГГ о его постановке на учет, обращался ли он в Минстрой РД с заявлением на получение ЕДВ, каким образом им израсходованы полученные деньги, обязался ли он построить домовладение на земельном участке, ей неизвестно. Т.3 л.д. 45-48.

Показания свидетелей К.А.А. (т.3 л.д. 49-52), ФИО9 (т.3 л.д.71-74), К.А.А. (т.3 л.д. 75-78), ФИО10 (т.3 л.д. 79-82), по существу аналогичные показаниям свидетеля ФИО8, изложенным выше.

Протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен ГРКЦ Национальный Банк РД в <адрес>, откуда перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>. Т.2 л.д. 177-181.

Протокол осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен земельный участок за кадастровым номером 05:09:000034:1766, расположенный по адресу: РД, <адрес>, местность «Къызыл-палчыкълар», на котором К.А.А. обязался построить домовладение, но не выполнил взятые на себя обязательства. Т.3 л.д. 53-58.

Протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены документы учетного дела К.А.А., изъятые из администрации <адрес> РД в ходе обследования помещений ДД.ММ.ГГГГ т.3 л.д. 147-166.

Протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены документы из учетного дела К.А.А., изъятого из Минстроя РД. Т.3 л.д. 170-189.

Протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены папки с протоколами заседаний администрации <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и «Дело » с протоколами заседаний администрации <адрес> за 2004 год, из которого следует, что в папке б/н постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за «О постановке на учет К.А.А. в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий», не имеется, в папке «Дело » путем внесения недостоверных сведений подложено данное постановление. Т.3 л.д. 114-127.

Протокол выемки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому из администрации МО «<адрес>» изъяты похозяйственные книги № «м» и 4 «м». т.3 л.д. 27-30.

Протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены похозяйственные книги № «м» и 4 «м» администрации МО «<адрес>», из которых следует, что в похозяйственной книге «м» по лицевому счету хозяйства , адрес <адрес>, имеются сведения о владельце дома ФИО11 в <адрес> с годом постройки 1959, материале и помещениях. Т.3 л.д. 103-107.

Протокол осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрена выписка по счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на К.А.А., на который были переведены денежные средства в сумме <данные изъяты>. Т.3 л.д. 135-144.

Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оттиски круглой печати МО «<адрес>» <адрес>, расположенные на выписке из постановления от 05.04.2004г., справке от 23.01.2015г., ответе на запрос за исх. от 23.01.2015г., соответствуют экспериментальным образцам оттисков печати МО «<адрес>» <адрес>. Оттиск круглой печати МО «<адрес>» <адрес> в справке от 23.01.2014г., и экспериментальные образцы оттисков печати МО «<адрес>» <адрес>, нанесены различными печатными формами. Т.4 л.д. 26-33.

Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подпись в графе «глава МО «<адрес>» ФИО3» в выписке из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в ответе на запрос от 23.01.2015г., в справке от 23.01.2014г. выполнена не К.А.А., не ФИО14, а ФИО3 Рукописная запись и подпись в Обязательстве от 06.09.2017г. в графе «К.А.А.», выполнена К.А.А. Рукописный текст и подпись в заявлениях К.А.А. на имя ФИО3 и ФИО4 выполнены К.А.А. Рукописный текст и подпись в заявлении К.А.А. Министру САиЖКХ РД ФИО13 от 08.09.2017г., выполнена К.А.А. т.4 л.д. 42-55.

Протокол обследования здания Минстроя РД по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому изъято учетное дело К.А.А. т.1 л.д. 215-248, т.2 л.д. 1-21.

Протокол обследования служебных помещений администрации МО «<адрес>» по адресу: РД, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где изъято учетное дело К.А.А. т.2 л.д.30-60.

Протокол обследования служебных помещений администрации МО «<адрес>» по адресу: РД, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, где изъят сшив документов с копиями протоколов заседаний администрации <адрес> за 2004 г. на 51 листе. Т.2 л.д.62-118.

Анализ исследованных судом указанных доказательств в их совокупности приводит суд к выводу о доказанности вины подсудимого в совершении указанного преступления. Проверив и оценив все исследованные судом доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 87,88 УПК РФ путем сопоставления между собой с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, суд признает их в совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела по существу и признает установленной ими вину К.А.А. в совершении мошенничества, то есть хищения денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.

Виновность К.А.А. в совершении указанного преступления подтверждается показаниями самого подсудимого в суде, показаниями представителя потерпевшего ФИО19, свидетелей ФИО4, ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО8 и других, заключениями экспертиз, другими письменными доказательствами, исследованными судом, изложенными выше.

Действия К.А.А. органом следствия квалифицированы правильно, и суд квалифицирует их по ч.4 ст.159.2 УК РФ.

Органом следствия К.А.А. обвиняется в совершении данного преступления группой лиц по предварительному сговору с неустановленными сотрудниками Минстроя РД, Администрации сел. Карабудахкент, другими неустановленными лицами, указав в обвинении, что он вступил в предварительный сговор с ними в неустановленные время, место и обстоятельства.

Представленными стороной обвинения доказательствами обстоятельства вступления К.А.А. в предварительный преступный сговор с указанными в обвинении лицами, время и место вступления достоверно не установлены, такие обстоятельства судом также не установлены. Из представленных доказательств сделать однозначный вывод о наличии предварительного сговора К.А.А. с неустановленными лицами на хищение бюджетных денежных средств, которыми он завладел, при установленных судом обстоятельствах не представляется возможным.

При указанных обстоятельствах квалифицирующий признак хищения «группой лиц по предварительному сговору» суд находит необходимым исключить из обвинения, предъявленного К.А.А.

В соответствии со ст.ст. 6,43,60-63 УК РФ при назначении наказания суд учитывает требования закона о справедливости наказания, его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам совершения и личности виновного, необходимости назначения наказания в целях восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, обстоятельства смягчающие наказание, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.

К.А.А. не судим, признал вину и раскаялся в содеянном, характеризуется положительно, является инвалидом <данные изъяты> группы вследствие военной травмы, ветераном боевых действий, на учетах в психиатрии и наркологии не состоит, имеет семью и детей, несовершеннолетнего ребенка и престарелых родителей на иждивении, страдает различными заболеваниями, в том числе головного мозга, частично возместил причиненный ущерб.

Данные обстоятельства суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание в соответствии с ч.2 ст. 61 УК РФ.

Суд также учитывает обстоятельством, смягчающим наказание в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 61 УК РФ наличие у него на иждивении 2-х малолетних детей.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, с учетом характера и общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, суд считает возможным исправление К.А.А. лишь при назначения наказания в виде лишения свободы.

Для назначения более мягкого вида наказания, применения правил ч.6 ст. 15 УК РФ, замены лишения свободы принудительными работами суд не находит оснований с учетом общественной опасности и характера совершенного преступления и личности подсудимого.

Для применения правил ст. 64 УК РФ и назначения наказания ниже низшего предела санкции ч.4 ст. 159.2 УК РФ, суд не усматривает оснований, поскольку данной санкцией не предусматривается нижний предел наказания в виде лишения свободы, для назначения другого более мягкого вида наказания, чем предусмотрено санкцией ч.4 ст. 159.2 УК РФ суд не усматривает исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью и поведением виновного, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления.

С учетом установленных судом обстоятельств совершения преступления и личности К.А.А., смягчающих наказание обстоятельств, материального и семейного положения подсудимого, необходимостью возмещения ущерба, суд приходит к выводу о неназначении ему дополнительных наказаний в виде ограничения свободы и штрафа, а также лишения прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч.3 ст. 47 УК РФ.

Обстоятельств нуждаемости подсудимого в прохождении лечения от наркомании или медицинской и социальной реабилитации, а также оснований для постановления приговора без назначения наказания, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела, в том числе, с применением судебного штрафа, или применения отсрочки отбывания наказания, обстоятельств возможности или необходимости применения принудительных мер медицинского характера, судом не установлено.

С учетом установленных судом смягчающих наказание обстоятельств, изложенных выше, состояния здоровья подсудимого, суд считает возможным исправление К.А.А. при назначении наказания условно с применением правил ст. 73 УК РФ.

Меру пресечения подсудимому К.А.А. суд считает необходимым оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: документы, изъятые в ходе выемок, суд считает необходимым хранить в уголовном деле.

Гражданский иск потерпевшего суд считает необходимым удовлетворить на сумму причиненного преступлением ущерба в невозмещенной части.

Арест, наложенный постановлением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на земельные участки, принадлежащие К.А.А., суд считает необходимым сохранить до исполнения приговора в части гражданского иска.

Руководствуясь ст. ст. 303-304, 307-309 УПК РФ, суд

Приговорил:

Признать виновным К.А.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159.2 УК РФ и назначить ему наказание 3(три) года лишения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 3(три) года. Обязать К.А.А. в период испытательного срока не менять постоянное место жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за поведением условно осужденного.

Меру пресечения подсудимому К.А.А. подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: выплатное дело К.А.А., его заявление в администрацию МО «Карабудахкент», другие документы, изъятые в ходе выемок, хранить в уголовном деле.

Гражданский иск потерпевшего удовлетворить частично. Взыскать с К.А.А. в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан <данные изъяты> в счет возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением.

Арест, наложенный постановлением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в местности «Таха», с кадастровой стоимостью <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в местности «Къызыл-палчыкълар», с кадастровой стоимостью <данные изъяты>, принадлежащие К.А.А., сохранить до обращения приговора к исполнению в части гражданского иска.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение 15 суток со дня провозглашения. Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Судья Р.А.Магомедов.

1-967/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Ашыров А.Х., Ибрагимова Д.М. и Шураева А.М.
Другие
Агаева Н.С.
Зайналов Г.И.
Керимгаджиев Абдулмукмин Абдулмуслимович
Гулмагомедов Ислам Лукманович
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедов Рашидхан Абдулкадирович
Статьи

ст.159.2 ч.4 УК РФ

Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация поступившего в суд дела
05.09.2023Передача материалов дела судье
19.09.2023Решение в отношении поступившего уголовного дела
03.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Провозглашение приговора
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Приговор)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее