Дело № 2-2604/23
50RS0052-01-2023-000066-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2023 года г.о. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Жуковой К.В.,
при секретаре судебного заседания Дуняшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Щелково, ФИО2 о нечинении препятствий, об установлении границ земельного участка и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец, ФИО1, является членом кооператива СНТ «Звездочка-1» с 2021 года, владеет участком за № площадью № кв. м. по адресу: <адрес> который находится в пользовании семьи истца с момента создания кооператива. В 2022 году ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру для установления границ своего участка, землеустроителем была составлена схема расположения участка, истицей подано заявление в Администрацию г. о. Щелково о предварительном согласовании предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена, в чем было отказано по причинам, изложенным в Решении от 24. 06. 2022 года № Р№
Кроме того, собственником участка №, ФИО2, нарушаются права истца в связи с тем, что ответчик ФИО2 периодически передвигает свой забор частично или полностью в сторону участька истца, а также демонтировала и возвела ограждение высотой более 2 метров и выполнила из металлического профлиста, что является нарушением СНиП 30-02-97.
На основании изложенного истец, уточнив требования, просит определить границу земельного участка и признать на него право собственности, обязать ответчика демонтировать ограждение.
В судебном заседании истец и действующий на основании доверенности её представитель Гоц Е.Э., заявленные требования в их уточнении поддержали, просили установить границы по варианту № экспертного заключения, составленного на основании определения суда, настаивая на том, что передвижение границ слишком затратно для всех участников спора, которые также не возражают против установления границ по варианту, выбранному истцом.
В судебном заседании ответчик ФИО2 не возражала против удовлетворения требований истца об установлении границ земельного участка по варранту № экспертного заключения.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Щелково, действующий на основании доверенности, против варианта № (по фактическому пользованию, ЕГРН и красной линией в Проекте межевания территории СНТ «Звездочка-1», утвержденного Постановлением № Главы городского поселения Щелково от 03. 10. 2013 года) не возражала в связи с тем, что Проект утвержден и участок истца находится в границах СНТ.
В судебное заседание третье лицо, собственник участка №, ФИО3, не явилась, ранее суду сообщала, что пришли с истцом к согласию не двигать заборы между участками в связи с большими материальными затратами, в связи с чем она согласилась с вариантом, испрашиваемым ФИО1
Третье лицо, СНТ «Звездочка-1» извещен, представителя в суд не направили, в представленном суду заявлении указали, что согласны с вариантом № экспертизы, а также о том, что граница участка 81 неизменна с 1984 года.
Третье лицо Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> представителя в судебное заседание не направил, извещался о его проведении должным образом, возражений по существу требований не представил.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, допроси эксперта, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 59 ЗК РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 11.3. Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как следует из материалов дела Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО № от 11. 03. 1980г. закреплено по фактическому пользованию 6,6 Га за садоводческим коллективом «Звездочка». Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО №от 13.04.1982г. зарегистрирован Устав СНТ «Звездочка-1». Решением Исполкома Щелковского горсовета народных депутатов МО № от 12.04.1985г. закреплены границы земельного участка за НПО «Исток» под коллективное садоводство «Звездочка-1» с выдачей Госакта А-1 № на право пользования землей. Постановлением Главы Администрации ЩР МО № от ДД.ММ.ГГГГ перерегистрирован Устав СНТ «Звездочка-1».
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г., государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 7 названного Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площади.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Для установления юридически значимых обстоятельств, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО5
Из заключения эксперта установлено следующее.
Так, в рамках исследования экспертом было произведено сравнение фактических границ исследуемых земельных участков с границами в соответствии с утверждённым проектом межевания. Установлены разночтения местоположения фактической границы земельного участка № с реестровыми границами других (иных) земельных участков, не являющихся объектами экспертизы, а именно с земельными участками с кадастровыми номерами № и №. Так же, следует обратить внимание, что в проектной документации отражены границы земельного участка, соответствующего Государственному акту о выделении земельного участка СНТ «Звездочка-1» (стр. 12-15 гр. дела №), которые частично расположены внутри исследуемых земельных участков (см. рис.2 и 3 Приложения №).
В этой связи, эксперт подготовил 3 (три) варианта установления границ земельных участков:
Вариант № – который, будет соответствовать фактическим границам, за исключением тех частей земельных участков, где имеется наложение границ смежных земельных участков уже внесенных в ЕГРН и не являющихся объектами экспертизы с кадастровыми номерами № и №. С фасадной стороны границы будут установлены в соответствии с проектом межевания, а именно красной линией, с целью сохранения ширины проезда установленной проектной документацией.
Вариант № – который, будет соответствовать проектной документации, при этом так же будут приняты границы смежных земельных участков, которые уже были установлены в соответствии с требованием действующего законодательства и не являются объектами экспертизы.
Вариант № – который, будет соответствовать проектной документации, при этом будет принята граница землеотвода СНТ «Звездочка-1» по государственному акту, что соответствует сведениям ЕГРН о границе земельных участков, расположенных в одной линии с исследуемыми объектами.
Наиболее приемлемый для сторон, в том числе третьих лиц, вариант № на установлении границ земельного участка по которому настаивает истец.
Таким образом, экспертом представлены три варианта установления границ земельного участка, по проекту межевания и ЕГРН и в соответствии с фактическому пользованию, с учетом ЕГРН и красных линий в Проекте межевания территории СНТ «Звездочка-1», утвержденного Постановлением № Главы городского поселения Щелково от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с границей землеотвода по государственному Акту А-1 № на право пользования землей.
Кроме того, экспертом установлено, что при установлении границ участка по предложенному варианту часть территории исследуемого земельного участка попадает в охранную зону ЛЭП, приаэродромную территорию. Однако ни одно из выявленных ограничений не является препятствием для предоставления исследуемого земельного участка. Расположение исследуемого земельного участка по представленным вариантам в каких-либо иных зонах, а также в составе земель (ограниченных) изъятых из оборота, не выявлено.
У суда нет оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы, поскольку эксперт обладает необходимой для производства такого рода экспертиз квалификацией, имеет необходимый стаж работы в данной сфере, предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, является лицом, не заинтересованным в исходе дела.
Допрошенный в судебном заседании эксперт подтвердил выводы, сделанные им в своём заключении, а также то обстоятельство, что по варианту № экспертного заключения нарушения прав иных землепользователей не усматривается.
Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.
В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 ФЗ 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.
На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8. ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Учитывая, что истец имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, отсутствует установленные законом основания для отказа истцу в таком предоставлении, экспертом установлены границы испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, суд считает необходимым иск удовлетворить в части установления границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок, а в удовлетворении требования об обязании ответчика демонтировать ограждения отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м, в следующих координатах:
Вариант № установления границ исследуемого земельного участка №расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в системе координат МСК-50. Зона 2, координаты определены методом спутниковых геодезических измерений (определений) | |||
№ точки | Координата X | Координата Y | Ср. квадр. погрешность положения характерной точки (Мt), м |
37 | 488918,26 | 2222770,37 | 0,20 |
45 | 488917,95 | 2222771,51 | 0,20 |
46 | 488916,61 | 2222776,38 | 0,20 |
47 | 488916,68 | 2222781,94 | 0,20 |
48 | 488917,32 | 2222783,80 | 0,20 |
27 | 488915,82 | 2222784,22 | 0,20 |
28 | 488912,54 | 2222785,34 | 0,20 |
29 | 488899,44 | 2222794,34 | 0,20 |
30 | 488890,32 | 2222800,96 | 0,20 |
31 | 488879,62 | 2222808,79 | 0,20 |
32 | 488874,28 | 2222812,53 | 0,20 |
49 | 488873,29 | 2222811,18 | 0,20 |
50 | 488875,90 | 2222808,98 | 0,20 |
38 | 488867,80 | 2222798,26 | 0,20 |
13 | 488873,75 | 2222794,02 | 0,20 |
12 | 488882,18 | 2222788,53 | 0,20 |
11 | 488894,03 | 2222779,96 | 0,20 |
10 | 488906,32 | 2222772,15 | 0,20 |
9 | 488911,27 | 2222771,25 | 0,20 |
8 | 488913,74 | 2222770,73 | 0,20 |
7 | 488916,07 | 2222770,44 | 0,20 |
37 | 488918,26 | 2222770,37 | 0,20 |
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м.
В удовлетворении исковых требований об обязании ФИО2 демонтировать металлическое ограждение в части забора – отказать.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.
Судья К.В. Жукова