Дело №12-24/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г.Исилькуль 26 апреля 2021 года
Судья Исилькульского городского суда Омской области Т.Г. Белобородова,
при секретаре И.Д. Селезневой,
рассмотрев в судебном заседании жалобу главного врача ЧУЗ «<данные изъяты>» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Исилькульского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. юридическое лицо Частное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ. в 15 часов 10 минут в результате проведения плановой проверки, согласно выполнения плана Главного управления МЧС России по Омской области проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021г. Частного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» <данные изъяты>», осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, с учетом специфики взрывопожарных и пожарных помещений в указанных зданиях, сооружениях; не организовано проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок; не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»; огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя; в помещении кабинета физиотерапии, прачечной и у южного запасного выхода на окнах установлены глухие решетки; на путях эвакуации не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации; в помещении гаража на южной стене допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком, предусмотренными конструкцией; план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТ Р12.2143-2009; стропила и обрешетки чердачного покрытия не подвергнуты обработке огнезащитными составами ГОСТ 53292; допускается размещение огнетушителей на полу без обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии; отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения; помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здание не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация. За указанное правонарушение ЧУЗ «<данные изъяты>» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.
На данное постановление главным врачом ЧУЗ «<данные изъяты>» подана жалоба, в обоснование которой указывает, что назначенное в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № не является справедливой мерой воздействия, совершено впервые, была возможность применить административное наказание в виде предупреждения. Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ. № по устранению требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах и по предотвращению угрозы возникновения пожара, частично выявленные нарушений устранены. Совершение административного правонарушения не отрицает, считает, что оно не является соразмерным содеянному и не отвечает принципу справедливости юридической ответственности. Указывает, что в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Полагает, что характер совершенного ЧУЗ «<данные изъяты>» административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, раскаяние в содеянном, совершение впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений, свидетельствуют об отсутствии в рассмотренном случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая вызывала бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф в размере 150 тысяч рублей. Размер указанного штрафа является крайне значительной суммой для учреждения здравоохранения, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, кроме административного штрафа усматривает и наказание в виде предупреждения. Просит постановление о назначении административного наказания главного государственного инспектора Исилькульского района пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ЧУЗ «<данные изъяты>» изменить, заменив административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 тысяч рублей на предупреждение.
В судебном заседании представитель по доверенности ЧУЗ «<данные изъяты>» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, факт совершения административного правонарушения не отрицает, указывает, что часть нарушений устранены, по части нарушений заключены договора на осуществление работ по устранению нарушений.
Государственный инспектор Исилькульского района по пожарному надзору ФИО3, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующий в деле, оценив доводы жалобы и представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 38 названного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Исходя из смысла п. 1 и п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организаций производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора Исилькульского района по пожарному надзору ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ. в период с 12.02.2021г. по ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ЧУЗ «<данные изъяты>» была назначена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ЧУЗ «<данные изъяты>» были выявлены нарушения, а именно: отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, с учетом специфики взрывопожарных и пожарных помещений в указанных зданиях, сооружениях; не организовано проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок; не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»; огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя; в помещении кабинета физиотерапии, прачечной и у южного запасного выхода на окнах установлены глухие решетки; на путях эвакуации не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации; в помещении гаража на южной стене допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком, предусмотренными конструкцией; план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТ Р12.2143-2009; стропила и обрешетки чердачного покрытия не подвергнуты обработке огнезащитными составами ГОСТ 53292; допускается размещение огнетушителей на полу без обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии; отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения; помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здание не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация.
На основании проведенной плановой проверки и составленного протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., главным государственным инспектором Исилькульского района по пожарному надзору ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление № в отношении ЧУЗ «<данные изъяты>».
Юридическое лицо – ЧУЗ «<данные изъяты>» несет ответственность за пожарную безопасность здания, обязано устранять нарушения обязательных требований пожарной безопасности, так как, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут, в том числе, собственники имущества, а так же лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии, с действующим законодательством.
Таким образом, юридическое лицо ЧУЗ «<данные изъяты>», являясь лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечило соблюдение требований пожарной безопасности.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд считает, что в действиях (бездействии) ЧУЗ «<данные изъяты>» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Всем обстоятельствам дела должностным лицом дана надлежащая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств и подтверждается материалами дела.
Порядок производства по делу об административном правонарушении проверен судом, каких-либо нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья отмечает следующее.
Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного учреждением административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Кроме того, судья учитывает то обстоятельство, что на момент вынесения обжалуемого постановления ЧУЗ «<данные изъяты>» были приняты меры к устранению нарушений.
Таким образом, учитывая финансовое положение юридического лица, являющегося учреждением здравоохранения, судья признает исключительными обстоятельствами и на основании положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ полагает необходимым назначить учреждению административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Исилькульского района по пожарному надзору ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ЧУЗ «<данные изъяты>» изменить.
Назначить ЧУЗ «<данные изъяты>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора Исилькульского района по пожарному надзору ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ЧУЗ «<данные изъяты>» оставить без изменения, жалобу ЧУЗ «<данные изъяты>» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Омский областной суд путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд.
Судья Т.Г. Белобородова