Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-578/2019 ~ М-379/2019 от 28.02.2019

Дело № 2-578/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республики Коми 19 марта 2019 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.

при секретаре Засориной С.Е.,

с участием помощника прокурора города Воркуты Республики Коми Маймановой Г.Г.,

представителя ответчика и третьего лица - Управления образования администрации МО ГО «Воркута» Хроль В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 6» г.Воркуты о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

установил:

прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к ответчику об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Парковая дом 20-А, г. Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обосновывая требования отсутствием такой, предусмотренной законом, информации.

Ответчик - МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты, исковые требования не признает. В отзыве на исковое заявление указывает, что в ходе проверки нарушений законодательства выявлено не было. На момент проверки и в настоящее время в МОУ ««Гимназия № 6» г.Воркуты нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, нуждающихся в создании доступной среды для беспрепятственного доступа к информации об объектах инфраструктуры. На настоящее время нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ не учитывают мероприятия по обеспечению возможности для беспрепятственного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Указывают о наличии кредиторской задолженности и отсутствии материальных средств для исполнения исковых требований.

Управление образования администрации МОГО «Воркута» поддержало отзыв МОУ «Гимназия №6», указав, что мероприятия для поэтапного повышения уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей Учреждения согласно плану будут реализованы к 2025 году.    

Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты и третьего лица - Управления образования администрации МО ГО «Воркута» с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на иск.

Представитель третьего лица Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.

В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

МОУ «Гимназия № 6» г.Воркуты, является юридическим лицом осуществляет оказание муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, осуществляет присмотр и уход за детьми. (Устав МОУ «Гимназия № 6» г.Воркуты, утвержден 23.07.2015).

Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть: в нарушение п.п. «а» п.4 Порядка № 1309 в образовательном учреждении при входе в объект не имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В нарушение п.п. «е» п. 3 Порядка № 1309 при входе на объект, а также на путях движения отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам» и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, а именно, не установлена информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения отсутствуют направляющие, а также предупреждающие о возможных опасностях, тактильно-контрастные указатели.

Здание гимназии является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Срок исполнения, предложенный прокурором - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд также полагает разумным и достаточным, с учётом требуемого объёма работ.

Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

обязать Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 6» г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Парковая д. 20 А, г.Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения.

Председательствующий судья Солодилова Е.Ю.

2-578/2019 ~ М-379/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» г.Воркуты
Другие
Администрация МОГО "Воркута"
УО админстрации МОГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Солодилова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее