дело № 2-424/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09.10.2023 пгт. Балтаси
Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи И.Ш. Шайдуллина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Петровой,
с участием:
истца В.И. Васильева,
представителя истца Р.Т. Гильванова,
представителя ответчика Р.Р. Ганиева,
ответчиков А.И. Васильева, Р.И. Васильева, Ю.И. Васильева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Валерия Ивановича Васильева к <адрес>ному исполнительному комитету Республики Татарстан, Обществу с ограниченной ответственностью имени <адрес> Республики Татарстан, Государственному жилищному фонду при Раисе Республики Татарстан, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
В.И. Васильев обратился в суд с иском к Балтасинскому районному исполнительному комитету Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер И.В. Васильев. После его смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 041 м2, стоимостью 149 788,99 руб., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Им был проведен поиск документа о предоставлении указанного земельного участка, но никаких сведений обнаружить не удалось, что подтверждается копией справки №/Т и ответом на запрос исполнительного комитета Верхнесубашского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.
Он выступает в качестве наследника первой очереди, так как является сыном умершего И.Р. Васильева. Кроме него наследниками первой очереди являются Г.И. Васильев, А.И. Васильев, Р.И. Васильев, Ю.И. Васильев. Все, кроме Ю.И. Васильева, отказались от наследства.
ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать Н.Г. Васильева, а ДД.ММ.ГГГГ умер его брат В.И. Васильев.
Дом по указанному адресу является собственностью ООО имени Тукая (ранее СХПК имени Тукая), что подтверждается копией выписки из ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ этот дом купил ФИО6, но право собственности за собой не зарегистрировал.
После смерти отца он остался жить по указанному адресу, и в настоящее время продолжает жить там же.
Он обрабатывает земельный участок, выращивает картофель и разные овощи, а также оплачивает земельный налог.
Просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 041 м2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> порядке наследования.
Истец, представитель истца исковые требования поддержали.
Протокольными определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчиков привлечены: Общество с ограниченной ответственностью имени Тукая Балтасинского района Республики Татарстан, Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан, Г.И. Васильев, А.И. Васильев, Р.И. Васильев, Ю.И. Васильев.
Ответчики А.И. Васильев, Р.И. Васильев, Ю.И. Васильев исковые требования признали.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью имени Тукая Балтасинского района Республики Татарстан иск признал.
От представителя Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, не возражает относительно исковых требований.
Ответчик Г.И. Васильев, представители ответчиков Балтасинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан, Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, представила письменные пояснения о том, что на спорном земельном участке нарушений охранных зон минимальных расстояний газопровода до зданий и строений не обнаружено.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
На основании подп. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании пп. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Положениями пп. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» регламентировано, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 1157 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
В соответствии со ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Из ст. 1159 ГК РФ следует, что отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.
В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: 2) удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; 3) принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества; 4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; 5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
На основании п. 9, абзаца 2 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Татарстан.
Наследственного дела после смерти И.Р. Васильева заведено не было, что подтверждается реестром наследственных дел.
Супруга И.Р. Васильева, Н.Г. Васильева, мать истца, умерла ранее ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дела после смерти Н.Г. Васильевой не заводилось, что подтверждается реестром наследственных дел.
В.И. Васильев, брат истца, умер ранее ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело после его смерти не заводилось, что подтверждается реестром наследственных дел.
Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной Главой Верхнесубашского сельского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ, И.Р. Васильеву принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1 600 м2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ данной Советом Верхнесубашского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан И.Р. Васильев на день смерти (ДД.ММ.ГГГГ) проживал постоянно согласно регистрации по адресу: <адрес>, <адрес>. Совместно с ним проживали и продолжают проживать: Г.И. Васильев, А.И. Васильев, В.И. Васильев, Р.И. Васильев. Отдельно проживающие дети: Ю.И. Васильев. Мать умерла ранее. В.И. Васильев умер ранее. Иждивенцев по день смерти не было.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, имеет кадастровый №, площадью 42,2 м2. Правообладателем указан Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Тукая.
Согласно копии технического паспорта, предоставленного по запросу суда, домовладение, расположенное по адресу <адрес>, <адрес>, зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации за СХПК им. Тукая.
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Тукая и Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ заключили договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании которого Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан приобрел право оперативного управления на жилой дом по вышеуказанному адресу.
В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 0,2041 га, закреплен за СХПК им. Тукая в бессрочное пользование для жилищного строительства.
Согласно постановлению главы администрации <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ И.Р. Васильеву выделен земельный участок площадью 0,2041 га в собственность по адресу: <адрес>, <адрес> для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
При жизни И.Р. Васильев не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 041 м2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
На основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является ФИО7 с правом пожизненного наследуемого владения.
Таким образом земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 041 м2, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежал умершему И.Р. Васильеву.
Истец в судебном заседании пояснил, что после смерти отца остался проживать в доме. От отца унаследовал все его инструменты, личные вещи. Земельный участок обрабатывает, сажает овощи. На вопрос председательствующего о том, как заселились в дом по вышеуказанному адресу, пояснил, что когда он вернулся из детского дома, отец работал в колхозе, старый дом разрушился, и колхоз построил новый. Документов о заселении нет, утеряны. Коммунальные услуги за дом оплачивает. Новый дом построен до 2002 года. Братья отказались от наследства, в этом доме они прописаны, но более двух лет уже там не живут, живёт только он. Со временем дом переоформит на себя.
Ответчики А.И. Васильев, Р.И. Васильев пояснили, что на земельный участок не претендуют.
Ответчик Ю.И. Васильев пояснил, что на земельный участок не претендует, в настоящее время он мобилизованный, приехал в отпуск, когда вернется, сам купит себе землю.
Представитель ответчика ООО имени <адрес> Республики Татарстан пояснил, что дом ранее числился за ними, сейчас ГЖФ, земля принадлежала ООО имени Тукая, туда построили дом, который Васильевы получили за счет отца.
Как следует из материалов дела заместителем руководителя исполнительного комитета Верхнесубашского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан засвидетельствованы подписи ответчиков Г.И. Васильева, А.И. Васильева, Р.И. Васильева в заявлениях, в которых указано, что им известно об открытии наследства после смерти отца, ими пропущен срок для принятия наследства, фактически в управление имуществом не вступали.
В силу ст. 39 ГПК РФ, признание иска ответчиками, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц и судом принимается.
На основании ст.ст. 56, 57 ГПК РФ неявившиеся в судебное заседание ответчики доказательств, опровергающих требования иска, суду не представили и не ходатайствовали об их истребовании.
В связи с изложенным, суд находит требования В.И. Васильева о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Балтасинский районный суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
иск удовлетворить.
Признать за Валерием Ивановичем Васильевым (паспорт №) право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 2 041 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Балтасинский муниципальный район, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий