Дело № 2-42/2021 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года пгт. Максатиха
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Денисенко Д.В.,
при секретаре судебного заседания Кирилловой С.В.,
с участием представителя истца - помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Александрова С.О.,
представителя ответчика МУП МО «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» - Леметти А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП МО «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Максатихинский межрайонный суд Тверской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» (далее – МУП «ВКХ», Предприятие) о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
В обоснование исковых требований указано, что основным видом деятельности МУП «ВКХ» является распределение воды для питьевых, промышленных и бытовых нужд на территории Максатихинского района Тверской области.
На основании договора аренды объектов водоснабжения № от 02.11.2020 МУП «ВКХ» арендует артскважины в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха, которые используются для обеспечения холодного водоснабжения населения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
При этом в нарушение законодательства Российской Федерации МУП «ВКХ» не разработало проект зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) подземных источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха; в Министерство природных ресурсов и экологии проект ЗСО для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения направлен не был.
Таким образом, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», считает, что ответчик, используя подземные источники водоснабжения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области без проекта ЗСО, нарушает интересы неопределённого круга лиц – граждан, которые проживают, находятся либо могут находиться в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, поскольку экологическая безопасность и права граждан на благоприятную окружающую среду не обеспечиваются.
Руководствуясь положениями статей 17, 18, 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просит:
- в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложить на МУП «ВКХ» обязанность разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области;
- в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу возложить на МУП «ВКХ» обязанность направить разработанный проект обоснования и организации зон санитарной охраны указанных выше источников водоснабжения для установления ЗСО в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Определением суда от 15.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена администрация Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
Определением суда от 12.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Представитель истца – помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Александров С.О. в судебном заседании исковые требования поддержал. Считает срок для устранения нарушения природоохранного законодательства, составляющий для одного требования 06 месяцев, а для другого - один год, достаточным и разумным.
Представитель ответчика – МУП «ВКХ» Леметти А.Н. в судебном заседании признал, что МУП «ВКХ» проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области не разработало, точнее готов макет, который ещё необходимо доработать. В Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления ЗСО данный проект не направлен.
Сообщил, что основным видом деятельности Предприятия является обеспечение водой пгт. Максатиха и сельских поселений, водоотведение.
Деревня Воздвиженка, указанная в акте приёма-передачи от 02.11.2020, является деревней Большая Воздвиженка, указанной в исковом заявлении.
Артезианская скважина с накопительным насосом называется водокачкой, соответственно, МУП «ВКХ» использует недра для добычи подземных вод и в с. Трестна.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, Управления Роспотребнадзора по Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались своевременно и надлежащим образом.
По смыслу части 2 статьи 35, частей 1-3 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут также процессуальные обязанности и должны исполнять их добросовестно. Так, они обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. При неисполнении этих процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. В частности, суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в их отсутствие, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В таких случаях, все нежелательные последствия, связанные с неявкой в судебное заседания, наступают для лица, не исполнившего свои процессуальные обязанности.
С учетом изложенного, а также требований статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, основным видом деятельности МУП «ВКХ» является обеспечение водой пгт. Максатиха и сельских поселений, водоотведение.
Между администрацией Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и МУП «ВКХ» 02.11.2020 заключён договор аренды объектов водоснабжения № со сроком действия по 30.09.2021 (л.д. 71-72). Согласно акту приёма-передачи, являющемуся приложением № к договору, в аренду МУП «ВКХ» в числе прочих объектов водоснабжения переданы артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха, водокачка в с. Трестна. (л.д. 73).
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьями 1, 4, письмом Министерства природы Российской Федерации от 02.06.2010 № 12-47/8091 земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Они являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование данного водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (часть 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ).
Как указано в части 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В СанПиНе 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждённом Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 и являющимся обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3), определено, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с пунктом 1.6 указанного выше СанПиНа, организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В силу подпункта «а» пункта 15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области № 90-пп от 18.10.2011, на указанное Министерство возложена функция установления, изменения, прекращения существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Исходя из изложенного, МУП «ВКХ», как лицо, использующее в качестве объектов водоснабжения артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха, водокачка в с. Трестна, обязано составить проект обоснования и организации зон санитарной охраны данных источников водоснабжения и направить его в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления зон санитарной охраны.
В тоже время, как следует из материалов дела, указанные выше требования законодательства Российской Федерации МУП «ВКХ» не выполнены. Предприятие эксплуатирует артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Воздвиженка, дер. Хомутиха и водокачку в с. Трестна Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, не разработав проект обоснования и организации зон санитарной охраны данных источников водоснабжения.
Данное обстоятельство подтверждается перечнем объектов водоснабжения, находящихся на балансе администрации Зареченского сельского поселения, среди которых водокачка в с. Трестна и артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха (л.д. 20), договорами аренды объектов водоснабжения от 09.01.2020 и от 02.11.2020, заключёнными между администрацией Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и МУП «ВКХ», с приложениями (л.д. 32-34, 71-73), представлением заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствовавших (л.д. 45 оборот-47), ответом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о том, что за 2020 год обращений за получением разрешений, а также иных документов, относящихся к пользованию природными ресурсами на территории Максатихинского района Тверской области в Министерство не поступало (л.д. 29), ответом заместителя главы администрации Зареченского сельского поселения от 16.11.2020 №м (л.д. 70), а также письменными объяснениями генерального директора МУП «ВКХ» ФИО5 от 14.07.2020 (л.д. 51).
Постановлением № № Врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе от 07.08.2020 МУП «ВКХ» привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившееся в том, что не разработаны зоны санитарной охраны артскважин, расположенных в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха (л.д. 57-58).
За аналогичное правонарушение постановлением № № Врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе от 07.08.2020 к административной ответственности привлечён директор МУП «ВКХ» (л.д. 62-64).
Бездействие ответчика создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку не обеспечивается экологическая безопасность хозяйственной деятельности МУП «ВКХ» по использованию в качестве объектов водоснабжения артскважин в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха и водокачки в с. Трестна.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учётом установленных обстоятельств и выше приведённых правовых норм, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, с учетом требований статьи 6.1 ГПК РФ, разумности, характера необходимых к проведению работ по разработке проекта обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и направления его в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления ЗСО, приходит к выводу об определении срока для совершения возлагаемых на ответчика на основании данного решения обязанностей в соответствии с предложением истца.
При этом, суд учитывает, что представителем ответчика не было представлено суду объективных доказательств для установления более длительного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 руб., организациями – 6 000 руб.
Учитывая, что исковые требования прокурора Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины он освобожден, но иск был подан в интересах неопределённого круга лиц, то с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.
Возложить на МУП «ВКХ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
Возложить на МУП «ВКХ» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу направить разработанный проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления зон санитарной охраны.
Взыскать с МУП «ВКХ» (ИНН 6932006457, ОГРН 1136906000142) государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей в бюджет государства.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято судом 04.03.2021.
Председательствующий
Дело № 2-42/2021 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года пгт. Максатиха
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Денисенко Д.В.,
при секретаре судебного заседания Кирилловой С.В.,
с участием представителя истца - помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Александрова С.О.,
представителя ответчика МУП МО «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» - Леметти А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП МО «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Максатихинский межрайонный суд Тверской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» (далее – МУП «ВКХ», Предприятие) о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
В обоснование исковых требований указано, что основным видом деятельности МУП «ВКХ» является распределение воды для питьевых, промышленных и бытовых нужд на территории Максатихинского района Тверской области.
На основании договора аренды объектов водоснабжения № от 02.11.2020 МУП «ВКХ» арендует артскважины в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха, которые используются для обеспечения холодного водоснабжения населения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
При этом в нарушение законодательства Российской Федерации МУП «ВКХ» не разработало проект зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) подземных источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха; в Министерство природных ресурсов и экологии проект ЗСО для установления зон санитарной охраны источников водоснабжения направлен не был.
Таким образом, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», считает, что ответчик, используя подземные источники водоснабжения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области без проекта ЗСО, нарушает интересы неопределённого круга лиц – граждан, которые проживают, находятся либо могут находиться в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, поскольку экологическая безопасность и права граждан на благоприятную окружающую среду не обеспечиваются.
Руководствуясь положениями статей 17, 18, 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просит:
- в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложить на МУП «ВКХ» обязанность разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области;
- в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу возложить на МУП «ВКХ» обязанность направить разработанный проект обоснования и организации зон санитарной охраны указанных выше источников водоснабжения для установления ЗСО в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Определением суда от 15.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена администрация Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
Определением суда от 12.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Представитель истца – помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Александров С.О. в судебном заседании исковые требования поддержал. Считает срок для устранения нарушения природоохранного законодательства, составляющий для одного требования 06 месяцев, а для другого - один год, достаточным и разумным.
Представитель ответчика – МУП «ВКХ» Леметти А.Н. в судебном заседании признал, что МУП «ВКХ» проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области не разработало, точнее готов макет, который ещё необходимо доработать. В Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления ЗСО данный проект не направлен.
Сообщил, что основным видом деятельности Предприятия является обеспечение водой пгт. Максатиха и сельских поселений, водоотведение.
Деревня Воздвиженка, указанная в акте приёма-передачи от 02.11.2020, является деревней Большая Воздвиженка, указанной в исковом заявлении.
Артезианская скважина с накопительным насосом называется водокачкой, соответственно, МУП «ВКХ» использует недра для добычи подземных вод и в с. Трестна.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, Управления Роспотребнадзора по Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались своевременно и надлежащим образом.
По смыслу части 2 статьи 35, частей 1-3 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут также процессуальные обязанности и должны исполнять их добросовестно. Так, они обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. При неисполнении этих процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. В частности, суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в их отсутствие, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В таких случаях, все нежелательные последствия, связанные с неявкой в судебное заседания, наступают для лица, не исполнившего свои процессуальные обязанности.
С учетом изложенного, а также требований статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, основным видом деятельности МУП «ВКХ» является обеспечение водой пгт. Максатиха и сельских поселений, водоотведение.
Между администрацией Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и МУП «ВКХ» 02.11.2020 заключён договор аренды объектов водоснабжения № со сроком действия по 30.09.2021 (л.д. 71-72). Согласно акту приёма-передачи, являющемуся приложением № к договору, в аренду МУП «ВКХ» в числе прочих объектов водоснабжения переданы артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха, водокачка в с. Трестна. (л.д. 73).
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьями 1, 4, письмом Министерства природы Российской Федерации от 02.06.2010 № 12-47/8091 земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Они являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование данного водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (часть 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ).
Как указано в части 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В СанПиНе 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждённом Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 и являющимся обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3), определено, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с пунктом 1.6 указанного выше СанПиНа, организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В силу подпункта «а» пункта 15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области № 90-пп от 18.10.2011, на указанное Министерство возложена функция установления, изменения, прекращения существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Исходя из изложенного, МУП «ВКХ», как лицо, использующее в качестве объектов водоснабжения артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха, водокачка в с. Трестна, обязано составить проект обоснования и организации зон санитарной охраны данных источников водоснабжения и направить его в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления зон санитарной охраны.
В тоже время, как следует из материалов дела, указанные выше требования законодательства Российской Федерации МУП «ВКХ» не выполнены. Предприятие эксплуатирует артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Воздвиженка, дер. Хомутиха и водокачку в с. Трестна Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, не разработав проект обоснования и организации зон санитарной охраны данных источников водоснабжения.
Данное обстоятельство подтверждается перечнем объектов водоснабжения, находящихся на балансе администрации Зареченского сельского поселения, среди которых водокачка в с. Трестна и артскважины в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха (л.д. 20), договорами аренды объектов водоснабжения от 09.01.2020 и от 02.11.2020, заключёнными между администрацией Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и МУП «ВКХ», с приложениями (л.д. 32-34, 71-73), представлением заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствовавших (л.д. 45 оборот-47), ответом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о том, что за 2020 год обращений за получением разрешений, а также иных документов, относящихся к пользованию природными ресурсами на территории Максатихинского района Тверской области в Министерство не поступало (л.д. 29), ответом заместителя главы администрации Зареченского сельского поселения от 16.11.2020 №м (л.д. 70), а также письменными объяснениями генерального директора МУП «ВКХ» ФИО5 от 14.07.2020 (л.д. 51).
Постановлением № № Врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе от 07.08.2020 МУП «ВКХ» привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившееся в том, что не разработаны зоны санитарной охраны артскважин, расположенных в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха (л.д. 57-58).
За аналогичное правонарушение постановлением № № Врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе от 07.08.2020 к административной ответственности привлечён директор МУП «ВКХ» (л.д. 62-64).
Бездействие ответчика создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку не обеспечивается экологическая безопасность хозяйственной деятельности МУП «ВКХ» по использованию в качестве объектов водоснабжения артскважин в х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер Воздвиженка, дер. Хомутиха и водокачки в с. Трестна.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учётом установленных обстоятельств и выше приведённых правовых норм, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, с учетом требований статьи 6.1 ГПК РФ, разумности, характера необходимых к проведению работ по разработке проекта обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области и направления его в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления ЗСО, приходит к выводу об определении срока для совершения возлагаемых на ответчика на основании данного решения обязанностей в соответствии с предложением истца.
При этом, суд учитывает, что представителем ответчика не было представлено суду объективных доказательств для установления более длительного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 руб., организациями – 6 000 руб.
Учитывая, что исковые требования прокурора Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины он освобожден, но иск был подан в интересах неопределённого круга лиц, то с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Городское поселение поселок Максатиха» «Водопроводное и канализационное хозяйство» о возложении обязанности разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источника водоснабжения, направить разработанный проект для установления Зон санитарной охраны в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.
Возложить на МУП «ВКХ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области.
Возложить на МУП «ВКХ» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу направить разработанный проект обоснования и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Трестна, х. Заречье, дер. Сидорково, дер. Райково, дер. Большая Воздвиженка, дер. Хомутиха Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области для установления зон санитарной охраны.
Взыскать с МУП «ВКХ» (ИНН 6932006457, ОГРН 1136906000142) государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей в бюджет государства.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято судом 04.03.2021.
Председательствующий