Производство № 2-50/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 17 марта 2022 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Виноградовой Ю.А., при секретаре Шекуновой В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Красночикойского района Забайкальского края Капустина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Коротковское», администрации муниципального района «Красночикойский район», МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр», муниципальному образовательному учреждению «Коротковская средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать места для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов, обязании профинансировать указанные мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красночикойского района обратился в суд с исковым заявлением, указал, что проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено отсутствие оборудованных мест стоянок автотранспорта для инвалидов, обозначенных дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в <адрес>, что существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. С учетом уточнения исковых требований просил обязать Администрацию сельского поселения «Коротковское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» в <адрес> возле здания администрации сельского поселения; обязать муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» возле здания сельского дома культуры <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>; обязать муниципальное образовательное учреждение «Коротковская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», возле здания МОУ «Коротковская СОШ» расположенного по адресу <адрес>. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» не позднее ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные мероприятия муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района Красночикойский район и муниципального образовательного учреждение «Коротковская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании старший помощник прокурора Капустин Д.В. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме с учетом уточнения иска.
Ответчики администрация сельского поселения «Коротковское», МОУ «Коротковская СОШ», МУК "Межпоселенческий культурно-досуговый центр", администрация муниципального района «<адрес>» своих представителей в судебное заседание не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений по иску не представили.
Представитель Администрации муниципального района «Красночикойский район» Никифорова И.В. в предыдущем судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает ввиду отсутствия технической возможности создания парковочных мест, а также поскольку здание СДК <адрес> не является собственностью муниципального района «Красночикойский район».
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в числе прочего административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; изкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Законодательство о градостроительной деятельности основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 12)
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с временем строительства объекта, и имеется ли там возможность оборудовать место для стоянки транспорта инвалидов с учетом существующих дорог, зданий, сооружений. Кроме того, органы местного самоуправления не лишены возможности изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Согласно положениям ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Таким образом, в силу императивных требований закона объекты социальной инфраструктуры, в том числе общественные здания, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, должны быть обеспечены местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
В соответствии с Актом проверки соблюдения законодательства от 24.12.2021г. стоянки автотранспорта для инвалидов, обозначенные дорожными знаками 6.4 «Место стоянки со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды в <адрес> возле здания администрации сельского поселения, МОУ «Коротковская ООШ» и здания дома культуры <адрес>, отсутствуют.
Указанное нарушает право инвалидов и иных маломобильных групп населения на достойную жизнь и свободное развитие.
Администрация сельского поселения «Коротковское» согласно Уставу муниципального образования, является казенным учреждением, финансируется за счет бюджета сельского поселения «Коротковское».
МОУ «Коротковская СОШ» и МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» согласно Уставам и сведениям ЕГРЮЛ являются муниципальными бюджетными учреждениями, их учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Красночикойский район».
Оценивая доводы ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» о необоснованности исковых требований ввиду принадлежности здания СДК <адрес>, суд руководствуется следующим.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 9.2)
В силу статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно постановлению администрации муниципального района "Красночикойский район" от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Представление информации о проведении ярмарок, выставок народного творчества, ремесел», МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» является исполнителем муниципальных услуг. При возможности рядом с занимаемыми им зданиями организуются парковочные места для автотранспорта. Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным. На стоянке (остановке) автотранспортных средств выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.
При таких обстоятельствах обеспечение доступности муниципальной услуги, оказываемой МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр», возлагается на организацию и ее учредителя, поскольку, по мнению суда, не связано напрямую с бременем содержания занимаемого учреждением здания.
Принимая во внимание изложенное, иск прокурора в части обязания оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов подлежит удовлетворению.
В части требований к администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании профинансировать указанные мероприятия МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» и МОУ «Коротковская средняя общеобразовательная школа», суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 52, ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального района "Красночикойский район" от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в муниципальном районе «Красночикойский района» на 2020-2022 годы», из которой следует, что в <адрес> численность инвалидов на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1670 человек, из них 81 ребёнок-инвалид. В районе 107 социально значимых объектов: ФОК «Олимп», <адрес> детская школа искусств (<адрес>), три муниципальных детских образовательных учреждения (МДОУ), 16 средних общеобразовательных организаций (СОШ, ООШ), 9 начальных общеобразовательных школ (НОШ), 11 дошкольных образовательных учреждений, 36 учреждений культуры, 30 библиотек, в которых необходимо создать безбарьерную среду. В рамках программы предусматривается оборудование специальными приспособлениями социально значимых объектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории муниципального района «Красночикойский район», с целью обеспечения доступности для инвалидов. Реализация программы позволит изменить сложившуюся социальную, инженерную, информационную и транспортную инфраструктуру для самостоятельного доступа к объектам инфраструктуры инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для интеграции и их в общество.
Заказчиком и исполнителем муниципальной программы является администрация муниципального района «Красночикойский район».
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 к вопросам местного значения муниципальных районов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу изложенного, администрация муниципального района «Красночикойский район» вправе самостоятельно определять способы и исполнителей мероприятий по оборудованию места для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», и порядок их финансирования.
Соответственно, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учётом вышеизложенного, суд полагает разумным и достаточным установить ответчикам указанный прокурором в иске.
В силу пп.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются.
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Красночикойского района Забайкальского края удовлетворить частично.
Обязать Администрацию сельского поселения «Коротковское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать возле здания администрации сельского поселения «Коротковское», расположенного по адресу <адрес>, место для бесплатной стоянки (парковки)
автотранспорта инвалидов путем обозначения его дорожными знаками 6.4 «Место
стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды».
Обязать Администрацию муниципального района Красночикойский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место для бесплатной стоянки (парковки) автотранспорта инвалидов путем обозначения дорожными знаками 6.4 «Место стоянки» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» возле здания сельского дома культуры <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>; возле здания МОУ «Коротковская СОШ» расположенного по адресу <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.А. Виноградова