Дело № 2-20/2024 КОПИЯ
(УИД 87RS0004-01-2023-000281-85)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 января 2024 года город Билибино
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кирчевой К.А.,
представителя ответчика Куриненко И.Н. – адвоката Алирзаева З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район к Куриненко Ирине Николаевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>,
установил:
Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район обратилась в Билибинский районный суд Чукотского АО с иском к Куриненко Ирине Николаевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что жилищной комиссией Администрации муниципального образование Билибинский муниципальный район (далее Администрация МО БМР) принято решение о предоставлении Куриненко И.Н. служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на период трудовых отношений с Государственным учреждением здравоохранения «Чукотская окружная больница» филиалом Билибинской районной больницы. Предоставленное жилое помещение является собственностью городского поселения Билибино. В соответствии с приказом Главного врача ГБУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница от 20.08.2009 № 608-л/с с Куриненко И.Н. расторгнут трудовой договор по инициативе работника по причине переезда к новому месту жительства в другую местность на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ, следовательно, право пользования жилым помещением утрачено с этого времени. Вместе с тем Куриненко И.Н. до настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>, хотя с 2009 года не проживает в данном жилом помещении, которое предоставлено ФИО2 на период трудовых отношений с ГБУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница, проживающей в нем в настоящее время.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 93, 104 ЖК РФ, истец просит признать Куриненко И.Н. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Определением Билибинского районного суда от 26 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена ФИО2 (л.д. 63-65).
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В заявлении, направленном в суд, указала, что поддерживает исковые требования в полном объеме. Она проживает одна в спорной квартире с 2011 года по настоящее время по договорам краткосрочного найма.
Ответчик Куриненко И.Н., зарегистрированная по адресу: <адрес>, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась посредством направления судебных документов и телеграммы по указанному адресу (последнему известному месту жительства). Судебная корреспонденция и телеграмма вернулись неврученными с пометками «Адресата нет дома. Истек срок хранения». О перемене места жительства соответствующие регистрационные органы ответчик не извещала.
С учетом неизвестности места жительства ответчика суд в соответствии со ст. 50 ГПК РФ назначил в качестве представителя ответчика адвоката.
Представитель ответчика адвокат Алирзаев З.С. оставил разрешение вопроса о признании утратившей Куриненко И.Н. права пользования жилым помещением на усмотрение суда.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
На основании пп. 1, 2, 3 ст.19 ЖК РФ, совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации образуют жилищный фонд. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно ч.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (пункт 12).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.104 ЖК РФ, органом местного самоуправления устанавливаются категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Ссогласно Уставу, принятому решением 12-ой очередной сессии Совета депутатов муниципального образования – Билибинский район третьего созыва от 25 мая 2005 года №1, Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чукотского автономного округа, является юридическим лицом (л.д.20-52).
В соответствии с подп.2, 6 п.2.1 Соглашения от 27.12.2019, заключенного между Администрацией муниципального образования городское поселение Билибино и Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрацией муниципального образования городское поселение Билибино переданы истцу полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (л.д.1-4).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является городское поселение Билибино (л.д. 9-11).
В соответствии с Протоколом заседания Жилищной комиссии Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 15 июля 2008 года № 6, Распоряжением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район № 530-рг от 07.08.2008 года квартира по адресу: <адрес>, включена в состав муниципального служебного жилищного фонда и предоставлена медицинской сестре ГУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница Куриненко И.Н. (л.д. 12-13, 16).
Приказом ГУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница № 608 – л/с от 20 августа 2009 года действие трудового договора с Куриненко И.Н. прекращено, она уволена с должности старшей медицинской сестры приемного отделения ГУЗ «Чукотская окружная больница» филиал Билибинская районная больница (л.д. 19).
Согласно выпискам из поквартирной карточки и финансово-лицевого счета от 12.10.2023 в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО2, Куриненко И.Н. (л.д. 17).
После увольнения из Билибинской районной больницы Куриненко И.Н. о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма в орган местного самоуправления не обращалась, и такое решение не принималось.
В соответствии с Протоколом заседания Жилищной комиссии Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 21 июля 2011 года № 7 служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено на период трудовых отношений ФИО2 (л.д. 14-15).
Из заявления ФИО2, направленной в адрес главы Администрации МО БМР 05.04.2023, следует, что в квартире вместе с ней зарегистрирована бывший наниматель Куриненко И.Н., которая не проживает в данном жилом помещении более 12 лет, но с учетом регистрации последней в спорной квартире МП ЖКХ Билибинского муниципального района начисляет коммунальные платежи на двоих (л.д.84-85).
Как следует из представленных третьим лицом документов, начиная с 2011 года, с ФИО2 неоднократно заключались договоры краткосрочного найма спорного жилого помещения, она производит оплату за найм жилого помещения и коммунальные услуги, задолженность по платежам на 10.01.2024 – отсутствует (л.д. 83-108).
В силу требований ч.3 ст.104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.103 ЖК РФ в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 ЖК РФ и ч.2 ст.103 ЖК РФ.
Поскольку после увольнения из Билибинской районной больницы ответчик добровольно выселилась из спорного жилого помещения (факт не использования спорного служебного жилого помещения ответчиком для своего проживания установлен), оплату жилья и коммунальных услуг не производит, суд приходит к выводу о добровольном отказе ответчика от пользования служебным жилым помещением и освобождении спорной квартиры после увольнения.
В соответствии с ч.3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях.
Согласно ч.3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма в случае, если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В силу ст.304 ГК РФ истец как собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Бездействие ответчика, который, не проживая в служебном жилом помещении, сохраняет в ней регистрацию, не может не затрагивать прав собственника жилого помещения. Указанное поведение ответчика судом признается злоупотреблением своим правом, что недопустимо в силу п.1 ч.1 ст.10 ГК РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В тоже время сам по себе факт регистрации ответчика в спорной квартире не порождает право на данную площадь, является административным актом.
При таких обстоятельствах, учитывая факт добровольного выезда ответчика из спорного жилого помещения при увольнении, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании Куриненко И.Н. утратившей право пользования служебным жилым помещением.
Согласно подп.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 ответчик может быть снят с регистрационного учета по обращению истца на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившим право пользования жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.
Согласно подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, истец Администрация МО Билибинский муниципальный район, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины по иску, поданному в защиту интересов муниципального образования.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ).
Судом удовлетворено одно требование неимущественного характера, поэтому согласно подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-20/2024, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░