Дело № 2-633/2020
УИД: 61RS0020-01-2020-000401-61
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
«18» мая 2020 года сл. Родионово-Несветайская
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Говорун А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании права собственности на гидротехническое сооружение, заинтересованные лица: ФИО1 сельского поселения; Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Министерство имущества <адрес>; ФИО2 <адрес>; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; ЗАО «ВИТЯЗЬ-М»,-
У С Т А Н О В И Л:
В Новошахтинский районный суд <адрес> обратился прокурор <адрес> с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании права собственности на гидротехническое сооружение, в котором просит: признать за ФИО1 сельского поселения право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение – дамба протяженностью 287.0000 м., расположенная в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №).
В обоснование заявления прокурор <адрес> ссылается на то, что прокуратурой <адрес> в рамках исполнения задания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» проведена проверка соблюдения ФИО1 сельского поселения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что по заявлению ФИО1 сельского поселения Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - гидротехническое сооружение на водохранилище, расположенном в 2,3 км по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
Согласно сведениям Росреестра указанный объект принят на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества под регистрационной записью 61:33:0600004:1009-61/039/2018-1У, местоположение объекта установлено по адресу: РФ, <адрес>, 2,3 км по направлению на северо-запад от <адрес>.
ФИО1 сельского поселения обладает правом на принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. Вместе с тем бездействие ФИО2 по принятию бесхозяйного объекта недвижимости в виде гидротехнического сооружения – дамба на водохранилище, расположенном в 2,3 км по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), который поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, в муниципальную собственность, влечет отсутствие контроля за использованием указанного имущества.
Согласно информации Родионово-Несветайского отдела Управления Росреестра по <адрес> сведения об обращении за регистрацией права собственности на гидротехническое сооружение – дамба, расположенная в 2,3 км по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), в ЕГРН отсутствуют.
Учитывая, что ФИО1 сельского поселения самостоятельно признание муниципальной собственности в установленном законом порядке не инициировала, в суд не обращалась, настоящее заявление предъявлено прокурором в порядке ст.ст. 45, 265, 290 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц – жителей ФИО1 сельского поселения <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 заявил ходатайство об оставлении в силу ст.263 ГПК РФ без рассмотрения заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании права собственности на гидротехническое сооружение за ФИО1 сельского поселения, в связи с необходимостью разрешения данного спора в порядке искового производства, о чем представил заявление и.о. прокурора района. В обоснование ходатайства указал, что ФИО1 сельского поселения представлено возражение на заявление прокурора <адрес>, свидетельствующее о наличии спора о праве.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФИО1 сельского поселения не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. ФИО1 сельского поселения представлено заявление, в котором он просил рассмотреть дело без его участия. Согласно ранее представленному письменному возражению просил отказать в удовлетворении заявления прокурора <адрес>. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным разрешить вопрос об оставлении заявления без рассмотрения в отсутствие представителя ФИО1 сельского поселения
В судебное заседание представители заинтересованных лиц: Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Министерство имущества <адрес>; ФИО2 <адрес>; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; ЗАО «ВИТЯЗЬ-М», не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным разрешить вопрос об оставлении заявления без рассмотрения в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.
Выслушав помощника прокурора <адрес> ФИО5, изучив материалы дела, судья полагает, что заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании за ФИО1 сельского поселения право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение – дамба протяженностью 287.0000 м., расположенная в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), подлежит оставлению без рассмотрения, по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обоснование поданного заявления прокурор <адрес> ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - гидротехническое сооружение на водохранилище, расположенном в 2,3 км по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (регистрационная запись 61:33:0600004:1009-61/039/2018-1У). ФИО1 сельского поселения обладает правом на принятие в муниципальную собственность данного бесхозяйного недвижимого имущества, однако за регистрацией права собственности на гидротехническое сооружение, не обращается.
В свою очередь ФИО1 сельского поселения возражает против удовлетворения заявления прокурора <адрес>, ссылаясь на то, что на земельном участке расположен водный объект, с гидротехническим сооружением водохранилища, расположенного в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес>, имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, данный объект в силу прямого указания-закона находится в федеральной собственности. В этой связи, по мнению ФИО1 сельского поселения, требования заявителя о признании права муниципальной собственности не являются правомерными и удовлетворению не подлежат.
Учитывая фактические обстоятельства дела, содержание представленных в материалы дела документов, суд полагает, что в данном случае имеются основания для оставления заявления без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГК РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке.
В силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В письменном возражении на заявление прокурора Родионово-Несветайского района Администрацией Болдыревского сельского поселения указано, что согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. В силу ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер, указанные в ч. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ).
Также в возражении указано, что из приведенных норм следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты, причем исходя из ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ объектом права собственности может быть только весь водный объект. Спорная дамба, гидротехническое сооружение водохранилища, расположенное в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес>, построена по государственному заказу в 70 годы и включена в Российский регистр гидротехнических сооружений. Согласно общедоступных сведений Управления <адрес> таблицы 2 «Основные сведения о реках, каналах и временных водотоках» Ресурсы поверхностных вод СССР <адрес> (Ленинград, 1964 г.), река Керета в районе <адрес> впадает в реку Большой Несветай. Из перечня природных ресурсов на территории <адрес>, относящихся к федеральной собственности, следует, что к ним относятся реки, в том числе Большой Несветай, Тузлов, водохранилища Цимлянское, Пролетарское.
Помимо этого, из возражения следует, что водный объект и гидротехническое сооружение водохранилища (дамба), расположенное в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес>, имеет гидравлическую связь с рекой Большой Несветай. Данный объект, находящийся на земельном участке, расположенном примерно в 2,3 км. от <адрес>, является узлом гидротехнических сооружений, назначение - водоподпор водотока реки Керета является гидротехническим сооружением. Таким образом, на земельном участке расположен водный объект, с гидротехническим сооружением водохранилища, расположенного в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес>, имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами. Данный объект в силу прямого указания-закона находится в федеральной собственности. Из содержания ст. 17 Земельного кодекса РФ следует, что федеральная собственность на земельные участки может возникать в силу указания закона. Согласно п. 4 ст. 102 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.
В обоснование вышеуказанной позиции, приведенной в письменном возражении, ФИО1 сельского поселения представлена копия решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А53-18835/06, по иску ЗАО «ВИТЯЗЬ-М» к сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Содружество» о признании права собственности. Согласно данному решению в удовлетворении исковых требований истцу было отказано.
Из содержания данного решения следует, что закрытое акционерное общество «Витязь-М» обратилось в Арбитражный суд <адрес> к сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Содружество» с исковым заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество, в том числе, дамбу, общей площадью 0,28 га, расположенную по адресу: <адрес>, примерно в 2150 м. по направлению на северо-запад от <адрес>.
В решении Арбитражный суд указал, что поскольку дамбы находятся на водных объектах в виде прудов, для признания права собственности на эти гидротехнические сооружения необходимо выяснить форму права собственности на данные пруды как водные объекты. Арбитражным судом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 61:33:60 0004:0609, расположенном примерно 2150 м по направлению на северо-запад от <адрес> и по направлению примерно 700 м на северо-восток от <адрес>, находятся земляные дамбы, по направлению 1120 м на северо-запад от <адрес> - разрушенная дамба. Дамба является гидротехническим сооружением для удержания воды в водоеме. Объект, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 61:33:60 00 04:0609, расположенный примерно в 2150 м. от <адрес>, является узлом гидротехнических сооружений, назначение - водоподпор водотока реки Керета.
Из указанного решения Арбитражного суда <адрес> также следует, что представленными в дело документами, проведенными экспертизами установлено, что на спорных земельных участках расположены водный объект, имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами. Данный объект в силу прямого указания закона на момент заключения договора находился в федеральной собственности.
Из объяснений помощника прокурора <адрес> следует, что предметом спора в рамках дела № А53-18835/06 являлся тот же объект, который указан в заявлении прокурора <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая характер правоотношений, из которых вытекает требования заявителя, содержание представленных в материалы дела документов, содержание решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А53-18835/06, принимая во внимание наличие возражений ФИО1 сельского поселения по вопросу принятия в муниципальную собственность спорного объекта, заявляющей фактически об отсутствии оснований для принятия объекта в муниципальную собственность, сведения о наличии со стороны иных лиц правопритязаний в отношении объекта недвижимого имущества, суд полагает, что в данном случае при рассмотрении дела усматривается наличие материально-правового спора о праве, следовательно, нет оснований рассматривать дело в отношении объекта недвижимости: гидротехническое сооружение – дамба протяженностью 287.0000 м., расположенная в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), в порядке особого производства.
Заявление прокурора <адрес> не может быть разрешено в порядке особого производства, поскольку данный спор о праве подлежит рассмотрению в порядке искового производства, в связи с чем, заявление прокурора <адрес> о признании за ФИО1 сельского поселения право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение – дамба протяженностью 287.0000 м., расположенная в 2,3 км. по направлению на северо-запад от <адрес> (кадастровый №), подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ.
Суд полагает необходимым разъяснить прокурору <адрес> и заинтересованным лицам их право разрешить данный спор в порядке искового производства.
Оставление заявления без рассмотрения не препятствует разрешению спора в порядке искового производства, путем подачи искового заявления, отвечающего требованиям процессуального законодательства.
При этом суд учитывает, что правильное определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, о чем указано в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 224, 225, 263 ГПК РФ, судья,-
О П Р Е Д Е Л И Л:
Оставить без рассмотрения заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании права собственности на гидротехническое сооружение, заинтересованные лица: ФИО1 сельского поселения; Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Министерство имущества <адрес>; ФИО2 <адрес>; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; ЗАО «ВИТЯЗЬ-М».
Разъяснить заявителю и заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
На определение может быть подана частная жалоба в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья: Говорун А.В.