Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2559/2024 ~ М-1770/2024 от 27.04.2024

Дело № 2-2559/2024

55RS0003-01-2024-002697-11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                 10 июня 2024 года

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Зыковой О.С.

при секретаре судебного заседания Бахтияровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате социальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» обратилось в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 поступила в учреждение ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством труда и социального развития Омской области. В этот же день с ФИО1 заключен договор о предоставлении социальных услуг . В связи с пересмотром индивидуальной программы предоставления социальных услуг с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен новый договор . По условиям договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги. С ДД.ММ.ГГГГ получатели социальных услуг, заключившие договоры о предоставлении социальных услуг с учреждениями после ДД.ММ.ГГГГ, оплачивают оказанные им социальные услуги в размере 75% от среднедушевого дохода. ФИО1 получает пенсию и ежемесячную денежную выплату (наличие инвалидности 1 группы), но до настоящего времени оплачивает полученные социальные услуги в размере 75 процентов только от пенсии. Для удержания 75% от суммы ежемесячной денежной выплаты ОСФР по Омской области просит предоставить отдельное заявление, которое ответчик подписывать отказывается. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет задолженность в сумме 84497,88 рублей, рассчитанную исходя из размера ежемесячной денежной выплаты, получаемой должником. Просят взыскать с ФИО1 в пользу АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» задолженность по оплате за предоставление социальной услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84497,88 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2735 рублей.

В судебное заседание представитель истца АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» не явился, извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании при надлежащем извещении отсутствовала.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, 13.112015 между АСУСО «Нежинский ГЦ» и ФИО1 заключен договор о предоставлении социальных услуг .

Согласно пункту 1.1. договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пункту 3.1. договора стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет не более 75 процентов среднедушевого дохода заказчика в месяц.

Пунктом 3.2. предусмотрено, что оплата производится заказчиком ежемесячно до 25 числа расчетного месяца путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя либо путём внесения денежных средств в кассу исполнителя.

В силу пункта 1.4. договора по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2 экземплярах, составленный по форме, согласованной сторонами, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

ДД.ММ.ГГГГ между АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предоставлено предоставление социальных услуг бесплатно.

В соответствии с пунктом 4 договора по результатам оказания услуг исполнитель предоставляет заказчику акт сдачи-приёмки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в двух экземплярах, составленный по форме, согласованный сторонами, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

Пунктом 10 договора установлено, что стоимость услуг по договору составляет 25 401 рубль 12 копеек в месяц.

Стоимость услуг, предусмотренная договором, подлежит изменению в случае: а) изменения тарифов на услуги, б) пересмотра индивидуальной программы, в) отказа заказчика от услуг, услуги, г) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 11 размер ежемесячной платы заказчика за предоставление услуг составляет 10 878 рублей 37 копеек в месяц. Размер ежемесячной платы за предоставление услуг устанавливается и пересматривается в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ; 186-п «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг»

Размер ежемесячной платы за предоставление услуг за отчётный месяц указывается в акте сдачи-приёмки оказанных услуг.

Заказчик осуществляет оплату услуг ежемесячно, но не позднее 25 числа месяца, подлежащего оплате, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 ноября 2014 года № 276-п «Об утверждении Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг» путём: а) внесения заказчиком либо его законным представителем наличных денежных средств в кассу исполнителя; б) безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя: заказчиком либо его законным представителем; органом, осуществляющим пенсионное обеспечение заказчика, по личному заявлению заказчика либо его законного представителя.

Расходы по перечислению денежных средств на счёт исполнителя несёт заказчик.

В соответствии с индивидуальной программой, разработанной Министерством труда и социального развития Омской области по г. Омску ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 оказываются следующие виды социальных услуг: обеспечение мягким инвентарём (пункты 1-3); обеспечение питанием (пункт 4); обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами в стационарной форме (пункт 5); поддержание условий проживания в соответствии с установленными законодательством санитарно-гигиеническими требованиями (пункты 6-8); предоставление в пользование мебели в стационарной форме (пункт 9); предоставление гигиенических услуг получателям социальных услуг, неспособным в силу возраста и (или) здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход (пункт 10); предоставление транспорта при необходимости перевозки получателей социальных услуг в стационарной форме (пункт 11).

Также предусмотрено оказание следующих социально-медицинских услуг: выполнение медицинских процедур, в том числе забор биологического материала на лабораторные исследования в заболеваний, включая социально значимые заболевания, и факторов риска, в стационарной форме (по назначению врача); оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированной медицинской помощи в стационарной форме (по назначению врача); систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья в стационарной форме (1 раз в день); содействие в предоставлении медицинской помощи, в том числе: получение талона к врачу, рецепта на лекарственные препараты и медицинские изделия в медицинских организациях в стационарной форме (2 раза в месяц); содействие в предоставлении медицинской помощи в том числе: сопровождение работником организации социального обслуживания получателя социальных услуг в медицинскую организацию (в пределах населенного пункта) в стационарной форме (2 раза в месяц).

Программой предусмотрено предоставление социально-психологических услуг: выполнение медицинских процедур, в том числе: медицинские манипуляции, направленные на оказание первичной доврачебной помощи при экстренных неотложных состояниях получателя социальных услуг в стационарной форме (по назначению врача); выполнение медицинских процедур, в том числе: подкожные, внутрикожные, внутримышечные введения лекарственных препаратов в стационарной форме (по назначению врача); консультирование по социально-медицинским вопросам в стационарной форме (1 раз в месяц); оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе: диагностика, лечение заболеваний и состояний, не требующих нахождения в медицинской организации в стационарной форме (по назначению врача); оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе: оказание первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в соответствии с законодательством в стационарной форме (1 раз в месяц); оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе: проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваний, выявление ранних и скрытых форм (4 раза в год).

С индивидуальной программой предоставления социальных услуг ФИО1 была ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись.

В соответствии с пунктом 13 программы по личному заявлению ФИО1 от ряда социальных услуг отказалась.

В соответствии с актами сдачи-приёмки оказанных социальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ услуги, предусмотренные индивидуальной программой от ДД.ММ.ГГГГ, оказаны в полном объёме, что подтверждается подписью ФИО1

Факт заключения договора и оказания социальных услуг ФИО1 в ходе судебного заседания не оспаривала. Актами также подтверждается оказание услуг по консультированию по социально-медицинским вопросам, содействие в предоставлении медицинской помощи.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обслуживания граждан).

В пунктах 3 и 4 статьи 3 Закона об основах социального обслуживания граждан даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Статьей 16 Закона об основах социального обслуживания граждан установлено, что индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Закона об основах социального обслуживания граждан).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Закона об основах социального обслуживания граждан).

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Закона об основах социального обслуживания граждан).

Согласно части 4 статьи 31 Закона об основах социального обслуживания граждан порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил при расчёте среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 32 Закона об основах социального обслуживания граждан размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона об основах социального обслуживания граждан.

Ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьёй.

Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги, как следует из части 1 статьи 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.

При заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При этом доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период, а при расчете учитывается получаемая гражданином пенсия (пункты 4 и 13 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Кроме того, гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги (статья 18 Закона об основах социального обслуживания).

Таким образом, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на социальное обслуживание, закрепляет предельную величину ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с учётом получаемой гражданином пенсии и не может расцениваться как нарушающий права заявителя.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчёте среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как уже было указано, частью 1 статьи 17 Закона об основах социального обслуживания установлено, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Таким образом, заключение данного договора является обязательным в силу закона.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждён размер платы за предоставление социальных услуг».

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на социальные услуги, входящие в стандарт социальных услуг, предоставляемые в стационарной форме социального обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексных центрах социального обслуживания населения с отделениями стационарного социального обслуживания.

С ДД.ММ.ГГГГ действует Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, оказываемые организациями социального обслуживания Омской области»

Стоимость услуг по договору, заключённому между истцом и ответчиком не превышает установленный законом предельный размер платы.

Лица, заключившие договора после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» оплачивают оказанные им социальные услуги в размере 75 процентов от среднедушевого дохода.

ФИО1 получает пенсию и ежемесячную денежную выплату (<данные изъяты>).

В соответствии с полученным от ОСФР по Омской области ответом на запрос суда, в период с ДД.ММ.ГГГГ размер ЕДВ ответчика составлял 4430,70, в период с ДД.ММ.ГГГГ – 4957,95 рублей.

Таким образом, ФИО1 получает пенсию и ежемесячную денежную выплату (наличие инвалидности 1 группы), но до настоящего времени оплачивает полученные социальные услуги в размере 75 процентов только от пенсии.

Исходя из установленных обстоятельств, суд полагает расчет суммы исковых требований законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению в отсутствие возражений со стороны ответчика либо представления иного расчета исковых требований в нарушение ст. 56 ГПК РФ.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2735 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АСУСО Омской области «Нежинский геронтологический центр» удовлетворить.

Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), в пользу автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» (ИНН денежные средства за предоставленное стационарное социальное обслуживание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84497,88 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2735 рублей, всего взыскать 87232 (восемьдесят семь тысяч двести тридцать два) рубля 88 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                 О.С. Зыкова

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2024 года

Судья                                 О.С. Зыкова

2-2559/2024 ~ М-1770/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АСУСО Омской области "Нежинский геронтологический центр"
Ответчики
Васькина Олена Герасимовна
Суд
Ленинский районный суд г. Омска
Судья
Зыкова Оксана Сергеевна
Дело на сайте суда
lenincourt--oms.sudrf.ru
27.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.06.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее