УИД № 44RS0009-01-2023-000062-97
производство № 2-69/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 17 апреля 2023 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А. при секретаре Кокшаровой Т.С. с участием представителя истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Беша О.Г., представителя ответчика – МКП «Пыщугсервис» Шалкина А.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Пыщугского муниципального округа Костромской области Пановой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области к Муниципальному казенному предприятию «Пыщугсервис» об устранении нарушения санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обратилось в суд с иском, с учетом уточнения просит обязать МКП «Пыщугсервис» в срок до 1 апреля 2024 года обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой жителям села Пыщуг и Пыщугского муниципального округа Костромской области гигиеническому нормативу по содержанию бора и общей минерализации (сухого остатка).
Требования мотивированы тем, что в 2020-2022 годах в ходе социально-гигиенического мониторинга питьевой воды в централизованной системе водоснабжения с. Пыщуг было установлено несоответствие питьевой воды гигиеническим нормативам. Водоснабжение в с. Пыщуг и Пыщугском районе осуществляет ответчик. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе в рамках п. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в 2020, 2021, 2022 годах в адрес МКП «Пыщугсервис» и Главы Администрации Пыщугского района были направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения. Требования Роспотребнадзора не исполнены. Нарушения законодательства имеют длительный характер и затрагивают права лиц, намеревающихся воспользоваться и пользующихся услугами водоснабжения в указанных населенных пунктах.
В судебном заседании представитель истца Беша О.Г. уточненные исковые требования поддержала. Из пояснений представителя истца в судебном заседании и письменных пояснений следует, что лабораторное исследование воды производилось в мониторинговых точках, расположение которых утверждается каждый год. Мониторинговые точки определялись в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60, письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.10.2006 № 0100/10460-06-32 «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга». После установки ответчиком очистных сооружений водозабора на ул. Садовой с. Пыщуг 17.02.2023 также проведен социально-гигиенический мониторинг. В результате установлено превышение показателей качества воды по бору и общей минерализации (сухому остатку). Таким образом проведение работ на улучшение качества воды не повлияло. МКП «Пыщугсервис» не исполняет программу производственного контроля качества питьевой воды, утвержденную на предприятии. С 2021 года самостоятельные проверки качества питьевой воды МКП «Пыщугсервис» не проводило, результаты лабораторных исследований в Роспотребнадзор не направляло. Представитель истца считает, что требуемый срок для устранения нарушений является разумным, поскольку нарушения законодательства носят длительный характер. Кроме того, у ответчика имеется право обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика Шалкин А.В. в судебном заседании исковые требования в части обязания устранить нарушений законодательства признал, не согласен со сроком устранения нарушений, поскольку для этого требуется более длительный период времени.
Представитель ответчика Дурманов Н.В. в судебном заседании 03.04.2023 пояснил, что с компанией «Геобурстрой» был заключен госконтракт на капитальный ремонт скважины, расположенной на ул. Садовая в с. Пыщуг. Предварительно были взяты пробы воды на испытание от 09.02.2023 при пробном запуске очистных сооружений. Имеется протокол испытаний, согласно которому проблем по качеству воды нет. На данный момент компания «Геобурстрой» производит наладочные сооружения, оборудование будет привезено до 01.06.2023 года. Согласно госконтракту от 23.08.2022 года в случае каких-либо технических неполадок подрядчик должен их устранить.
Представитель третьего лица администрации Пыщугского муниципального округа Костромской области Панова Ю.К. считает заявленные требования обоснованными в части необходимости обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой жителям села Пыщуг и Пыщугского муниципального округа Костромской области, гигиеническим нормативам, не согласна с требованиями в части срока устранения нарушений. Пояснила, что улучшение системы водоснабжения произведено в рамках программы «Чистая вода», утвержденной администрацией Пыщугского муниципального района. Данные работы были запланированы на 2022 год, в настоящее время не завершены.
Выслушав участников, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Полномочия территориального органа - Управления Роспотребнадзора по Костромской области закреплены в Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 года № 697, согласно которому Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, для чего наделено правом обращаться в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 11 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Соблюдение требований санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с табл. 3.13 р. III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), содержание бора в питьевой воде составляет 0,5 мг/л. Согласно таблице 3.3 р. III СанПиН 1.2.3685-21 содержание общей минерализации (сухого остатка) в воде питьевой централизованного водоснабжения составляет не более 1000 мг/л.Согласно п. 76 р. IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 1.2.3684-21) при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии п. 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Согласно ст. 45 Федерального закона № 52-ФЗ для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60 утверждено Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга. Пунктом 4 данного Положения установлено, что мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с п. 2.3 Порядка проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении социально-гигиенического мониторинга (утв. приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 № 367) при санитарно-эпидемиологической оценке объектов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории, проводится установление факторов и точек отбора проб (мониторинговые точки), которые наиболее адекватно позволят охарактеризовать их распространение на территории и возможное влияние на человека; определение периодичности и кратности отбора проб, порядка наблюдения и исследования в мониторинговых точках.
Перечень мониторинговых точек утверждается приказом руководителя Управления по субъекту Российской Федерации (приказ Роспотребнадзора от 21.08.2007 № 246 «О мерах по организации и проведению социально-гигиенического мониторинга».
Приказами руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области № 5-од от 29.01.2019, № 51-од от 15.07.2021, № 66-од от 25.10.2021, № 94-од от 21.12.2022 утверждены перечни мониторинговых точек на территории Пыщугского района.
Судом установлено, что в рамках социально-гигиенического мониторинга в 2020-2022 годах филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» проводился лабораторный контроль питьевой воды в централизованной системе водоснабжения с. Пыщуг и Пыщугского района Костромской области. Отбор проб воды осуществлялся в установленных мониторинговых точках. По результатам лабораторного контроля выявлялось несоответствие гигиеническим нормативам средних показателей проб питьевой воды. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторных испытаний.
Водоснабжение в границах Пыщугского района осуществляет ответчик. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе в адрес ответчика и Главы Пыщугского муниципального района направлялись уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения.
В период рассмотрения гражданского дела соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам на территории Пыщугского района не обеспечено. Доказательства обратного ответчиком и третьим лицом не представлены.
Проведение мероприятий по ремонту водозабора по ул. Садовой с. Пыщуг в рамках муниципального контракта от 23.08.2022 не повлекло улучшения качества воды, что подтверждается результатами лабораторных испытаний, проведенных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» 17.02.2023.
Результаты указанных лабораторных испытаний опровергают результаты испытаний, проведенных испытательной лабораторией ФГБУ ГСАС «Костромская» 09.02.2023. Лабораторные испытания филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» проведены в соответствии с вышеуказанными требованиями закона о порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, отбор проб питьевой воды осуществлялся в мониторинговых точках.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом обсужден вопрос об установлении срока, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда в добровольном порядке.
Требования истца об установлении такого срока – до 1 апреля 2024 года, суд считает обоснованным, а указанный срок - разумным. В силу закона ответчик обязан оказывать услуги по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества. Требуемый истцом срок для проведения работ по улучшению качества питьевой воды, по мнению суда, является достаточным как для проведения конкурсных процедур, так и для непосредственного выполнения самих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, взыскивается государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Размер государственной пошлины в настоящем деле должен быть определен, исходя из ее размера при подаче искового заявления неимущественного характера, подлежащей уплате физическими лицами, поскольку истцом предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, а также с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, поскольку исковые требования ответчиком признаются.
В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом того, что МКП «ПыщугСервис» является муниципальным предприятием, принимая во внимание размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с учетом признания иска, который является незначительным (90 рублей), превышение затрат на ее взыскание относительно выгоды от получения бюджетом государственной пошлины, суд находит основания для уменьшения государственной пошлины до нуля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» (░░░░ 1204400002487) ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░