Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2239/2019 ~ М-2284/2019 от 25.06.2019

Дело № 2-2239/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 года                             г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи                Буджаевой С.А.,

при секретаре                        Сангаевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Донары Владимировны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л:

Андреева Д.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет, к Министерству финансов Республики Калмыкия о возложении обязанности по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

В обоснование заявленных требований указывает, что она получает пенсию за выслугу лет, назначенную ей как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Указанная пенсия была назначена ей с 10 декабря 2013 года решением Министерства социального развития, труда и занятости РК от 28 февраля 2014 года №494, в соответствии с положениями Закона Республики Калмыкия № 335-III-3 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия» от 22 февраля 2007 года. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года вышеуказанный закон признан недействующим с 27 июля 2016 года. С указанной даты выплата ей пенсии за выслугу лет была прекращена.

В настоящее время в Республике Калмыкия отсутствуют нормативные правовые акты, гарантирующие государственной обеспечение гражданских служащих. Принятый 9 июня 2018 года Закон Республики Калмыкия № 291-V-З от 9 июня 2018 г. «О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия» апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 5 декабря 2018г. признан недействующим. Таким образом, в настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительно гарантированные пенсионные права. Полагает, что исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Отсутствие надлежащего правового регулирования в Республике Калмыкия в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих не может являться достаточным основанием для отмены ей ранее назначенной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Полагает, что установление предусмотренных федеральными законами гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, является обязанностью субъекта РФ, однако указанная обязанность органами государственной власти Республики Калмыкия не выполняется.

Просит суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в свою пользу невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016г. по 30 июня 2019г. в размере 473 130,03 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия; возложить на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанность по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

В судебном заседании истец Андреева Д.В. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. В письменных возражениях на исковое заявление представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Суд счел возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное (выплатное) дело Андреевой Д.В., суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пунктов «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Во исполнение предоставленных полномочий Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Судом установлено, что истец Андреева Д.В. замещала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия – <данные изъяты> в Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, стаж государственной гражданской службы составил 22 года. Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 28 февраля 2014 года №494 истцу Андреевой Д.В., назначена пенсия за выслугу лет с 10 декабря по 31 декабря 2013 года в размере 10 595,81 руб., с 01 января 2014 года - в размере 15 641,44 руб.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.

Во исполнение решения суда Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З, регулирующий назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, признан утратившим силу с 27 июля 2016 года.

В связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет Андреевой Д.В. прекращена; по состоянию на 27 июля 2016 года размер ее пенсии составлял 13 938,94 рублей. Компенсационная выплата по Закону Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. № 291-V-З от 9 июня 2018г. «О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия» Андреевой Д.В. не назначалась (л.д.21).

6 июня 2019 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», регулирующий правоотношения по установлению и выплате пенсии, в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Указанный закон вступил в силу 1 июля 2019 года и не применяется к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу. Данным Законом предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение в частности лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в порядке и в размере, аналогичным к положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, с момента признания недействующим Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З с 27 июля 2016 года до вступления в силу Закона Республики Калмыкия № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», т.е. до 1 июля 2019 года, отсутствовал правовой механизм государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия.

Между тем отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации – в Республике Калмыкия - в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих, не может служить основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, в связи с чем их права, в том числе истца Андреевой Д.В., подлежат восстановлению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, определение от 1 декабря 2005 г. № 521-О), отмена социальных льгот не согласуется с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и к государству, что предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения (постановления от 16 декабря 1997 г. № 20-П, от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 9-П, определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О, от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 5 июля 2005 г. № 246-О и № 303-О).

Принимая во внимание отмену закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, при отсутствии надлежащего механизма соответствующего возмещения, а также учитывая положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих на принципах единства системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации, обеспечивающихся, в том числе посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, суд считает, что способом восстановления нарушенного права является взыскание в пользу Андреевой Д.В. дополнительного пенсионного обеспечения в размере, установленном Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регламентирующим условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

Применение федерального закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия, и направлено на защиту их прав и интересов, осуществление надлежащего правосудия.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент назначения Андреевой Д.В. пенсии за выслугу лет, федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 указанного Федерального закона размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), а также фиксированной выплаты к ней не может превышать 75 % среднемесячного заработка, размер которого ограничен величиной в 2,8 должностного оклада в соответствующем периоде.

Судом установлено, что на момент назначения пенсии за выслугу лет период прохождения Андреевой Д.В. государственной гражданской службы составил 22 года, в связи с чем расчет размера пенсии за выслугу лет должен производиться следующим образом:

22 года общего стажа истца - базовый стаж 15 лет = 7 лет х 3% = 21% + базовые 45% = 66 % от среднемесячного заработка государственного гражданского служащего.

По сведениям Министерства финансов Республики Калмыкия должностной оклад государственного гражданского служащего по должности «<данные изъяты> Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия» за период с июля 2016 года по декабрь 2018 года составлял 5 933 рублей, за период с января 2019 года по июнь 2019 года – 6 229 рублей.

Следовательно, среднемесячный заработок государственного гражданского служащего, исходя из которого определяется общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии, составлял в период с июля 2016 года по декабрь 2018 года 16 612,40 рублей (5 933 рублей х 2,8), в период с января 2019 года по июнь 2019 года – 17 441,20 рублей (6 229 рублей х 2,8).

Соответственно, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости в период с июля 2016 года по декабрь 2018 года не могла превышать 10 964,18 рублей (16 612,40 рублей х 66%), в период с января 2019 года по июнь 2019 года – 11 511,20 рублей (17 441,20 рублей х 66%).

Как усматривается из справок, выданных отделом АУ МФЦ по г.Элиста 14 июня 2019 года, Андреева Д.В. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой в июле 2016 года составлял 13 158,65 рублей, в последующем размер указанной пенсии повышался и по состоянию на июнь 2019 года стал составлять 15 742,71 рублей (л.д.13-18).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Андреева Д.В. получает страховую пенсию по старости, размер которой превышает размер пенсии за выслугу лет 11 511,20 рублей, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Андреевой Д.В. о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и производных требований о возложении обязанности по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░

2-2239/2019 ~ М-2284/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андреева Донара Владимировна
Ответчики
Министерство социального развития, труда и занятости РК
Министерство финансов РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Буджаева Светлана Александровна
Дело на сайте суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
25.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2019Судебное заседание
14.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее