№ 5-657/2023
УИД 53RS0022-01-2023-006173-56
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2023 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, в отношении
Маркова Н.В., <данные изъяты>
установил:
04 августа 2023 года главным государственным таможенным инспектором Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Пяткевич О.В. в отношении Маркова Н.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, за невывоз с таможенной территории ЕАЭС физическом лицом временно ввезенного транспортного средства в установленные сроки временного ввоза
Определением начальника Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Ивиной С.В. от 18 августа 2023 года вышеуказанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 23 августа 2023 года).
Изучив при подготовке рассмотрению дела об административном правонарушении представленные материалы судьей установлено, что рассмотрение данного дела не относится к компетенции судей Новгородского районного суда Новгородской области.
В части 2 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 названной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесены к компетенции мировых судей (абзац 6 части 3 указанной статьи).
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пп. "а" пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (ст. 28.7 КоАП РФ).
Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Статья 28.7 КоАП РФ относит административные правонарушения в области таможенного дела к случаям, когда при их выявлении допускается проведение административного расследования, то есть при необходимости проведения административного расследования по факту выявления деяния, содержащего признаки состава вышеуказанного правонарушения, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Из материалов дела следует, что 31 июля 2023 года главным государственным таможенным инспектором Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Пяткевич О.В. вынесено определение о возбуждении в отношении гражданина РФ Маркова Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
В вышеуказанном определении в качестве мотивов принятия решения о проведении административного расследования должностным лицом указано на то, что после выявления административного правонарушения необходимо осуществить процессуальные действия, требующие значительных временных затрат: опрос лиц, имеющих отношение к административному правонарушению, получение иных доказательств совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что по данному делу фактически проведено административное расследование, поскольку не были осуществлены процессуальные действиями, требующие значительных временных затрат.
Так, после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в материалы дела только приобщены протокол опроса Маркова Н.В. от 31 июля 2023 года, составленный в день вынесения вышеуказанного определения, и справка главного государственного таможенного инспектора Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Пяткевич О.В. от 04 августа 2023 года по результатам проверки в АИС «Правоохрана – административные правонарушения» сведений о привлечении Маркова Н.В. к административной ответственности.
Иные письменные документы (доказательства) по данному делу об административном правонарушении получены в период, предшествующий вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определение о назначении экспертизы в порядке, установленном ст. 26.4 КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, не выносилось.
Допрос лиц, проживающих в другой местности, должностным лицом не осуществлялся.
04 августа 2023 года в отношении Маркова Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ.
Таким образом, наличие в материалах дела определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования само по себе не является основанием полагать, что административное расследование фактически проведено, и не является обстоятельством, однозначно устанавливающим подсудность рассмотрения дела.
Поскольку действия, которые были произведены, не свидетельствуют об административном расследовании, а санкция ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ не указывает на исключительную подсудность дела районному суду, судья приходит к выводу, что в силу абзаца 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ настоящее дело подведомственно мировому судье.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении, местом совершения вменяемого Маркову Н.В. административного правонарушения, является адрес: <адрес> что на основании статьи 3 Областного закона Новгородской области от 01 апреля 2013 года № 242-ОЗ «О судебных районах, судебных участках и должностях мировых судей в Новгородской области» относится к юрисдикции мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области.
Принимая во внимание, что рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении к компетенции судьи Новгородского районного суда не относится, а по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является законным судом, принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия, имеющееся в материалах дела ходатайство Маркова Н.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его регистрации (жительства) не может быть рассмотрено судьей районного суда.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, в отношении Маркова Н.В. и другие материалы дела подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области.
Руководствуясь ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ, судья
определил:
Протокол № 10210000-3981/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, в отношении Маркова Н.В. и другие материалы дела передать на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области.
Судья В.В. Ящихина